Бывший город, ныне слобода, при трёх речках и при трёх дорогах: из Куземина в Красный Кут, из Опошни в Ахтырку и из Опошни в Куземин, в 30 верстах от Ахтырки и в 50 от Полтавы, в 2 верстах идут разными направлениями протоки р. Котельвы, которые называются рубижнем, т.е. рубежами полтавских казаков.
Население Котельвы принадлежит ко временам гетманщины, если только не последовало оно прежде того. Еще при Гетмане Скалозубе в 1584 г. крымцы нападали на Котельву и увели из нее в плен нескольких жителей. В 1610–1630 г. она является уже с несколькими храмами, как это увидим ниже. До 1710 года она входила в состав Гадячского полка и в 1665 г. отдана была вместе с Гадячской волостью гетману Брюховецкому. Все это показывает, что Котельва не принадлежала к поселениям выходцев из-за Днепра, а есть древнее казацкое местечко. Котельва была укреплена глубокими рвами и высокими валами, барканами, на которых расставлены были плетеные из лозы кошели, наполненные землей. Эти кошели, соединяясь один с другими, составляли внизу сжатостью своей амбразуры, в которых безопасно можно было отстреливаться от неприятеля. Кроме того, по четырем сторонам стояли огромные, деревянные башни с тяжелыми воротами. На площади, огражденной валом, помещалось до 200 дворов с 2 церквями. Старики помнят еще эту крепость, и остатки валов сами собой обозначают место и пространство ее. В настоящее время Котельва имеет в окружности около 12 верст и одна улица идет слишком на 4 версты.
Ныне в Котельве 5 церквей: Преображенская, Троицкая, Вознесенская, Николаевская и Покровская, а прежде существовали еще Рождественская, бывшая соборной и Успенская, но первая сгорела в 1781 г. и с того времени уже не восстановилась, вторая уничтожилась около того же времени.
С какого времени существует в Котельве Троицкая церковь? Единственный письменный памятник древнего ее существования есть ее евангелие. На нем по листам красными буквами написано следующее: «сия Святая Евангелия напрестольная есть оправлена всем коштом рабом Божьим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожару, от Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение грехов своих и жизни вечного наследия, которой святое Евангелие тое жадный от повинных моих, и ни жены моей, и никто инший не мает от того святого престола отдаляти; в которой той святой церкви был на той час служителем отец Михаил,— при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, надаю на святое их братство и с женою моей; а кто бы ся важил сию святую книгу от того престола отдалити, на таковом анафема святых отцов 318; а со мною будет суд мети на Страшном Суде Христовом. А подписался в доме моем 1632 года месяца февраля 12 дня ему же имя личбою: осьмы, третий, пятидесятый, первый, трехсотый, десятый, осьмый». Имя писца по численным славянским литерам означает Игнатий Санкевич. Даритель евангелия, говорит нам, что а) в 1631 г. сгорел Троицкий храм; б) после пожара прихожане и священник отец Михаил строят новый храм. Когда же построен был храм сгоревший в 1631 г.? При недостатке письменных документов дороги показания старожилов. И двое старожилов Троицкого прихода особенно заслуживают вероятие. Это Антон Пуковский и Роман Коваленко. Первый из них сын церковника Григория Пуковского, исключенного с семейством по разбору 1784 г. из духовного сословия в гражданское ведомство, как это видно из ревизской сказки 1795 года, хранящейся в церкви, а второй сын Антона Коваленко, бывшего 30 лет в должности церковного ктитора. По единогласному показанию их, первый известный им Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом, об одной главе, покрыт был соломой и сгорел от последовавшего вблизи его пожара, святыня и все имущество перенесены были в Преображенский храм. Так говорит об этом и помещик Михаил Михайлович Сливицкий, слышавший от своих родных подробные о том рассказы.
