ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Виловатово. Церковь Николая Чудотворца (старая).

Никольская церковь


Виловатово. Церковь Николая Чудотворца (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1874 и 1875.
Год утраты:1965
Адрес:
Республика Марий Эл, Горномарийский район, село Виловатово.

Координаты: 56.171268, 46.606533



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Артур 955  10 октября 2020

Деревянная однопрестольная Свято-Никольская церковь в селе Виловатово была построена в 1875 году на средства прихожан. С 1886 года при храме работала церковно-приходская школа. В 1938 году церковь закрыта, в 1965 году разобрана.


Артур 955  15 октября 2020

История самостоятельного прихода с. Виловатово (ранее с. Виловатый Враг) начинается осенью 1873 г., когда благочинным Козьмодемьянского уезда с. Малого Сундыря священником Михаилом Алексеевичем Рождественским было высказано предложение о строительстве православного храма в околотке Виловатом при д. Виловатый Враг и образовании при нём самостоятельного православного прихода. 2 сентября 1873 г. на общем сходе жителей приходских деревень Троицкой церкви с. Малый Сундырь (ныне с. Важнангер) было принято решение о строительстве в д. Виловатом Враге храма и образовании самостоятельного православного прихода. Для данного решения необходимо было собрать общий сход жителей всех соседних приходских деревень и составить общественный приговор.

Первая попытка была предпринята 11 февраля 1874 г., но на сход явилось всего около 100 человек. Присутствовавший на общем собрании помощник земского исправника Чириков признал сход несостоявшимся, но М.А. Рождественский предпринял вторую попытку собрать жителей уже на 9 марта 1874 года. Вторая попытка оказалась успешной: общее количество собравшихся на сходе было 353 человека. По итогам собрания был составлен общественный приговор о следующем: 1. построить новую деревянную церковь во имя святителя Николая чудотворца единогласным приговором на месте существующего, ныне упразднённого, виловатовражского этапного здания при выселке этапном и местном Московском почтовом тракте, согласно имеющемуся плану и фасаду; 2. утвердить состав причта: священником – Троицкой церкви с. Малого Сундыря Андрея Троицкого, в псаломщики – пономаря Троицкой церкви с. Малого Сундыря Михаила Аргентова. Попечителями и храмоздателями церкви выступили местные крестьяне из черемис: Егор Яковлев (из д. М. Паратмары), Александр Никитин (из д. М. Паратмары) и Стефан Федоров (из д. Виловатый Враг).

Но дело о постройке храма в 1874 г. остановилось весной на полгода из-за отказа крестьян с. Карачкино уступить 10 десятин земли для нужд прихода: «...Троекратно собирался народ на месте постройки новой церкви, но все собрания не привели к ожидаемым мною [М.А. Рождественским] результатам, потому, что место, на котором стоит этапное здание и которое, не ломая его, они [прихожане] предполагали сделать помещением для причта, принадлежит не нашим прихожанам, а прихожанам села Карачкина, а они, несмотря на все просьбы наших прихожан – уступить им эту землю, в количестве 10 десятин, или за землю, которую они обещались дать им в другом месте, смежном с их дачами, никак не соглашались на уступку этой земли, не приносящей им при этом никакой пользы...».

Дело дошло до разбирательства в мировом суде, в котором проигравшей стороной оказались жители д. Виловатый Враг. Вследствие этого благочинный долгое время не испрашивал благословения у архиепископа на закладку храма до окончательного решения вопроса с землей, но под давлением попечителей и храмоздателей вынужден был до решения всех земельных вопросов испросить архипастырское благословение на закладку и совершение чина на основание храма. Об этом сообщает в рапорте М.А. Рождественский от 19 сентября 1874 г.: «Освящение места под построение новой, в Виловатом Враге, церкви совершено 20 июня [возможно, что в рапорте ошибка, т.к. далее в деле упоминается дата 16 июня] во исполнение резолюции его высокопреосвященства от 21 мая за №1642». Резолюция архиепископа Казанского и Свияжского была следующего содержания: «именем Господним благословляю освятить место для постройки новой церкви по чиноположению и о последующем донести».

