ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Михайловка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Михайловка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1901 и 1907.
Адрес:
Украина, Винницкая область, Гайсинский район, с. Михайловка

Координаты: 48.832387, 29.539598



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1987 г.<br>, Михайловка, Гайсинский район, Украина, Винницкая область
Частная коллекция. Фото 1987 г.
Михаил Мещанинов
26 июня 1987
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Южный фасад храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Михайловка, Гайсинский район, Украина, Винницкая область
Южный фасад храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 сентября 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Михайловка, Гайсинский район, Украина, Винницкая область
Интерьер храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 сентября 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Михайловка, Гайсинский район, Украина, Винницкая область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 августа 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Михайловка, Гайсинский район, Украина, Винницкая область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
28 августа 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Михайловка, Гайсинский район, Украина, Винницкая область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
26 августа 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 августа 2022

1702-й год упоминается в летописях как год появления первой церкви в селе. И поныне сохранились данные об этом, собранные председателем Подольского историко-статистического комитета протоиереем Ефимом Сицинским. Из них известно, что вторая церковь в Михайловке была построена в 1772 г. с разрешения униатского митрополита Филиппа Володковича. В верхнем ярусе иконостаса было обозначено - 1702 г. Это и стало основанием считать, что на 70 лет раньше этой церкви существовала другая, с которой иконостас был перенесен в другой храм. Вторая церковь - деревянная, построенная за счет прихожан. В 1848 г. к храму пристроили еще три деревянные части и на каменном фундаменте новую колокольню.

Церковная земля занимала 56 дес. 910 сажень, из неё: под усадьбой - 8 дес. 2158 саж., пахотной - 35 дес. 2040 саж., сенокоса - 11 дес. 1512 саж. Священник и псаломщик жили в старых домах (один из них принадлежал общине, а другой - церкви).

... Через полвека, 31 июля 1901 г. церковная община, во главе с протоиереем Петром Ивановичем Волошановским, получила разрешение на сооружение новой деревянной однопрестольной Покрова Пресвятой Богородицы церкви. План утвердили в строительном отделении Подольской губернии. На здание земледельцы собрали 10000 рублей. К тому же в то время каждая крестьянская семья ежегодно платила церковный налог. В центре села, куда сбегаются все дороги, мимо почтового тракта Винница - Умань, рядом со старым храмом заложили каминные устои уже для нового. Дерево резали на доски, столпы, балки, перекладины. В строительстве было занято все мастеровитое население деревни. Старшим мастером новостройки стал Василий Иванович Солодкий. Железные гвозди и гнутую изгородь выковывали местные кузнецы - Иван Чернобай, Михаил Мудрак, Иван Уманец... Церковным старостой в ту пору был Никита Митрофанович Диденко (Рузь). Старую церковь разобрали. На месте ее алтаря до сих пор лежит памятный Большой Камень.

Важнейшей частью храма является, отделенный иконостасом от середины святыни, алтарь, который является основным местом, где служится литургия и приносится бескровная жертва. В новое здание из старой церкви перенесли иконы и деревянный, ручной работы, иконостас. Из бревен искусные резчики выдалбливали пустотелые колонны со сложным растительным орнаментом.

На целых шесть лет затянулось строительство. Наконец в 1906 г. Иван Григорьевич Уманец покрыл церковь жестью, а прозвище "жестянщик" прилепилось к его роду аж на сто лет. Закончили сооружение и освятили храм в 1907г. Общая площадь здания - 370 м2, алтаря - 35 м2.

На главное событие - установка крестов на колокольню и церковную баню сошлось всё село. На баню, по лестницам, привязанный на спине тяжелый крест, вынес приказчик, а на колокольню - Архип Малюта с Випаса. Когда крест установили, то известил об этой новости "Благовест". В благодарность за этот подвиг Малюте сельская община , что собралась в церкви, подарила вышитые сорочки, скатерти, полотенца и деньги. За те деньги Архип купил целую десятину плодородной земли.

Возвращаясь с богомолья из Киево-Печерской Лавры, трое соседей с Кутянівки - Бондарь Никита, Рябой Лев и Петух Юхрем купили и принесли немалую по размерам, дорогую икону "Успения Пресвятй Богородицы" в подарок церкви.

В XIX - начале ХХ ст. в Михайловском Свято-Покровском храме служили священники: Дмитрий Иванович Петровский - с 1810 г. по 1844 г.; Феропонт Дмитриевич Петровский - с 1844 г. по 1854 г.; Георгий Васильевич Борзаківський - с 1856 г. по 1892 г.; Петр Иванович Волошанівський - с 1892 г. до начала 20-х г.г. В 1909 г. в штате церковнослужителей были: священник Петр Волошановский, получавший заработную плату в 300 руб., дьяк Михаил Домбровский - получал 50 руб. церковный староста Михаил Стороженко - без оплаты.

Церковная библиотека имела 150 книг для чтения. Копии метрических книг хранились в целости с 1776 г., а исповедные рукописи - с 1822 г. Церковное имущество, описанное в 1878 г. и проверенное в 1909 г., сохранялось ревностными михайловчанами в целости. По данным "Клировой ведомости" в 1908 г. в Михайловке было 2628 жителей. Из них - 2564 православных, 28 католиков, 36 евреев, дворяне уже отсутствуют, мещанин - один.

... Когда поднялась волна атеизма и решительной борьбы с "церковниками", Михайловский священник Петр Волошановский, чтобы избежать расправы, вместе с семьей покинул село. С церковной колокольни сбросили колокола. Крупнейший упал наземь широким основанием, и до половины ушел в землю. Куда-то исчезли драгоценности, а место богослужения переделали в общую кладовую двух колхозов - там ссыпали зерно. Кладовщик одного из них Кривой Иван Никитич, муж набожный, позвал верующих людей, и они часть икон из храма сложили в притворе, а дверь Иван запер на добротный замок.

За "религиозную пропаганду" в Михайловке посадили или расстреляли Олексу Андрушенко, Левко Рябого, Павла Бондаря, Михаила Стороженко, Якова Рабущака. Когда председатель сельсовета пришел отобрать ключи от храма, сильный дьяк Иван Уманец-Черныш (Монашек), ключи сразу не отдал, а так мотнул начальством, что тот пошел кувырком, а потом упал. Очевидно, что за этот поступок, за неповиновение, в 1937 г. Монашека и не стало. ..

Возобновилась Служба Божья в храме уже при немецкой оккупации.

Возведенный земледельческими руками храм Божий стал неотъемлемой частью современного Михайловского пейзажа, его произведением. С какой стороны ни взгляни - везде видно церковь. Через семь десятилетий разрушений богатых православных традиций, потоптав намоленные места, украинский народ снова начал возвращаться к начальной точке опоры - к Богу.

http://www.derev.org.ua/vinn/mykhajlivka.htm, перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.