ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Котельва. Церковь Троицы Живоначальной.


Котельва. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1809 и 1812.
Архитектор:П.А. Ярославский
Адрес:
Украина, Полтавская область, Котелевский район, пгт. Котельва, Покровская ул., д. 1

Координаты: 50.062399, 34.749678



Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1969 г. из приходского архива<br>, Котельва, Котелевский район, Украина, Полтавская область
Фото 1969 г. из приходского архива
Михаил Мещанинов
31 августа 1969
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер храма. Фото 1950-х годов из приходского архива<br>, Котельва, Котелевский район, Украина, Полтавская область
Интерьер храма. Фото 1950-х годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
10 августа 1956
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Котельва, Котелевский район, Украина, Полтавская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 декабря 1941
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с юго-востока. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г.<br>, Котельва, Котелевский район, Украина, Полтавская область
Вид с юго-востока. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г.
Елена Григорьева
1 января 1914
Церковь Троицы Живоначальной, Фото С.А. Таранушенко, 1914 г.<br>, Котельва, Котелевский район, Украина, Полтавская область
Фото С.А. Таранушенко, 1914 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Троицы Живоначальной, Общий вид, архивное фото советского периода<br>, Котельва, Котелевский район, Украина, Полтавская область
Общий вид, архивное фото советского периода
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 июля 2020

Бывший город, ныне слобода, при трёх речках и при трёх дорогах: из Куземина в Красный Кут, из Опошни в Ахтырку и из Опошни в Куземин, в 30 верстах от Ахтырки и в 50 от Полтавы, в 2 верстах идут разными направлениями протоки р. Котельвы, которые называются рубижнем, т.е. рубежами полтавских казаков.

Население Котельвы принадлежит ко временам гетманщины, если только не последовало оно прежде того. Еще при Гетмане Скалозубе в 1584 г. крымцы нападали на Котельву и увели из нее в плен нескольких жителей. В 1610–1630 г. она является уже с несколькими храмами, как это увидим ниже. До 1710 года она входила в состав Гадячского полка и в 1665 г. отдана была вместе с Гадячской волостью гетману Брюховецкому. Все это показывает, что Котельва не принадлежала к поселениям выходцев из-за Днепра, а есть древнее казацкое местечко. Котельва была укреплена глубокими рвами и высокими валами, барканами, на которых расставлены были плетеные из лозы кошели, наполненные землей. Эти кошели, соединяясь один с другими, составляли внизу сжатостью своей амбразуры, в которых безопасно можно было отстреливаться от неприятеля. Кроме того, по четырем сторонам стояли огромные, деревянные башни с тяжелыми воротами. На площади, огражденной валом, помещалось до 200 дворов с 2 церквями. Старики помнят еще эту крепость, и остатки валов сами собой обозначают место и пространство ее. В настоящее время Котельва имеет в окружности около 12 верст и одна улица идет слишком на 4 версты.

Ныне в Котельве 5 церквей: Преображенская, Троицкая, Вознесенская, Николаевская и Покровская, а прежде существовали еще Рождественская, бывшая соборной и Успенская, но первая сгорела в 1781 г. и с того времени уже не восстановилась, вторая уничтожилась около того же времени.

С какого времени существует в Котельве Троицкая церковь? Единственный письменный памятник древнего ее существования есть ее евангелие. На нем по листам красными буквами написано следующее: «сия Святая Евангелия напрестольная есть оправлена всем коштом рабом Божьим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожару, от Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение грехов своих и жизни вечного наследия, которой святое Евангелие тое жадный от повинных моих, и ни жены моей, и никто инший не мает от того святого престола отдаляти; в которой той святой церкви был на той час служителем отец Михаил,— при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, надаю на святое их братство и с женою моей; а кто бы ся важил сию святую книгу от того престола отдалити, на таковом анафема святых отцов 318; а со мною будет суд мети на Страшном Суде Христовом. А подписался в доме моем 1632 года месяца февраля 12 дня ему же имя личбою: осьмы, третий, пятидесятый, первый, трехсотый, десятый, осьмый». Имя писца по численным славянским литерам означает Игнатий Санкевич. Даритель евангелия, говорит нам, что а) в 1631 г. сгорел Троицкий храм; б) после пожара прихожане и священник отец Михаил строят новый храм. Когда же построен был храм сгоревший в 1631 г.? При недостатке письменных документов дороги показания старожилов. И двое старожилов Троицкого прихода особенно заслуживают вероятие. Это Антон Пуковский и Роман Коваленко. Первый из них сын церковника Григория Пуковского, исключенного с семейством по разбору 1784 г. из духовного сословия в гражданское ведомство, как это видно из ревизской сказки 1795 года, хранящейся в церкви, а второй сын Антона Коваленко, бывшего 30 лет в должности церковного ктитора. По единогласному показанию их, первый известный им Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом, об одной главе, покрыт был соломой и сгорел от последовавшего вблизи его пожара, святыня и все имущество перенесены были в Преображенский храм. Так говорит об этом и помещик Михаил Михайлович Сливицкий, слышавший от своих родных подробные о том рассказы.