Вторым фасадом, как видно из приведенной евангельской надписи, храм основан был в 1632 г. на том же месте. Те же старожилы, которые очень помнят его в последнем времени существования его, говорят о нем так: он был деревянный, небольшой, низенький. С одним престолом, о трех главах, покрыт гонтой и столь ветх, что углы опадали сами собою, во многих местах бревна от древности выдавались концами из стен; материалы впрчем были уже приуготовлены для новой церкви деревянной. В этом храме молились 150 лет, до 1783 г., когда был он закрыт и имущество его перенесено в Преображенскую церковь. Говорят, что до такой ветхости храм доведен был каким-то воспрещением строить новый и починять старый храм. Замечательно, что около того же времени перестраивалась в Котельве и другие церкви, и именно: Трех Святительская, ныне Вознесенская 1779 г., Николаевская 1779 г., Преображенская 1782 г. и Покровская 1785 г., что указывает на одинаковость обстоятельств, т.е. на какое-то воспрещение починять храмы. Не было ли это следствием того, что котелевские казаки, еще с 1710 г. поставленные в зависимость от Ахтырского полкового начальства, по делам церковным упорно хотели оставаться под ведением киевского митрополита. Известно, по крайней мере, что только в 1786 г. дела церквей Котелевских, Млинской и Деревской переданы были в Белогородскую Консисторию. В третьем фасаде церковь Троицкая заложена была в мае 1783 г. наместником, священником Иоанном Верцинским и товарищем по церкви, священником Андреем Пуковским, по благословению киевского митрополита Гавриила, вблизи первого ее места, несколько к юго-западу. При постройке были приходские священники: наместник Верцинский и Андрей Пуковский, ктиторы: Аким Коваленко, Петр Тимошенко и Кирилл Лучко. Наместник Верцинский, происходивший из дворян и имевший очень хорошее состояние, более всех жертвовал на построение храма и более других заботился о его окончании. Храм устроен был с одним престолом, о пяти главах, покрыт гонтой, снабжен новой утварью и освящен тем же наместником Верцинским 1787 года декабря 9 дня, по благословению преосвященного Феоктиста, епископа белогордского и обоянского. В 1808 году мая 21 дня в 3 часа по полудни с юго-запада нашла страшная дождевая туча, из которой последовал сильный удар в залом северного притвора, и церковь сгорела до основания. Святыня и имущество ее вынесены и в третий уже раз были перенесены в Преображенскую церковь.
Священники: благочинный Петр Смаковский и Марк Пантелеев, и прихожане, решились устроить храм святой Живоначальной Троицы каменным зданием С неимоверной деятельностью в один год они приготовили все потребные к тому материалы, и в следующем 1809 году июля в 25 день, по благословению преосвященного Христофора Сулимы, Ахтырским первоприсутствующим протоиереем Максимом Яновским совершено основание четвертого храма, на юго-восток от прежнего. Неусыпное старание священников, ктиторов и прихожан через три года с несколькими месяцами увенчалось желанным успехом, каменный храм с одной главой, покрытый листовым железом, с двумя уже престолами, главным во имя Святой Троицы, а другим на хорах во имя Входа во Храм Пресвятой Богородицы, 1812 года октября 13 и 15-го чисел освящен, по благословению того же преосвященного Сулимы протоиереем Феодором Щербинским.
Старателями и благотворителями при постройке каменного храма были кроме священников церковные старосты: Аким Коваленко, Ефим Балановский и Антон Пуковский. Благочинный Смаковский неотступно распоряжался постройкой и деятельно побуждал прихожан и других котелевских жителей к пожертвованиям; священник Пантелеев с неусыпным тщанием испрашивал доброхотные пожертвования по всей Харьковской губернии, а диакон Пуковский по всем Донским станицам, в Запорожье и Черноморье, претерпевая большие неприятности, в числе которых было даже содержание под арестом. Староста Пуковский пожертвовал от себя до 7 000 руб. ассигнациями. Прихожане отдавали храму и провиантные деньги, получаемые с проходивших тогда партий рекрут по 200, 300, и 400 руб. ассигнациями, а потому испытуя серца человеков Бог и благословил столь усердный труд их, достойный памяти потомков, скорым успехом. Благотворителями храма были: Варвара Сливицкая, протоиерейша Татьяна Смаковская, обывателька Анна Запорозцова, по усердию и благоговейной набожности они пожертвовали разные одеяния. Брат Варвары Сливицкой, инженер, генерал-майор Федор Тимофеевич Матушинский при постройке каменной колокольни в 1835 г. пожертвовал 1 000 руб. ассигнациями, и он же духовным завещанием 1838 г. отдал 4 000 руб. на сооружение серебряных риз на четыре местные иконы, которые сделаны в Москве после смерти его, на остаточные из того числа 600 руб. куплено евангелие под серебряными и вызлощенными с обеих сторон досками. На вечное же поминовение его и родственников оставил он в Московском Опекунском Совете 5 000 руб. ассигнациями, из которых процентные 200 руб. ежегодно получают священно- и церковнослужители по выданному из оного Совета билету Сохранной Казны. Церковный староста Феодор Лифарь на разные нужды церкви пожертвовал в разное время до 900 руб. серебром.
