ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бояркино. Церковь Спаса Преображения (утраченная).


Бояркино. Церковь Спаса Преображения (утраченная)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:Между 1882 и 1886.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Московская область, Озёрский район, с. Бояркино




Церковь Спаса Преображения (утраченная), 1900—1917 год фото с сайта https://pastvu.com/p/446602<br>, Бояркино, Озёрский городской округ, Московская область
1900—1917 год фото с сайта https://pastvu.com/p/446602
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917



Статьи


Марина Зуйкова  2 июля 2021

Первое упоминание о Преображенском храме в селе Бояркино относится к 1578 году.

В Писцовой книге Коломенского уезда за 1577-1578 годы, в описи Большого Микулинского стана есть следующая запись: "... с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена, клецки: пашни церковные сер. земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по дуброве 15 коп...". В то время Бояркинский приход находился в составе Коломенской и Каширской епархии.

4 апреля 1762 года тщанием премьер-майора Алексея Лаврентьевича Барыкова храм был исправлен и перестроен. Тогда же впервые упоминаются приделы пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца, которые по причине неготовности в них иконостасов оставались неосвященными.

В 1774 году тщанием и рачением местных прихожан в селе был построен новый деревянный трехпрестольный храм: центральный - в честь Преображения Господня, правый - во имя пророка Илии, левый - во имя великомученика Георгия Победоносца.

Новая церковь была внушительных размеров: длина её, вместе с колокольней, составляла 19 сажень (40,5384 метров), ширина - 7 сажень 2 аршина (16,3576 метров), высота "до верха карниза" - 5 сажень (10,668 метров). Трехъярусная колокольня высотой "до верха карниза" 12 сажень (25,6032 метров). Верх храма украшали три главы - одна большая и две малых. Снаружи церковь была обшита тесом и частью железом, и окрашена масляной краской. Внутри храм был оштукатурен и, в законченном своем виде имел три иконостаса: главный - высотой 5 сажень (10,668 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров), и два боковых (придельных) иконостаса высотой 11/2 сажени (3,2004 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров).

В 1825-1828 годах храм был перекрашен и перекрыт, старая колокольня разобрана, а колокола подвешены на столбах возле храма. В 1836 году была построена новая деревянная колокольня.

В ноябре 1881 года началось строительство каменного храма с колокольней, в память императора Александра II. Храм был построен 8 ноября 1886 году усердием прихожан - крестьян деревни Холмы: Семена Исидоровича Сидорова, Тимофея Никифоровича Крюкова, Ивана Васильевича Комиссарова и сельца Большого Уварова Илариона Алексеевича Сумарокова. В том же году нововозведенный храм с приделами того же наименования был освящен викарным епископом Дмитровским Мисаилом (Крыловым).

В 1895 году старая деревянная церковь была возобновлена церковным старостой сельца Большого Уварова Илларионом Алексеевичем Сумароковым при участии жены действительного статского советника Зинаиды Ивановны Даниловой.

В 1937 году деревянный храм был сожжен, а каменный - закрыт. Его здание храма было обращено в клуб, а после, некоторое время, использовалось под хранение зерна. А перед войной с каменного храма сбросили колокола, сам храм взорвали, так как разобрать его не вышло из-за прочности кладки.

https://drevo-info.ru/articles/13677371.html


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 июля 2021

Село Бояркино. Утерянный и обретённый храм.

Часть I. Деревянная церковь

История Преображенской церкви в селе Бояркино своими корнями уходит вглубь ХVI столетия, в правление Иоанна IV Васильевича, прозванного в народе Грозным. По его повелению в 1577-78 годах проводилась перепись Московского царства. В Писцовой книге по Коломенскому уезду упоминается: «… с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена…» Что собой представляла церковь тех далёких времён, по всей видимости, мы никогда теперь не узнаем. Однако до наших дней дошли записи о том, что в 1750 году в селе Бояркино имелась Преображенская церковь, в которой работало два священника. Священник Никита Матвеев и священник Федор Афанасьев. А селом на ту пору владела Мария Ильина дочь Барыкова. Через 24 года село принадлежало бригадирше Прасковье Ивановой дочери Барыковой и вдове Алёне Ивановой, дочери Барыковой. Сельцом Уварово владел князь Александр Борисович Куракин (до него сельцо принадлежало генералу Петру Ивановичу Салтыкову). Деревня Холмы на ту пору принадлежало графу Мартину Карловичу Скавронскому, а сельцо Синцово (так в документах — прим. автора) – секунд-майору Александру Степанову сыну Бахметеву. (ЦИАМ, ф.203, оп.745, д.636, л.225, метрическая книга).

