Сохранившиеся на восточном и западном фасаде икортской ц. во имя арх. Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули, позволяют установить дату основания храма - 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору груз. царя Георгия III (1156-1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлсгга (вероятно, Твалисгуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства.
Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена верхняя часть зап. рукава. В 1916 г. в церкви провели значительные ремонтные работы, к-рыми руководил архит. Леопольд Бильфельд, автор проектов многих жилых домов, лютеран. кирхи и правосл. церкви Квашвети в Тифлисе. В 1917 г. храм был закрыт.
В 1961-1962 гг. Главным управлением охраны памятников Грузии в церкви И. были проведены укрепительные работы. Землетрясение 29 апр. 1991 г. вновь сильно разрушило церковь. Последние основательные реставрационные работы были проведены в 1999-2003 гг. комитетом ICOMOS (Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест) в Грузии под рук. архит. М. Бочоидзе. В авг. 2008 г. И. находился в зоне военных действий и был поврежден.
Церковь во имя арх. Михаила, 18,50×13,25 м, относится к типу вписанного креста, ее объемно-пространственная композиция и декор очень близки расположенному неподалеку храму Самтависи (1030). Здание церкви возведено из тесаных квадр желтовато-золотистого песчаника. Купол опирается на четыре 8-гранных столба, вост. пара которых соединена с простенками алтарной части. Зап. рукав креста удлинен парой столбов. С востока храм завершается глубокой апсидой с вимой. Пастофории расположены по бокам апсиды в 2 этажа. Наверху находятся тайники, где во времена нашествий хранили иконы и ценности, внизу жертвенник и диаконник. Нижние пастофории в отличие от большинства груз. церквей, где они отделены от основного пространства дверями, в И. во всю ширину раскрыты арками, что создает впечатление цельности пространства.
Зап. рукав креста удлинен 2 продольными арками, опирающимися на изящные колонны (сохр. сев. колонна). В верхнем этаже зап. рукава устроены хоры, предназначенные для певчих, представителей высшего сословия и женщин. По традиции груз. памятников ХII в. интерьер храма был хорошо освещен 5 окнами в нижней части здания и 12 в куполе.
Наружные массы церкви образуют стройную ступенчатую композицию. Особо декорирован купол церкви, цилиндрический барабан к-рого гармонично завершает архитектурную композицию. Его высокие и узкие окна обведены декоративными арками, оконные обрамления покрыты меняющимися орнаментальными мотивами. Поля поверх окон и карнизы барабана и фасадов церкви были также орнаментированы (не сохр.). Композиция фасадов характерна для груз. архитектуры XI-XII вв.: при большой декоративной насыщенности и выразительности она структурирована многопрофильной, местами ломаной аркатурой, богато украшенным орнаментом оконных наличников. Орнамент сочный, пластичный, рисунок свободный и мягкий, резьба глубокая. На плоскости стены вост. фасада выделяются 2 глубокие треугольные ниши, фланкирующие центральную вертикальную композицию, состоящую из декоративного креста, наличника и ромбов.
Центром композиции зап. фасада является портик (1673), над к-рым расположены 2 окна; судя по фрагментам, первоначальный портик был меньше по размерам и более соответствовал храму, чем поздний.
Юж. и сев. фасады решены сходным образом, с композициями из расположенных треугольником 3 окон по центру. Под правым окном юж. фасада сохранились солнечные часы в виде полукруга с высеченными на камне 12 отрезками, подписанными означающими числа буквами, а также с гномоном в центре. Юж. фасад имел богато оформленный портик (не сохр.).
Росписи рубежа XII и XIII вв. сохранились фрагментарно. В своде купола помещено изображение креста в ореоле, ниже - Деисус и 9 архангелов. В оконных простенках барабана фронтально и в рост - 12 пророков, под окнами - незначительные фрагменты 12 фронтальных поколенных фигур святых.
Росписи алтаря и стен церкви располагаются в 3 регистра. В конхе алтаря представлена Богоматерь с Младенцем на троне; справа от Нее сохранились фрагменты изображения арх. Михаила. Ниже, во 2-м регистре,- «Евхаристия», с дважды повторенной фигурой Иисуса Христа в центральной части композиции; изображения апостолов едва различимы. В 3-м регистре, переходящем в виму, святительский ряд из 10 фигур (частично сохр. 4), расположенных в 3/4-ном повороте и держащих развернутые списки в руках. В откосах сев. окна сохранилось изображение 2 диаконов.
В 1-м регистре росписи сев. рукава едва различимы фрагменты композиции «Благовещение»; во 2-м, между окнами,- «Распятие» в сокращенной редакции (фигуры Спасителя, Пресв. Богородицы и ап. Иоанна Богослова); в 3-м - незначительные фрагменты композиций Страстного цикла «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад». В 3-м регистре росписи юж. рукава сохранились следы композиции «Сошествие Св. Духа». В зап. части роспись не сохранилась.
https://www.pravenc.ru/text/389071.html#part_2