Освящение места будущего храма было совершено М.А. Рождественским в сослужении священников следующих сёл: Малого Сундыря Андрея Троицкого и с. Кузнецово Михаила Крестникова. Постройка новой церкви была начата на следующий день после освящения и к концу сентября 1874 г. завершалась работа над кровлей. При этом было отмечено следующее: «При сем долгом считаю объяснить Казанской духовной консистории, что я [М.А. Рождественский], не получил от прихожан новой церкви сведений, требуемых консисторией, долго не соглашался просить архипастырское благословение на освящение места, а тем более на постройку самой церкви, но строители и попечители новой церкви, невзирая на все мои резоны, наняли подрядчика с 18 рабочими и требовали, чтобы я как можно скорее освятил место и допустил подрядчика до работ, иначе они будут жаловаться его высокопреосвященству за мое препятствие. Во избежание всех неприятностей, всегда встречающихся при постройке церкви и мной самим испытанных, я вынужденным нашелся, не дождавшись требуемых сведений, просить архипастырского благословения на освящение места и на постройку самой церкви».

Источник: Артур Тумаков «Из истории православных приходов Козьмодемьянского уезда»


Артур 955  15 октября 2020

Об освящении места под церковь, которое состоялось 16 июня 1874 г., можно узнать из рапорта от 20 июня 1874 г.: «Освящение места для постройки новой церкви, предположенной во имя святителя Николая чудотворца на месте упраздненного ятапа [так по тексту из рапорта], находящегося в моем приходе, совершено было мною, по чиноположению православной церкви, 16 числа сего июня в день памяти св. Тихона Амафунтского чудотворца и св. Тихона Задонского чудотворца, со священниками – с. Малого Сундыря Андреем Троицким и с. Кузнецово Михаилом Крестниковым в сослужении диакона моего села [Малого Сундыря], при большом стечении народа». Весной 1875 г. внешне храм был готов, а во внутреннем помещении шла отделка. Особое внимание благочинного было обращено на готовность иконостаса. В своем рапорте М.А. Рождественский отразил следующее: «В настоящее время иконостас вчерне весь готов, только ещё не вызолочен, позолота его начнется в сем мае месяце, иконы пишутся и 8 из них уже готовы и принесены на место». К концу осени 1875 г. храм был готов к освящению.

В деле о постройке храма сохранился документ под названием «Акт свидетельства церкви, вновь построенной в Мало-Сундырском приходе, на месте упразднённого ятаба, во имя святителя Николая чудотворца, составленный местным благочинным Козьмодемьянского уезда, села Малый Сундырь священником Михаилом Рождественским» следующего содержания: «1875-го года, ноября 24-го дня. По свидетельству, произведенного мною означенного месяца и числа о церкви, выстроенной Мало-Сундырскогоприхода в выселке Виловатовском, оказалось следующее: церковь деревянная, во имя св. Николая чудотворца, начата постройкой в 1873 году, по приговору прихожан, в сем 1875 году, в месяце ноябре совершенно окончена постройкой, в длину имеет 9 сажень, в ширину 5 сажень, в вышину внутри 3 сажени с аршином, со вне вышина церкви имеет 15 саженей, а вышина колокольни имеет 17 саженей, покрыты та и другая листовым железом и выкрашены белой масляной краской, поставлены на каменном фундаменте. Ограды ещё нет, колоколов 5 разного весу. Внутреннее устройство церкви найдено в следующем порядке: длина алтаря имеет 2 сажени с 1/4; ширина его 4 сажени, вышина 5 аршин и 2 вершка; вышина престола 1 аршин и 6 вершков, ширина его 1 аршин и 4 вершка; вышина жертвенника 1 аршин и 7 вершков, ширина его 5 четвертей без вершка. На горнем месте написана икона откровения Спасителя св. Иоанну Богослову. Иконостас сооружен в 3 яруса и украшен следующими иконами: в нижнем ярусе, по правую сторону цврат, иконы Спасителя, по левую – икона Божией Матери, Утоления печали, далее иконами св. Николая чудотворца, Иоанна Крестителя, трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, св. Георгия Победоносца. Во втором ярусе иконами двухънадесятыхпраздников. В третьем ярусе – в средине иконой Воскресения Христова, св. Архистратига Михаила, Гавриила, Александра Невского, св. Пантелеймона, св. Антония и Феодосия Печерских, св. Тихона Задонского и Сергия чудотворца и св. 4-х Евангелистов. Позади правого клироса написаны иконы трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа, а вверху их икона Божией Матери Казанская, позади левого клироса икона св. Илии Пророка и Елисея. Иконостас весь позолочен, в нижнем своем ярусе имеет 10 колонн, в среднем 8, в третьем ярусе 8 колонн больших. Против царских врат устроены хоры. Окон всех 10, печей 3. Все священные вещи, составляющие украшение престола и жертвенника, имеются, все священные одежды, составляющие необходимость для священников, готовы. Все церковные книги куплены. Все иконы написаны правильно и образно с духом Православной церкви».