В 1774 году в селе Бояркино была построена церковь во имя Преображения Господня (в страховой оценке от 02.08.1910 г. указано, что церковь возведена в 1771 году). «Построена церковь была тщанием прихожан. Здание деревянное с таковое колокольнею, покрытая железом. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Преображения Господня, в приделах тёплых – по правую сторону во имя Пророка Божия Илия, а по левую – во имя Славного Великомученика Георгия» (По клировой ведомости за 1881 год. Коломенский секретарь Берёзкин, л.19, № 866).

Деревянная церковь стояла на каменном цоколе. Длина храма, считая и колокольню, 19 саженей (40,5 м), наибольшая ширина — семь сажень и 2 аршина (около 16, 5 м), высота до верха карниза 5 сажень (10,5 м), окон больших – 19, малых — 4. И наружных дверей семь штук. В церкви имеются две голландские печи и в притворе контрамарка (круглая печь, обитая железом, для варки не приспособлена). Колокольня выполнена в три яруса, общею высотою (до верха карниза) – 12 сажень (25,5 м – для сравнения высота примерно 8-го этажного дома). Каждый из трёх престолов (престольных праздников) был закреплён за жителями конкретных деревень: Преображения Господня – за прихожанами из села Бояркино и деревни Холмы. Великомученика Георгия – за прихожанами из сельца Большое Уварово и деревни Кудрявцево. Пророка Илии – д. Паткино, д. Сенцово...

Церковь села Бояркино обслуживала 364 двора, в которых проживало 1088 душ мужского пола и 1162 души женского пола. Кроме того было, и четыре двора раскольников, а в них 17 душ мужского пола и 44-женского. Но со временем и церковь, и особенно колокольня, обветшали. Колокольня из-за ветхости представляла явную угрозу, и содержать на ней колокола стало небезопасно. В 1824 году жители Бояркино помещица, Титулярная Советница (гражданский чин IХ класса, своего рода так называемый кандидат в советники) Вера Михайловна Барыкова, церковный староста Евсей Назарин, жительница сельца Большое Уварово Действительная Тайная советница (гражданский чин II класса в Табели о рангах) Екатерина Дмитриевна Куракина и другие обращаются в Святейший Правительственный Синод со Всепокорнейшим прошением, в котором излагают проблемы, возникшие с деревянной церковью.

Через некоторое время Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Московскому и Коломенскому последовал Указ Его Императорского Величества, самодержца Российского, в котором повелевалось: Церковь в селе Бояркино перекрыть и покрасить. Колокольню разобрать, так как её перестройка законами не позволена, а колокола снять и подвесить на столбах рядом с церковью. Прихожанам составить новое Прошение в Московскую духовную консисторию о необходимости строительства каменной церкви в селе Бояркино. Согласно Указу, деревянная церковь была перекрыта, покрашена, а колокола сняты с колокольни и подвешены возле церкви на столбах.

Зарождение храма

Прошло более пятидесяти лет, прежде чем было составлено второе прошение о дозволении построить каменный храм в селе Бояркино, Коломенского уезда, Московской губернии (ЦИАМ – центральный исторический архив Москвы, фонд 203, оп.452, лист 19).

«В Правительственный Синод, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкой Сергиевской Лавры, от жителей деревень Бояркинского прихода Покорнейшее прошение

Коломенского уезда в селе Бояркино существующий в настоящее время деревянный храм во имя Преображения Господня приходит в ветхость. А потому покорнейше просим Архипастырского разрешения Вашего Высочества в память мученической кончины Государя Императора Александра II устроить новый каменный храм по прилагаемому при сём плану с тремя приделами. Во имя Преображения Господня главный придел и остальные два во имя Великомученика Георгия и Пророка Илии. Производство работ будет на себя принято уважаемым нами строителем Василием Сидоровым, в чём и доверяем все дела постройки.

Прихожане: Сидоров Семён Сидорович (д. Холмы); Комиссаров Иван Васильевич (д. Холмы); Горохов Филипп Иванович (д. Холмы); Крюков (возможно Крыков) Тимофей Никифорович (д. Холмы); Верёвкин Михаил Петрович – Петербургский купец, уроженец (д. Холмы); Комиссаров Василий Алексеевич (д. Холмы); Сумаков Илларион Алексеевич (д. Большое Уварово); Столбов Матвей (возможно Трофим) Евстафьевич (д. Большое Уварово); Ильин Егор Осянович – церковный староста (с. Бояркино); Сидоров Василий Сидорович – главный строитель (д. Холмы).