Вторым фасадом, как видно из приведенной евангельской надписи, храм основан был в 1632 г. на том же месте. Те же старожилы, которые очень помнят его в последнем времени существования его, говорят о нем так: он был деревянный, небольшой, низенький. С одним престолом, о трех главах, покрыт гонтой и столь ветх, что углы опадали сами собою, во многих местах бревна от древности выдавались концами из стен; материалы впрчем были уже приуготовлены для новой церкви деревянной. В этом храме молились 150 лет, до 1783 г., когда был он закрыт и имущество его перенесено в Преображенскую церковь. Говорят, что до такой ветхости храм доведен был каким-то воспрещением строить новый и починять старый храм. Замечательно, что около того же времени перестраивалась в Котельве и другие церкви, и именно: Трех Святительская, ныне Вознесенская 1779 г., Николаевская 1779 г., Преображенская 1782 г. и Покровская 1785 г., что указывает на одинаковость обстоятельств, т.е. на какое-то воспрещение починять храмы. Не было ли это следствием того, что котелевские казаки, еще с 1710 г. поставленные в зависимость от Ахтырского полкового начальства, по делам церковным упорно хотели оставаться под ведением киевского митрополита. Известно, по крайней мере, что только в 1786 г. дела церквей Котелевских, Млинской и Деревской переданы были в Белогородскую Консисторию. В третьем фасаде церковь Троицкая заложена была в мае 1783 г. наместником, священником Иоанном Верцинским и товарищем по церкви, священником Андреем Пуковским, по благословению киевского митрополита Гавриила, вблизи первого ее места, несколько к юго-западу. При постройке были приходские священники: наместник Верцинский и Андрей Пуковский, ктиторы: Аким Коваленко, Петр Тимошенко и Кирилл Лучко. Наместник Верцинский, происходивший из дворян и имевший очень хорошее состояние, более всех жертвовал на построение храма и более других заботился о его окончании. Храм устроен был с одним престолом, о пяти главах, покрыт гонтой, снабжен новой утварью и освящен тем же наместником Верцинским 1787 года декабря 9 дня, по благословению преосвященного Феоктиста, епископа белогордского и обоянского. В 1808 году мая 21 дня в 3 часа по полудни с юго-запада нашла страшная дождевая туча, из которой последовал сильный удар в залом северного притвора, и церковь сгорела до основания. Святыня и имущество ее вынесены и в третий уже раз были перенесены в Преображенскую церковь.

Священники: благочинный Петр Смаковский и Марк Пантелеев, и прихожане, решились устроить храм святой Живоначальной Троицы каменным зданием С неимоверной деятельностью в один год они приготовили все потребные к тому материалы, и в следующем 1809 году июля в 25 день, по благословению преосвященного Христофора Сулимы, Ахтырским первоприсутствующим протоиереем Максимом Яновским совершено основание четвертого храма, на юго-восток от прежнего. Неусыпное старание священников, ктиторов и прихожан через три года с несколькими месяцами увенчалось желанным успехом, каменный храм с одной главой, покрытый листовым железом, с двумя уже престолами, главным во имя Святой Троицы, а другим на хорах во имя Входа во Храм Пресвятой Богородицы, 1812 года октября 13 и 15-го чисел освящен, по благословению того же преосвященного Сулимы протоиереем Феодором Щербинским.