Акт свидетельства являлся одним из последних шагов в деле строительства храма в Виловатом Враге. Особую ценность акта представляет описание иконостаса. Положительное заключение благочинного перед Казанской духовной консисторией определило следующий шаг – освящение храма, которое состоялось 4 декабря 1875 года. В деле о постройке храма сохранился акт об освящении церкви, содержание которого описывает данное событие: «Во исполнение резолюции вашего высокопреосвященства, последовавшей на рапорт мой от 25 ноября, сего года [1875], за №191, а мной полученной 28 ноября, сего же года, за №4204, освящение Никольской, в селе Виловатом, церкви совершено нами 4 числа сего декабря месяца, в четверток в следующем порядке: 3 числа в среду совершена малая вечерня помощником благочинного, священником с. Покровского Василием Воздвиженским, а в 6 часов всенощное бдение священником с. Малого Сундыря Андреем Троицким, на котором в положенное время были совершены – лития и величание святителю Николаю мною известным о. благочинным с окрестными священниками: [с.] Покровского Василием Воздвиженским, [с.] ЧермышевоФеодором Сокольским, Андреем Леоновым, [с.] Малого Сундыря Андреем Троицким, села Шапкилей Андреем Виноградовым, [с.] Владимирского Константином Нечаевым, г. Козьмодемьянска Богоявленской церкви Петром Евтроповым, [с.] Троицкого Посада Василием Дмитриевым, [с.] Кузнецово Михаилом Крестниковым, [с.] Перня[н]гаш[и] Яковом Чудовичевым, [с.] ЕмешевоМихаилом Кроковским и [с.] Ильинского Николаем Евтроповым. На другой день, в четверток 4 числа совершено в 9 часов освящение воды со всеми означенными священниками. В 10 часов началось освящение престола, по чиноположению православной церкви; по окончании освящения началось совершение проскомидии и чтение часов. В 11 часов началась Божественная Литургия, которая совершена о. благочинным при сослужениивышеозначенных священников. После причастного произнесено слово приличное торжеству священником [с.] Малого Сундыря Троицким. По окончании литургии отправлен молебен св. Николаю. Затем возглашено многолетие царствующему дому, святейшему синоду и высокопреосвященнейшему Антонию, архиепископу Казанскому и Свияжскому, Иоанну, викарию епископу Чебоксарскому с их богоспасаемой паствой, местным пастырям, прихожанам и попечителям сего храма за сооружение храма и священникам совершавшим освящение и принесшим Господу Богу бескровную жертву. Тем и кончилось освящение храма». На торжестве освящения храма помимо указанных в акте священников присутствовали и диаконы: Платон Воскресенский и Мефодий Лавинский.

К сожалению, до наших дней Никольская церковь в с. Виловатово не сохранилась, т.к. была разобрана в 1965 г. на нужды колхоза «Сила». В 1990-е гг. был выстроен молитвенный дом, а современное здание храма было выстроено вначале 2000-х гг. и освящено в сентябре 2006 г. архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном. В наши дни рядом с храмом идет строительство новой каменной церкви по проекту архитектора В.П. Горбаня и инженера А.А. Белова (Марийскгражданпроект).

Источник: Артур Тумаков «Из истории православных приходов Козьмодемьянского уезда»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.