Прошение было подано 5 декабря 1881 года, а уже 31 декабря из строительного отделения Московского Губернского правления последовал ответ. «При предварительном рассмотрении присланного Духовной Консисторией за № 6907 проекта на постройку в память мученической кончины Государя Императора Александра II (Император погиб от бомбы, брошенной народовольцем 1 марта 1881 по старому стилю – прим. автора) нового каменного храма вместо существующего деревянного в селе Бояркино, Коломенского уезда оказалось:

1. Проект представляет неудовлетворительную архитектуру, а проектируемые части в местах соединения купольной части с её основаниями, устройство крыш на выступающих частях и прочих деталях невозможны в натуре.

2. К проекту не приложено никакой пояснительной записки с расчётом устойчивости и прочности сводов и купола. И сам проект доставлен в одном экземпляре, а потому утверждён быть не может.

О чём согласно Постановлению, состоявшегося 29 сего декабря строительное отделение с возвращением означенного проекта и имеет честь уведомить Духовную Консисторию для зависящего распоряжения».

Губернский инженер (подпись)

Старший делопроизводитель (подпись)

В январе 1882 года продолжилась переписка прихожан Бояркинской церкви с Московской Духовной Консисторией и строительным отделением Губернского правления. В своем письме Василий Сидорович Сидоров ручается о том, что как и состояния прихожан, давших согласие на строение храма, так и его состояние вполне хватит на построение нового каменного храма и «во всяком случае, не может произойти остановки в построение оного. При этом прежний деревянный храм будет неприкосновенен, и Богослужение в нём будет совершаться также, как-то совершается и в настоящее время и едва ли из уважения к древности храма будет когда-либо разобран и по построению нового». Далее Василий Сидоров пишет, что села Бояркина госпожа Данилова Прасковья Сергеевна жертвует из собственных земель одну десятину для производства и обжига кирпича, ещё половину десятины для склада материалов, необходимых для построения храма. Земля, жертвованная ею, после построения храма должна быть возвращена ей в собственное владение (1 десятина = 1,09 га). Отмечается в прошении и об исправлении выявленных недостатков.

Подключились к переписке и служители Бояркинской церкви, а именно: священник Петр Андреевич Невский, дьякон Григорий Рождественский, псаломщики Иван Смирнов и Егор Некрасов. А также жители с. Бояркино Иван Быстров, Сергей Поляков, Евдоким Савостьянов и сельский староста Антон Фомич Ребров.

И 14 апреля 1882 года из Губернского правления пришло письмо, в котором говорилось, что «…строительное отделение имеет честь препроводить при сём рассмотрении одобренный проект на постройку в память мученической кончины Государя Императора Александра II нового каменного храма вместо существующего деревянного в селе Бояркино, Коломенского уезда. … присовокупляя, что постройка эта в техническом отношении может быть допущена, считаем, чтобы работы были произведены с соблюдением установленных законом правил и под надзором техника, имеющего на то право»...

Открытие храма

Храм был возведён за четыре с половиной года. С большой долей вероятности, на момент ввода храма (1886 год) священником в нём числился Петр Андреевич Невский, 1849 года рождения. Он родился в семье священника, обучался в Московской Духовной семинарии наукам богословским, истории всеобщей, церковной и русской, логике, психологии, педагогике, математике, физике, словесности, греческому и латинскому языкам, а также практическому руководству для сельских пастырей. По окончании курса наук в 1870 г. с аттестатом 2 разряда, был определен наставником в Суковскую земскую школу. В 1871 г. перемещен в Горскую земскую школу на ту же должность. В 1872 г. определен в псаломщики к Введенской, села Горы, церкви, с оставлением в должности наставника Горского училища, до 1876 года. В 1878 году он был определен в священники на настоящее место (предположительно, в церковь села Бояркино, клировая ведомость за 1899 г.).

В 1883 году Пётр Невский назначается законоучителем в Бояркинскую смешанную школу. В приходском сельце Уварове по желанию крестьян и при помощи Иллариона Алексеевича Сумакова им открыта церковно-приходская школа, в которой за время ее существования с 1892 по 1895 гг. состоял законоучителем и заведующим. В здании возобновленной деревянной церкви с. Бояркина им открыта церковно-приходская школа, в которой он состоял заведующим и законоучителем со дня ее открытия в 1896 году. При его участии крестьяне деревни Холмы построили собственное школьное здание для церковно-приходской школы, ранее помещавшейся в наемном доме.

