ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вороновица. Церковь Михаила Архангела.

Михайловская церковь


Вороновица. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:не ранее 1752.
Адрес:
Украина, Винницкая область, Винницкий район, пгт. Вороновица, ул. Коцюбинского, 15

Координаты: 49.1145, 28.668228



Церковь Михаила Архангела, Опубликовано: Titus D. Hewryk «Masterpieces in wood: houses of worship in Ukraine». – New York, 1987, № 2. (Титус Д. Хеврик «Шедевры из дерева: молельные дома Украины». – Нью-Йорк, 1987, № 2)<br>, Вороновица, Винницкий район, Украина, Винницкая область
Опубликовано: Titus D. Hewryk «Masterpieces in wood: houses of worship in Ukraine». – New York, 1987, № 2. (Титус Д. Хеврик «Шедевры из дерева: молельные дома Украины». – Нью-Йорк, 1987, № 2)
Елена Григорьева
1 июня 1987
Церковь Михаила Архангела, Вид с юга. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1985 г., т. 2<br>, Вороновица, Винницкий район, Украина, Винницкая область
Вид с юга. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1985 г., т. 2
Елена Григорьева
1 июня 1967



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  10 января 2021

Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Все срубы восьмигранные в плане, перекрыты барочными верхами с перехватом на высоких восьмериках с одним заломом. К бабинцу примыкает пристроенный позднее тамбур. Низко расположенное поддашие подчеркивает высокие пропорции срубов.

В интерьере доминирует высотно раскрытое пространство. Центральный сруб отделен от бабинца фигурной двухъярусной аркой-вырезом. На стенах - масляная живопись XIX в.

Источник: Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог

http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_026.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 августа 2022

Деревянная эта церковь - уже знакомый по Виннице типичный украинский трехчастный храм. Народное творчество не знает повторений. По-своему неповторима и ганщинская церковь, очень живописно стоящая на склоне широкого холма, среди зеленого села, соразмеренная с окружением. Она несколько меньше винницкой, проще. Галерея опасання отсутствует, вместо неё - навес на кронштейнах, образно именуемый здесь капелюшем (то есть шляпой или полями шляпы), отводящим дождевую воду от фундамента сооружения. Гонтовая кровля давно заменена бляхой, совсем иначе обрисовывающей плавные шлемовидные очертания верхов, перехваченных легким пояском. Кованые кресты над западной и средней главками повторяют декор винницких крестов церкви Николая - стилизованные цветочные бутоны, а крест над восточной украшен раскрытыми цветками; причем, кузнец применил те же детали, только по-иному скомпоновал их.

Небольшие размеры храма в плане, отсутствие прямых углов, выверенный пропорциональный строй его - все это создает ощущение покоя и уюта в интерьере, раскрытом на всю высоту. Широкий проем из притвора-бабинца с хорами, увешанный «дарчими» иконами в рушниках, открывает вид на иконостас, очевидно, современный храму. На сером поле иконостаса резко выделяются проемы барочных очертаний с потемневшими от времени ликами святых. Строгой каноничности и монотонности фона противопоставлены затейливые переплетения позолоченных завитков, украшающих пространства между иконами, а также легкие колонки иконостаса и словно олицетворяющих радость жизни. Сияние золота максимально сконцентрировано в резных царских вратах, выполненных с большим вкусом и мастерством. Линии акантовых разводов легко струятся, переплетаются завитками листьев, обрамляя шесть традиционных свальных медальонов с евангелистами, которые изображены в торжественно-вдохновенных позах, ярко, в хорошей реалистической манере.

Мотив переплетающихся листьев аканта еще виртуознее применен в сквозных, круглого сечения колонках, обрамляющих большую икону «Снятие со креста», выполненную в технике гризайля. Неизвестный мастер просто и тонко передал в динамике поз персонажей их душевное состояние.

Среди многих традиционных церковных сюжетов, воспроизведенных в росписях ганщинской церкви, наиболее удачен, пожалуй, образ Саваофа, украшающий плафон над алтарем. Здесь же, у горнего места, установлен деревянный резной портал из вороновицкой церкви Рождества Богородицы, составленный из тесно сгруппированных пилястр и колонн, с примитивными позолоченными каннелюрами.

Обращает внимание обилие «дарчих» икон, переданных вместе с рушником после похорон в церковь. Пестрота традиционных рушников придает интерьеру народный колорит, уют и своеобразие, вызывает желание всмотреться, сравнить технику исполнения вышивок - этого древнейшего украинского искусства. Чаще можно увидеть вышитые гладью цветы - по образцам из альбомов. Но вот и старинные полотняные рушники с поперечным геометрическим орнаментом красных и черных ниток, вышитых крестом."Червоне - то любов, а чорне - то журба!" - вспоминаются слова песни. Ведь рушник проходит через всю жизнь украинца: на нем он рождается, крестится, венчается, сходит в могилу; рушником украшают иконы, семейные портреты и фотографии, на нем подносят хлеб-соль... И вышивка гладью обращается к излюбленному народом мотиву "вазон". Именно он, уже лишенный давнего наивно-условного, схематичного трактования извечного рисунка - на плоском изображении поданы рельефные цветы, - воспроизведен на большом рушнике, помещенном под образом "Снятие с креста". Этот же сюжет, стилизованный и упрощенный техникой исполнения, можно увидеть и на железобетонных столбиках ворот усадьбы Михайловской церкви. Вазон, расцвеченный яркими красками, удачно "втиснут" глубоким контррельефом в узенькую поверхность столбика. Внизу оттиснута формой дата: "1969". Традиция живет!

Малаков Д.В. «По Брацлавщине». - М., «Искусство», 1982 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.