Старателями и благотворителями при постройке каменного храма были кроме священников церковные старосты: Аким Коваленко, Ефим Балановский и Антон Пуковский. Благочинный Смаковский неотступно распоряжался постройкой и деятельно побуждал прихожан и других котелевских жителей к пожертвованиям; священник Пантелеев с неусыпным тщанием испрашивал доброхотные пожертвования по всей Харьковской губернии, а диакон Пуковский по всем Донским станицам, в Запорожье и Черноморье, претерпевая большие неприятности, в числе которых было даже содержание под арестом. Староста Пуковский пожертвовал от себя до 7 000 руб. ассигнациями. Прихожане отдавали храму и провиантные деньги, получаемые с проходивших тогда партий рекрут по 200, 300, и 400 руб. ассигнациями, а потому испытуя серца человеков Бог и благословил столь усердный труд их, достойный памяти потомков, скорым успехом. Благотворителями храма были: Варвара Сливицкая, протоиерейша Татьяна Смаковская, обывателька Анна Запорозцова, по усердию и благоговейной набожности они пожертвовали разные одеяния. Брат Варвары Сливицкой, инженер, генерал-майор Федор Тимофеевич Матушинский при постройке каменной колокольни в 1835 г. пожертвовал 1 000 руб. ассигнациями, и он же духовным завещанием 1838 г. отдал 4 000 руб. на сооружение серебряных риз на четыре местные иконы, которые сделаны в Москве после смерти его, на остаточные из того числа 600 руб. куплено евангелие под серебряными и вызлощенными с обеих сторон досками. На вечное же поминовение его и родственников оставил он в Московском Опекунском Совете 5 000 руб. ассигнациями, из которых процентные 200 руб. ежегодно получают священно- и церковнослужители по выданному из оного Совета билету Сохранной Казны. Церковный староста Феодор Лифарь на разные нужды церкви пожертвовал в разное время до 900 руб. серебром.

Священные древности в храме:

1. Серебряный напрестольный крест с подножием и с надписью: «Боже просвещая всю тварь;— надал сей крест раб Божий Григорий Попович за отпущение грехов». Год не означен, но по складу надписи видно, что крест поступил еще во второй, а не в третий храм. Предание говорит, что крест поступил из дому гетманского. Из гетманов Поповичем назывался несчастный гетман Самойлович. Сын его Григорий, полковник черниговский и герой отчизны, по проискам Мазепы, учителя и заклятого врага его, лишен был головы в Путивле, а жене и сестрам его дозволено было жить в Малороссии. Вероятно эта-то несчастная, осиротелая семья подала крест с молитвой за раба Божия Григория.

2. Лоретская икона Пресвятой Богородицы, на маленьком дубового дерева блятине под серебряной вызлощенной ризой, в киоте. Старожилы говорят, что она была перенесена из села Млинков с церемонией соборне котелевским духовенством при наместнике Верцинском, а пожертвована какою-то женщиной того села по причине замеченных знамений. По словам их, она была принесена в сию церковь около 1778 г. прежде разрушения второго фасада церкви, и с того времени не только прихожане Троицкого храма, но и все Котелевцы прибегали к ней с молением по разным случаям. Во время трех сильных пожаров, происходивших в 1779, 1781 и 1788 гг, наместник Верценский троекратно обносил икону вокруг церкви с приличным пением. В первом все дома жителей, вблизи церкви находившиеся, в том числе священников Иеремии и Андрея Пуковских, сгорели, а церковь волей Божьей спасена. Во втором направление ветра с Преображенского прихода было прямо на Троицкий храм, но неожиданно ветер поворотил косвенно к западу, и опасность миновалась. В 1788 г. храм находился в величайшей опасности, был объят со всех почти сторон пламенем; но сверх всякого чаяния остался невредим. Народ во всех этих случаях спасение храма благодарно относил к чудодействию иконы Богоматери. И по этим-то случаям священник Верцинский устроил для иконы серебряную ризу, тот же наместник Верцинский установил крестные ходы из Преображенского в Троицкий храм в субботу Лазареву с ваиями, а в великий пяток с плащаницей, что сохраняется и поныне.

3. Из древних книг в Троицком храме имеются: а) древнейшее евангелие, о котором сказано было выше. Оно долго хранилось в Преображенском храме и вероятно оставлено там после одного из случайных помещений Троицкой утвари в Преображенской церкви, но в 1849 году, по распоряжению Преосвященного Филарета, передано в Троицкую церковь, как законная ее собственность. б) Пентикостион «от Еллинского исследован» издан во Львове 1642 года Михаилом Слезкой, с посвящением ясновельможному, а мне вельце милостивому пану и добродееви, его милости пану Мефодию Адамови Свентолдичеви с Брусилова, Каштеляну черниговскому, старосте Ноневскому. в) Трефологий Черниговской печати без выходного листа. г) Апостол М.п. 1742 г. Служебник М.п. 1742 г. другой черниговской п. 1747 г.

В архиве храма метрики и исповедные росписи начинаются с 1772 г.