А построенный храм впечатлял своими размерами, архитектурой, убранством. Храм был оштукатурен как снаружи, так и изнутри. Снаружи стены выкрашены клеевой краской, а внутри — масляной краской и расписан живописью и орнаментом. Покрыт железом, выкрашенной медянкою. Длина храма, считая и колокольню 20 саженей (42,5 м), наибольшая ширина — 21,5 м. На храме имеется пять глав. Одна большая посередине и четыре малые. Окон больших -16 штук и малых в средней главе — 8. Иконостас вызолоченный. Колокольня в пять ярусов, общею высотой до верха карниза 20 саженей (42,5 м – высота 14-ти этажного дома). (Данные о храме взяты из страховой оценки за 1910 год, августа 2 дня – прим. автора)...

Храм Преображения Господня считался одним из самых богато украшенных в Коломенском уезде. Внутреннее убранство храма впечатляло и завораживало. Под общим купольным пространством, разделенным арками на три нефы (неф – от греческого «неус» — часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или обеих сторон рядом колонн или столбов) стояли в ряд три золочёных иконостаса. Шестнадцать резных золоченых киотов украшали алтарь, клиросы и сам храм.

Освящение храма произошло в 1886 году. Старейший краевед села Бояркино, учитель и один из основателей школьного музея Василий Александрович Давыдов предполагал, что освящение могло состояться 19 августа в день празднования Преображения Господне (Яблочный Спас). Однако в церковных изданиях (изд. «Храмы Озёрского благочиния») имеется конкретная дата – 8 ноября 1886 года. Сегодня это уж не столь актуально. Предлагаю читателю насладиться описанием освящения Преображенского храма, которое было напечатано в «Московских церковных ведомостях». Авторство принадлежит перу священника Введенской церкви из села Горы Фигуровскому.

«Надолго останется в памяти и перейдет из рода в род, еще небывалое в летописях села Бояркина, торжественное Архиерейское освящение вновь созданного, каменного благолепного храма, который по своей внешней архитектуре и благолепию внутреннего украшения может стать в ряду не только провинциальных сельских, но и многих градских и даже некоторых столичных храмов… Накануне освящения храма изволил прибыть в село Бояркино Преосвященный Мисаил, Епископ Дмитриевский. В час вечерний с высокой и массивной колокольни раздался благовест нового колокола ко всенощной, возвещающий о том, что желанный час для торжества освящения наступает, светлая минута заветных и священных ожиданий и желаний для храмостроителей уже близка. Масса народа русского православного благоговейно осенила себя крестным знамением. В храме и вне его слышен был благоговейный лепет святых слов: «Славу Богу! Слава Богу!».

Раздался трезвон, возвестивший о выходе Преосвященного. Архимандрит Ново-Голутвинского монастыря Иоаннокий с собором иереев в светлых облачениях встретил Преосвященнейшего. Весь новый храм загорелся сотнями огней, и ослепительно ярко соединяясь с блеском золотого иконостаса, произвёл на присутствующих чувство чего-то неземного, небесного. Поистине торжественная минута! Началась всенощная при мелодичном пении известного хора Щербаковых, соседнего фабричного села Озёры.

В сам день освящения была совершена Божественная литургия в старой деревянной церкви, и в девять утра раздался благовест, призывающий к торжественному освящению храма. Народ из соседних сёл и деревень, накануне прибывший к торжеству, в ожидании выхода Преосвященнейшего, желая принять благословение, густою массою стоял от самого храма до дома священника, где имел квартиру Владыка.

Ровно в девять часов Преосвященный изволил прибыть в храм, где встречен был священным собором. Началось само торжество освящения главного престола во имя Преображения Господня. Благоговейное служение владыки, мелодичное и стройное пение певчих при сильном голосе протодиакона Санкт-Петербургского Исаакиевского собора Громова В.И. при внутреннем благолепии храма – всё это произвело на присутствующих чувство поистине чего-то Божественно-небесного, чувство, которое трогало до слёз сердца людей не только благоговейных, но и тех, которые редко плачут слезами молитвенного восторга радости.

По окончании Божественной литургии по просьбе и желанию храмостроителей Преосвященнейший благословил образ Преподобного Иллариона одного из числа храмостроителей И.А. Сумакова (Илларион Алексеевич Сумаков житель сельца Большое Уварово – прим. автора), как человека более всех потрудившегося».

В 1890 году в селе Бояркино проживало 440 души, имелась квартира урядника, было волостное правление, земское училище и земская больница. В 1913 году к волостному правлению, квартире урядника, земской больнице и земскому училищу прибавилось чайная лавка и кузница («Население местности Московской губернии», изд. 1913 г.). При Спасо-Преображенской церкви села Бояркино имелись каменные часовни в деревне Холмы и сельце Сенцово, деревянная часовня – в сельце Большое Уварово. Ближайшая церковь Велико-Васильевская располагалась в селе Якшино, в трёх верстах от села Бояркино. Церковно-приходская школа была в д. Холмы (в 1910 г. в ней обучалось 25 мальчиков и 18 девочек) и земская школа в Большом Уварове.

