ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бишкинь. Церковь Димитрия Солунского.

Свято-Димитриевская церковь


Бишкинь. Церковь Димитрия Солунского
Церковь. Не действует.  
Престолы:Димитрия Солунского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1888.
Архитектор:Ф.И. Данилов
Адрес:
Украина, Сумская область, Сумской район, село Бишкинь

Координаты: 50.634742, 34.624814
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Бишкень или в Бишкень, выходить на остановке "Бишкень"



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Максим АнтоненкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июня 2023

Уже несколько десятилетий в селе Бышкинь на Лебединщине умирает архитектурный памятник - храм, в котором жители села изображены в росписях библейских сцен. Руины этой некогда величественной церкви, освященной в честь Святого воина-великомученника Димитрия, сегодня привлекают внимание лишь единичных энтузиастов.

Из истории Бишкиня… Основана деревня в 1678 году выходцами из Змиевского уезда. В 1710 году поселение уже упоминается как деревня, то есть там существовал храм. До 1765 года Бышкинь был даже сотенным городок Сумского слободского казацкого полка.

Еще до постройки каменной, в Бишкине находилась другая – деревянная церковь, освященная в честь Святого Димитрия, построенная в 1753 году. Именно эту церковь и заменил однопрестольный каменный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенный в 1888 году по проекту харьковского епархиального архитектора В.Немкина за средства прихожан.

В то время в приход входили: село Бышкинь, хутора Ревки, Батраков, Щетины, Овдянский, Караван, Денег и Демин.

Согласно переписи Сумского полка, в 1732 году в Бишкине проживало 560 мужчин и 534 женщины, действовали школа и госпиталь для немощных. В 1740 году в приход принадлежало 100 дворов. По исповедальным записям прихожан, в деревне проживало: в 1750 году – 628 мужчин и 582 женщин; в 1770 году – соответственно 776 и 770; в 1790 году – 818 и 909; в 180 году – 910 и 960; в 1830 году – 991 и 1008; в 1850 году – 957 и 1034.

По Справочной книге Ивана Самойловича (1904) в храме служили: «с 1899 года священник Сергей Могилянский (32 года) – окончил семинарию по 2 разряду, священник с 1895 года (занимал должность законоучителя церковно-приходской и министерской школ, заведовал церковно-приходской школой); с 1902 года диакон Григорий Должанский (60 лет) – окончил духовное училище, пономарь с 1859 года, в сане диакона с 1900 г., имеет свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы, занимал должность законоучителя церковно-приходской школы); с 1881 года псаломщик Иоанн Лысенко (54 года) – окончил низшее отделение духовного училища, пономарь с 1867 года, псаломщик с 1873 года; с 1902 года церковный староста – Климент Блоха».

В начале ХХ века при храме действовали церковно-приходская и школа министерства образования.

В советский период здание церкви было частично перестроено (в течение 1955-1971 гг.). Церковь сначала использовалась как здание культуры и сельская библиотека, а впоследствии – как склад сельскохозяйственного предприятия.

Сейчас храм находится в крайне тяжелом состоянии: на куполе колокольни давно нет креста, однако вместо него поросли деревья; головы купола тоже нет. На дверях в церковь – замок. Тем не менее, зайти в храм можно с бокового входа. За годы запустения неизвестные сорвали доски пола.

Но отдельного внимания в полуразрушенном храме заслуживают фрески! Здесь их много, в интерьере почти всюду росписи святых и библейских сцен. Фрески действительно поражают изысканностью образов. Существует мнение, что они списаны с натуры с жителей села. Как ни есть, но лица у святых довольно человечны и красивы. Сегодня для проведения богослужения храм практически не используется. Религиозные мероприятия проходят очень редко, поскольку церковь находится в аварийном состоянии.