"Историко-статистическое описание Харьковской епархии", 1857 год.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 июля 2020

200-летняя Троицкая церковь, которая украшает центр поселка Котельва, является памятником архитектуры. Построена в 1812 г. на месте сгоревшего деревянного храма, основанного ещё в XVII в. Каменная церковь стала четвёртой по счёту после трёх деревянных, которые были до неё на этом месте. Авторство проекта храма в стиле классицизма приписывают харьковском архитектору Петру Антоновичу Ярославскому. В 1835 г. была пристроена каменная колокольня. С восточной стороны сохранилась кирпичная ограда с металлическими ажурными воротами и калитками. Интерьеры украшены росписями XIX в. В храме есть библиотека духовной литературы, работает воскресная школа.

http://ru.keeptravel.com/troitskaya-tserkov-4


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 сентября 2020

Троицкая церковь - памятник архитектуры 1812 года. Ныне представляет собой однокупольное крестообразное в плане сооружение с полукруглой апсидой и удлиненной западной частью с колокольней. Центральное пространство перекрыто полусферическим куполом на цилиндрическом световом барабане, восемь окон которого имеют полуциркульные завершения. Рядовые окна основного объема прямоугольной формы без каких-либо деталей декора, защищенные декоративными решетками. Фасады украшены лаконичным карнизом, профиль которого выполнен простым напуском кирпича. Над дверью размещены треугольные сандрики, над ними полуциркульные окна. Западный, северный и южный фасады украшены четырехколонными портиками с колоннами тосканского ордера. С запада к основному зданию примыкает квадратная в плане двухъярусная колокольня, первый ярус которой с арочными проемами, второй - с люкарнами. Сооружение Троицкой церкви отмечается четкими гармоничными пропорциями, лаконичным решением внешнего вида и композиции. Она уникальна тем, что дошла до нашего времени в своем первоначальном состоянии и является одним из немногих памятников архитектуры стиля классицизма в Украине.

В центре живописного поселка Котельва среди частных домов и многоэтажек следует белой лебедкой Троицкая церковь. Ей единственной на значительной территории района милостью Божией суждено выстоять в период борьбы советских атеистов с Богом.

Точных данных об основании храма нет. Ранним письменным памятником, что свидетельствовало о его построении, было лишь богослужебное Евангелие с дарственной надписью красными буквами: «Сия Святая Евангелия напрестольная есть оправленная всем счет рабом Божиим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожара, вот Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение городе грехов своих и жизни вечныя наследия... тот святой церкви был на то время служителем отец Михаил, - при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, предоставляю на святое ых братство и с женою моей... А подписася в дому моем 1632 года месяца февраля 12 дня...». Из надписи видно, что подарена эта книга Иосифом Чудновским и его женой Анастасией в восстановленный после пожара 17 декабря 1631 г. (по ст. ст.) храм Святой Троицы. А сгорела, наверное, Троицкая деревянная церковь. Когда же она была построена? Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» за 1859 год (Котельва долгое время была в составе Харьковской губернии и соответственно Харьковской епархии) приводит свидетельства старожилов Троицкого прихода Антона Пуковского, сына церковника Григория Пуковского, и Романа Коваленко, сына Антона Коваленко, «бывшего 30 лет в должности церковного ктитора». Они утверждают, что Троицкий храм в первом фасаде (построении) был возведен в виде небольшой «храмини» с одним небольшим куполом, покрытый соломой, существовал не дольше 12 лет, потому что сгорел. Все имущество было перенесено до Преображенского храма. Эти показания, как указывает Владыка Филарет, подтвердил помещик Михаил Михайлович Сливицкий, который слышал подобные рассказы от своих родных. Итак, Троицкий храм был построен около 1620 года священником Михаилом, который и был организатором Троицкого прихода.

В 1632 году отец Михаил с прихожанами Троицкий храм отстроили на том же месте. Он был деревянный, небольшой, низенький, с одним престолом, имел три купола, покрыт гонтой (небольшими тонкими деревянными дощечками). В этом храме народ Божий молился на протяжении 150 лет. Просуществовал он до 1782 года и был закрыт из-за ветхости (от старости опадали углы, во многих местах бревна выпирали из стен), имущество вновь перенесли в Преображенский храм.