Уничтожение храма

Согласно клировым ведомостям за 1916 год, всего за год до Великой Октябрьской социалистической революции священником Спасо-Преображеского храма второго благочинного округа села Бояркино, Коломенского уезда являлся Субботин Александр Иванович, 1875 г.р., а дьяконом служил Фаминцев Дмитрий Иванович, 1867 года рождения. Псаломщиком был Беляев Пётр Иванович, 30 лет от роду, просфорницей – Добролюбова Александра Семёновна, 80 лет, вдова дьякона из г. Серпухова. Церковный староста – Никольский Александр Иосифович, 1857 года рождения.

Каменный храм стоял в центре села, в 100-150 метрах к югу от того места, где в ХХI веке был выстроен новый деревянный храм. Как и положено  по христианским обычаям, вокруг церкви и недалеко от него располагалось кладбище. Именитый дворянин Данилов Алексей Данилович был похоронен в январе 1860 года возле церкви. Его сын Михаил Алексеевич Данилов (24.09.1831 – 15.06.1898), инженер-путеец, сделал блестящую карьеру. Он являлся действительным статским советником (гражданский чин IV класса в Табеле о рангах) и был захоронен в склепе Спасо-Преображенского храма. Фамилия Даниловых сохранилась до нашего времени на карте Озерского района — на железнодорожной ветке Коломна — Озеры есть станция Даниловская (Даниловка возле д. Большое Уварово). В семейном склепе нашла своё упокоение сёстра М.А. Данилова – Вера Алексеевна, умершая 22 ноября 1908 г. За огромные заслуги перед Православной Церковью братья строители Сидоровы из деревни Холмы были удостоены чести погребения под сводами храма Преображения Господня. Но покоя их души не нашли даже в самом, казалось, святом месте на Руси…

Как не красив и прочен был Преображенский храм, и стоять бы ему многие века, и радовать ни одно поколение прихожан своим величием, призывая перезвоном своих колоколов к нравственной чистоте, целомудрию и трудолюбию, мужеству и вере, но произошла великая смута в государстве Российском, лишившая безбожников ума и сердца, а христиан мира...

В Бояркинском храме были уничтожены метрические книги, которые хранились с 1802 года (!), сожжены 57 томов писания Святых отцов. Участь красавца храма была решена с выходом Постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года. Какое-то время храм ещё существовал, но 5 мая 1938 года, принимая во внимание ходатайство граждан селений Бояркино, Сенцово, Липитино о закрытии Бояркинской церкви (вы верите в такое ходатайство?) Президиум Московского областного Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов разрешает Озёрскому райисполкому церковь в селе Бояркино закрыть, а здание использовать под клуб. Но райисполком со временем пошёл гораздо дальше.

Церковное здание вначале было обращено в клуб, а позже использовалось под хранение зерна. Но, видно, даже обезглавленные и обезображенные здания храмов раздражали глаза новых хозяев жизни. Деревянный храм, прослуживший селу более полутора веков, в 1937 году был сожжен! С каменного храма сбросили колокола, а самый большой колокол при падении так глубоко ушел в землю, что его пришлось выкапывать. Храм был взорван. И поднялась у кого-то рука уложить взрывчатку под такое великолепие и достоинство. Но перед взрывом успели осквернить все семейные склепы. В подклете храма были разорены усыпальницы, гробы выволочены на улицу и разграблены. По дошедшим до нас слухам, ещё долго валялись разоренные гробы на улице возле храма, пока новая власть не озаботилась их убрать...

Уже в эпоху, близкую к развивающему социализму, задумало совхозное руководство строение овощехранилища в центре села за магазинами. Недалеко от того места, где ранее стоял каменный храм. Других свободных земель, по всей видимости, в совхозе, в котором насчитывалось сотни и сотни гектаров, не нашлось. Подогнали экскаватор, вырыли траншею, вывернув могилы десятков предков. Не пошло то строение впрок. Овощи в хранилище мёрзли, заливались вешними водами, гнили и через несколько лет хранилище перестали использовать по назначению, а вскоре оно обрушилось...

А недалеко от того места, где ранее величаво располагался каменный храм, в начале ХХI века возведена новая деревянная церковь. Вновь зазвучали колокола с молитвами над одним из древнейших селений нашего края.

По материалам статьи: Ю.А. Харитонов "Село Бояркино. Утерянный и обретённый храм", https://ya-kraeved.ru/selo-boyarkino-uteryannyj-xram-2/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.