Священные древности в храме:
1. Серебряный напрестольный крест с подножием и с надписью: «Боже просвещая всю тварь;— надал сей крест раб Божий Григорий Попович за отпущение грехов». Год не означен, но по складу надписи видно, что крест поступил еще во второй, а не в третий храм. Предание говорит, что крест поступил из дому гетманского. Из гетманов Поповичем назывался несчастный гетман Самойлович. Сын его Григорий, полковник черниговский и герой отчизны, по проискам Мазепы, учителя и заклятого врага его, лишен был головы в Путивле, а жене и сестрам его дозволено было жить в Малороссии. Вероятно эта-то несчастная, осиротелая семья подала крест с молитвой за раба Божия Григория.
2. Лоретская икона Пресвятой Богородицы, на маленьком дубового дерева блятине под серебряной вызлощенной ризой, в киоте. Старожилы говорят, что она была перенесена из села Млинков с церемонией соборне котелевским духовенством при наместнике Верцинском, а пожертвована какою-то женщиной того села по причине замеченных знамений. По словам их, она была принесена в сию церковь около 1778 г. прежде разрушения второго фасада церкви, и с того времени не только прихожане Троицкого храма, но и все Котелевцы прибегали к ней с молением по разным случаям. Во время трех сильных пожаров, происходивших в 1779, 1781 и 1788 гг, наместник Верценский троекратно обносил икону вокруг церкви с приличным пением. В первом все дома жителей, вблизи церкви находившиеся, в том числе священников Иеремии и Андрея Пуковских, сгорели, а церковь волей Божьей спасена. Во втором направление ветра с Преображенского прихода было прямо на Троицкий храм, но неожиданно ветер поворотил косвенно к западу, и опасность миновалась. В 1788 г. храм находился в величайшей опасности, был объят со всех почти сторон пламенем; но сверх всякого чаяния остался невредим. Народ во всех этих случаях спасение храма благодарно относил к чудодействию иконы Богоматери. И по этим-то случаям священник Верцинский устроил для иконы серебряную ризу, тот же наместник Верцинский установил крестные ходы из Преображенского в Троицкий храм в субботу Лазареву с ваиями, а в великий пяток с плащаницей, что сохраняется и поныне.
3. Из древних книг в Троицком храме имеются: а) древнейшее евангелие, о котором сказано было выше. Оно долго хранилось в Преображенском храме и вероятно оставлено там после одного из случайных помещений Троицкой утвари в Преображенской церкви, но в 1849 году, по распоряжению Преосвященного Филарета, передано в Троицкую церковь, как законная ее собственность. б) Пентикостион «от Еллинского исследован» издан во Львове 1642 года Михаилом Слезкой, с посвящением ясновельможному, а мне вельце милостивому пану и добродееви, его милости пану Мефодию Адамови Свентолдичеви с Брусилова, Каштеляну черниговскому, старосте Ноневскому. в) Трефологий Черниговской печати без выходного листа. г) Апостол М.п. 1742 г. Служебник М.п. 1742 г. другой черниговской п. 1747 г.
В архиве храма метрики и исповедные росписи начинаются с 1772 г.
"Историко-статистическое описание Харьковской епархии", 1857 год.