Третья Троицкая церковь, тоже деревянная, однопрестольная, на пять куполов, была заложена в мае 1783 года настоятелем священником Иоанном Верцинским и священником Андреем Пуковским по благословению Киевского митрополита Гавриила (Кременецкого) несколько на юго-запад от предыдущей, помещение которой было разобрано. Известно, что священник Иоанн Верцинский происходил из дворянского рода, имел хорошее имение, поэтому больше всех жертвовал на строительство храма, а как настоятель больше других беспокоился о завершении работ. Одновременно строительством новой церкви заботились ктиторы Коваленко, Петр Тимошенко, Кирилл Лучко. Настоятель отец Иоанн освятил храм 9 декабря 1787 года (ст.ст.) по благословению Преосвященного Феоктиста (Мочульского), епископа Курского и Белгородского.

Приход был снабжен новой церковной утварью. В клировых сведениях за 1802 год указано, что Троицкий храм имел серебряный евхаристический набор, полный комплект богослужебных книг. У церкви стояла старушка, но еще достаточно крепкая колокольня с четырьмя колоколами, самый большой из которых весил восемь пудов, остальные были весом четыре пуда, три пуда и пудовый. Территория храма была огорожена плетеным деревянным забором. Этот храм простоял четверть века.

21 мая 1808 года (ст.ст.) с юга пришли черные, тяжелые тучи, пустился сильный дождь, в залом северного притвора попала молния, и церковь сгорела дотла. Святыни и имущество спасли и уже в третий раз перенесли к Преображенской церкви.

Тогдашний настоятель Троицкого храма и благочинный, священник Петр Смаковский и иерей Марк Пантелеев решили с прихожанами строить новый храм из кирпича. Довольно быстро, всего за один год, были подготовлены все необходимые материалы. 25 июля 1809 года (ст.ст.) по благословению Преосвященного Христофора (Сулимы) местным духовенством во главе с ахтырским протоиереем Максимом Яновским был заложен четвертый храм на юго-восток от предыдущего. Началось строительство. За изыскания и привлечения средств взялись всем приходом. Настоятель священник Петр Смаковский руководил ходом строительства и призвал своих прихожан и других жителей Котельвы делать пожертвования. Священник Марк Пантелеев собирал пожертвования по всей Харьковской губернии, а диакон Пуковский с этой миссией побывал во всех донских станицах, в Запорожье и Причерноморье, натерпелся при этом больших неприятностей, даже посидел под арестом. Активно включились в работу и церковные старосты Аким Коваленко, Евфим Балановский и Антон Пуковский. Последний пожертвовал 7 000 рублей ассигнациями. Есть свидетельства о том, что прихожане отдавали на строительство храма деньги - по 200, 300, 400 рублей ассигнациями, которые получали от партий рекрутов, проходивших тогда через Котельву. Очевидно, кирпич на храм поступала с местного кирпичного завода Матушинского, где в год производилось до 30 000 кирпичей. Через три годы усердными трудами общины предстал величественный каменный одноглавый храм, покрытый листовым железом, с двумя престолами - главным во имя Святой Троицы и вторым, на хорах, в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы, освящены соответственно 13 и 15 октября 1812 года (ст.ст.) по благословению Преосвященного Христофора (Сулимы) протоиереем Феодором Щербинским и местным духовенством. Автором проекта, вероятно, был известный на то время архитектор Петр Антонович Ярославский, родом из Ахтырки, который в 1776-1809 гг. работал харьковским губернским архитектором. Разное наряд для храма пожертвовали Варвара Сливицкая, матушка Татьяна Смаковская и обивателька Анна Запорожцева. Церковный староста Федор Лифарь на различные нужды в разные времена пожертвовал 900 рублей серебром.

Со временем возникает потребность в новой колокольне. По просьбе священнослужителей и прихожан харьковский городской архитектор Андрей Андреевич Тон разработал проект двухъярусной колокольни. До этого дела с благословения Преосвященного Иннокентия (Александрова) приступили в 1835 году, одновременно с северной, южной и западной сторон к храму также к нему пристроили дворец четырехколонные портики с треугольными фронтонами и колоннами тосканского ордера. До 1838 года церковь была «возобновлена». Инженер, генерал-майор Федор Тимофеевич Матушинский, брат Варвары Сливицькой, на возведение колокольни пожертвовал 1 000 рублей ассигнациями. В 1838 году он же дал 4 000 рублей на серебряные ризы для четырех икон, которые были изготовлены в Москве уже после его смерти. За 600 рублей, что остались, купили Евангелие в серебряной позолоченной оправе.