От Лебедина, Бышкинь находится в 12 км, от Сум – в 39 км. Руины храма хорошо заметны с трассы Т1909, по которой часто ездят маршрутки. Кроме посещения храма Святого Великомученика Димитрия Солунского, в Бишкине можно отдохнуть на реке Псел и познакомиться с поселениями бронзового, раннего железного века и средневековья, находящихся на его окрестностях.

Источник: https://artmuseum.lebedyn.org/byshkin-dmytriyivska-tserkva/ (перевод на русский язык)


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 февраля 2025

Свято-Димитриевская церковь - каменная однобанная церковь с колокольней, находится в равнинной открытой местности на окраине села и играет роль архитектурной доминанты. Построена в 1888 г. по проекту Харьковского епархиального архитектора Фёдора Ивановича Данилова на месте разрушенной одноименной деревянной церкви, известной с 18 в. Церковь крещата, плана латинского креста. Алтарная апсида полукруглая, вдоль неё содержатся маленькие ризницы. Остальные рамены прямоугольные в плане, причем западное – очень удлиненное. К нему с запада вплотную прилегает широкий трехдневный притвор, над которым возвышается колокольня.

Здание решено в стилистике, приближенной к классицизму. Рамена (рукава) накрывают щипцовые крыши, которым соответствуют массивные треугольные фронтоны на причелковых гранях. На пересечении рамен представляет собой монументальный шестиоконный цилиндрический Суббан, увенчанный сферической баней. Колокольня - это четверик, стоящий над объемом притвора с аттиковым полуэтажом. Грани четверика имеют арочные проёмы колоколов, обрамленные широкими пилястрами тосканского ордера. Каждую грань завершает треугольный фронтон. Венчает колокольню граненая баня параболических очертаний.

Стены здания равномерно расчленены большими арочными окнами. На причелковых гранях рамен дверной и оконные проемы скомпонованы вроде трифория. Краеугольники акцентированы широкими пилястрами, плоскости расчерчены горизонтальными группами, все окна окаймлены наличниками простейшего профиля, дверные проемы окаймлены архивольтами, опирающимися на пилястры. Стены четверика колокольни оформлены дощатым рустом.

Простоте и ясности внешних форм здания соответствует строгость и логичность интерьера. На пересечении главных продольной и поперечной осей - световой подбанник на подпружиненных арках и сферических пандативах, перекрытый баней. Апсида перекрыта конхой, рамена - коробовыми сводами, средний участок западного притвора – крестовым, а боковые участки – коробовыми сводами.

Церковь каменная из красного кирпича на известково-песчаном растворе. Фасады нетинькованные (оштукатурены). Крыши и бани по деревянным стропилам и кружалам, укрытые кровельной сталью. В интерьере стены и своды потинькованы и побелены. Частично сохранились масляные росписи конца 19 в. - в бане, подбаннике, на пандативах. Другие росписи, а также иконостас, уничтожены. В советское время храм использовался местным колхозом как склад.

Церковь в Бишкине отличается добрыми пропорциями, монументальностью форм, классической ясностью структуры, лаконичностью декора, что ставит её в ряд выдающихся зданий неоклассицистической ориентации так называемого кирпичного стиля конца 19 в. на территории Слобожанщины. 

Церковь поставлена на государственный учёт как памятник архитектуры и градостроительства местного значения с охранным №282.

Литература: Государственный архив Сумской обл., ф. 803, оп.1, спр. 16, арк. 12; Барановский В. «Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842–1892». - СПб., 1893 г.; Бондаренко И. «Характерные черты творчества Харьковского епархиального архитектора Владимира Немкина». «Архитектурное наследие Украины». – К., 2002 г. – вып. 5.; Вечерский В.В. «Памятники архитектуры и градостроительства Левобережной Украины: выявление, исследование, фиксация». – К., 2005 г.; Тимофеенко В.И. «Зодчие Украины конца XVIII-начала ХХ веков: биографический справочник». – К., 1999 г. Источник: Вечерский В.В. «Свод памятников истории и культуры Украины. Сумская область». – К.: 2017 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.