На вечное поминовение его и семьи Ф.Т. Матушинский оставил в Московском опекунском совете 5 000 рублей ассигнациями, из них ежегодные проценты в сумме 200 рублей получали священнослужители котелевского Троицкого храма. Этому примеру последовали и другие котелевцы. В Клировой книге Троицкой церкви за 1909 год встречаем соответствующие записи. В частности, генерал-майор Митрофан Сливицкий на вечное поминовение его потомков, с условием ежегодной службы зупокойной Литургии и панихиды в день его Ангела 23 ноября и в день его смерти, сделал 12 ноября 1901 года пожизненный вклад до Государственного банка (№ 16677) в сумме 1 000 рублей; крестьянин Федор Товма внес на вечное поминовение его и семьи 300 рублей (договор № 17012 от 11 ноября 1901 года). В 1906 году подобный вклад был сделан крестьянином Михаилом Менялой в сумме 100 рублей.

В 1844 году рядом с церковью построили из кирпича церковно-приходской дом. Впоследствии вокруг храма поставили кирпичную ограду с деревянной решеткой, которую в 90-х г.г. XIX в. заменили металлической.

При Троицком храме еще в 1812 году была открыта первая в слободе церковноприходская школа. Сведений о преподавателях и количество учащихся не имеем, обычно учителями были священнослужители.

С Клировой книге за 1897 год известно, что в 1892 году при Троицкой церкви строится помещение (существует до нашего времени, в нем размещена Центральная районная библиотека) для церковноприходского училища. Преподавателями в нем работали священник Николай Артемьев и диакон Иоанн Власовский. В 1897 году в училище обучались 37 учащихся. При училище действовала библиотека, в которой насчитывалось 152 экземпляра книг. В 1909 году здесь обучались 110 детей, это был самый большой из учебных заведений при храмах Котельвы. При Троицкой церкви был организован детский хор.

С установлением советской власти для Православной Церкви наступили тяжелые времена. Священнослужителей преследовали, храмы закрывались. Закрыли и Троицкий, но точная дата закрытия неизвестна. С 22 августа 1933 г. его использовала контора «Заготзерно» для хранения сырья. Церковная утварь во время закрытия уничтожили, лишь небольшую его часть смогли разобрать прихожане по домам. В следующем году работники Котелевского МТС сняли колокола и отправили их на переплавку. А в 1936 г. безбожники решили сбросить кресты. По словам старожила Михаила Алексеевича Кондратенка, люди не соглашались - боялись. Решился Петр Пирогов, за 100 рублей. И через некоторое время, после обеденного перерыва идя на работу, он вдруг упал возле церкви - стало плохо, врачам не удалось его спасти, мужчина умер. Котелевцы были убеждены, что так его наказал Господь за грех.

Интересным является тот факт, что в голодный 1933 год котелевцы шли умирать под стены Троицкого храма. Киевлянка Людмила Краснюк рассказала историю, что произошла с ее отцом Иваном Михайловичем Колодяжним, тогда еще маленьким Ванечкой. Его родители умерли, и сироту взял к себе на воспитание родной дядя. И когда наступил голод, дядя, неспособный прокормить семью, отпустил Ваню «на собственные хлеба». Когда уже парень, испробовав все возможные варианты поиска пищи, потерял надежду на помощь людей, то по примеру других пошел до Троицкого храма, готов умереть голодной смертью. Он лег под церковной стеной возле старенького мужа и из последних сил молитвенно попросил помощи Божьей. Вдруг парень услышал голос, который приказал обоим идти до Ахтырки. Из последних сил они отправились в город. Там Ивана приняли в ремесленное училище, что спасло парня от голодной смерти, о старом ничего не известно.

Вновь церковь была открыта в декабре 1941 года во время немецкой оккупации. Старожилы утверждают, что на то время для служения назначен был священник Григорий Савечко, который с приходом советских войск выехал из Котельвы. Дальнейшая его судьба нам не известна.

В 1942 году вторым священником, а затем настоятелем назначают протоиерея Иоанна Лютенко, который проявил себя как строгий ревнитель церковных канонов и честен и откровенен в отношениях с людьми. В 1952 году священник Иоанн был осужден на 15 лет заключения, но в связи со смертью И.В. Сталина в 1953 году попал под амнистию. С 1955-го по 1963 год служил в селах Великая Рублевка и Деревки Котелевского района.

В 1952 году назначают молодого, энергичного священника Вячеслава Александровича Ивановича. Ему удавалось находить общий язык с антицерковной властью и неверующими людьми. При нем, в начале 1956 года, Государственный комитет Совета Министров Украинской ССР по делам строительства и архитектуры включил постройку Троицкого храма в список памятников архитектуры Украинской ССР, находящихся под охраной государства; остался храм и в списке, утвержденном постановлением № 970 «Об упорядочении дела учета и охраны памятников архитектуры на территории Украинской ССР» от 24 августа 1963 года (под № 592). Следовательно, волна разрушения храмов в СССР обошла последний из старинных храмов Котельвы. Под его куполом благоговейно приносилась бескровная жертва Богу.

В начале 1970-х г.г. встал вопрос о замене старого паникадила со свечами на электрическое. Его привезли из Харькова, стоило оно 3 000 рублей. Узнав о ценное приобретение Троицкой общины, местная власть решила изъять новый церковный светильник и повесить его в новом кинотеатре поселка. Услышав про такую властную инициативу, прихожане Троицкого храма, не теряя времени, установили его той же ночью. Когда утром пришли проверяющие, паникадило уже висело, поэтому никто уже не решился его снимать.

Вообще в 70 - х г.г. ХХ в. жизни прихода происходит ряд положительных изменений. По инициативе настоятеля протоиерея Вячеслава Ивановича и активной деятельности церковного старосты Ивана Петровича Сердюка было написано письмо-просьба церковной общины в Государственный комитет Совета Министров УССР по делам строительства и архитектуры о изготовление комплексного проекта реставрации Троицкого храма. Ответ пришел из области, проводить реставрацию памятника архитектуры позволили. Было полностью заменено церковная крыша, сделано гидроизоляционное отмостки вокруг храма и поставлен кирпичный забор с металлическими решетками, внутри храма заменены полы, установлен новый четырехъярусный иконостас. Над храмом в небо вознеслись кресты.

В 1986 г. настоятелем Троицкого храма назначают котелевца протоиерея Александра Перерыв. При нем в 1990 году привезли из Белгорода и установили церковные колокола. После долгих лет тихого существования Православной Церкви над Котельвою пронесся радостный звон - в храме впервые зазвонили к службе.

В 1992 году на Троицкий приход Котельвы назначают протоиерея Василия Довганича. С этого года церковная община начинает капитальный ремонт своей 190-летней святыни. Проведено паровое отопление, через три года полностью поштукатурено церковь снаружи при поддержке котелевца Николая Григорьевича Гнилосира. В 2002 г. постелен дубовый пол, с 2006-го по 2009 год поштукатурена церковь, изнутри расписан храм (автор росписи - художник из Харькова Сергей Васильевич Никулин). В 2012 г., благодаря спонсорской помощи Героя Украины, председателя правления СПК «Родина» Александра Григорьевича Коросташова перестроен церковноприходской дом.

Открывается воскресная школа, где дети изучают Закон Божий и Церковную историю. Кроме обычных занятий, регулярно организуются Рождественские концерты в районном Доме культуры, ученики ездят со спектаклями в Зеньков, Опошню, Полтаву и села района. Организован молодежный хор, который поет на Литургии в воскресные и праздничные дни. Воспитание детей в Православной вере, сплоченность вокруг храма, занятия церковным пением принесли достойные плоды. Не один воспитанник Троицкого прихода избрал жизненной стезей проповедь Божьего Слова: закончили Полтавскую духовную семинарию и стали священнослужителями Полтавской епархии священник Димитрий Гнилосыр, священник Александр Мельник, священник Андрей Твердохлеб; закончили Киевскую Духовную академию автор материала священник Николай Довганич и Сергей Довганич; в Запорожской епархии служит дьяконом котелевец Илия Федченко. Полтавское духовное училище по специальности регента-псаломщика закончили Елена Ус и Яна Гнилосыр. Теперь Елена несет послушание регента в женском монастыре святой равноапостольной Марии Магдалины, что в Белой Церкви. Много других воспитанников Троицкого прихода продолжают служить Богу и людям в светском звании.

Храмовые святыни и древние вещи: Великой святыней Троицкого храма была чудотворная Лорецкая икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Добавление ума» («Прибавление ума»), написанная на доске из дубового дерева под серебряной позолоченной ризой в киоте. По свидетельству старожилов, пожертвовала ее жительница с. Млынки, потому что от иконы проявлялись различные знамения. Икону перенесли из Пещеры крестным ходом с участием котелевского духовенства и мирян при священнике Иоанне Верцинскому в 1778 г., и с того времени не только прихожане храма, но и все котелевцы обращались к ней с молитвами в горе и радостях. Были явлены через икону и видимые для всех чудеса. Во время трех сильных пожаров, произошедших в 1779-м, 1781-м и 1788 г.г., священник Иоанн Верцинский и прихожане с молитвой и песнопениями обносили икону вокруг храма. В первой пожара все дома, которые находились неподалеку от церкви, в том числе и дома священников Иеремии и Андрея Пуковских, сгорели, а церковь по воле Божией и заступничеством Богородицы осталась целой и невредимой. Во время второго пожара ветер нес огонь от Преображенского прихода прямо на Троицкий храм, но неожиданно повернул на запад, и опасность миновала. В 1788 году угроза была наибольшей, храм почти со всех сторон был охвачен пламенем, но, на удивление, остался целым. Верующие котелевцы благодарили Божьей Матери, Которая проявляла Свою милость через икону. После этих случаев священник Иоанн Верцинский сделал для иконы серебряную ризу и установил крестные ходы из Преображенского в Троицкий храм в Лазареву субботу с ресницами (ивой), а в Великую Пятницу - с плащаницей.

Историческую ценность имел серебряный напрестольный крест с подножием, на котором выгравирована надпись «Боже просвещая всю тварь. Надал сей крест раб Божий Григорий Попович на отпущение городе грехов». Год не указан. Однако известно, что Григорий Попович - черниговский полковник, сын Поповича, которого связывают с гетманом Самойловичем, был казнен по приказу гетмана Ивана Мазепы в Путивле, его жене и сестрам разрешили жить только в Малороссии. Возможно семья, тоскуя за Григорием, пожертвовала храму крест с молитвой за раба Божиего Григория. Следовательно, можно предположить, что он попал в церковь еще во вторую застройку. К сожалению, до наших дней он не сохранился.

Из древних книг в Троицком храме на протяжении веков сохранялись: древнее Евангелие, о котором говорилось ранее, - оно некоторое время очевидно, после какой-то из пожаров, находилось в Преображенском храме, а в 1849 году по распоряжению Архиепископа Филарета, вновь была передана в Троицкую церковь как ее законная собственность; Пентікостіон, или «Триодь Цветная», изданная во Львове в 1642 году Михаилом Слезки; Трефологій, или «Минея Праздничная», черниговского печати (не мало страниц с годом издания); Апостол, напечатанный в Москве 1742 года; два Служебники - один московского издания 1742 года, другой черниговской печати 1747 года. Все священные книги были уничтожены в советские времена.

С историей котелевских храмов, в том числе и Троицкого, связывают историю Бурдюгової колодца, выкопанной над лугами на возвышении по Деревкивськой дороге (теперь улица Спичака) в конце поселения Котельвы. В «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» архиепископ Филарет (Гумилевский) приводит свидетельство 86-летнего жителя Котельвы Карпа Здоровья, который жил недалеко от колодца, и других старожилов о том, что здесь постоянно находился холостой казак бурдюг (вероятно, прозвище, происходящее от названия архаического земляночного или полуземляночного казацкого жилья), поставленный котелевською обществом для наблюдения за набегами врага, при появлении которого немедленно давал знать об опасности жителям поселка. Бурдюгову колодец котелевцы изрядно почитали. Ежегодно к ней шли крестным ходом, священнослужители соборно освящали воду. Возле колодца молились во время засухи. Старые люди вспоминают, что после такой совместной молитвы обязательно шел дождь. Еще в 60-х г.г. ХХ в. криница существовала, но до наших дней не сохранилась.

Известные священнослужители Троицкого храма: Священник Михаил (упоминается в документах с 1632 г.); Священник Лаврентий Евстафьевич Пуковский (упоминается в документах за 1710 г.); Священник Иоанн (упоминается в документах за 1710 г.); Священник Иоанн Верцинский (упоминается в документах за 1779, 1783 гг); Священник Андрей Пуковский (упоминается в документах за 1779, 1783 гг); Священник Петр Смаковский (1793-1829, последняя дата неточная); Священник Марк Григорьевич Пантелеев (1800-1840, последняя дата неточная); Священник Михаил Сидорович Ладенков (1829-1861, последняя дата неточная); Священник Василий Лукич Маляревский (1840-1875, последняя дата неточная); Протоиерей Николай Михайлович Артемьев (1875-1918, последняя дата неточная); Священник Николай Александрович Иванов (1918-1921, последняя дата неточная); Священник Трифон Степанович Луговой (1920-1930-е); Иеромонах Карион (Киндратенко) (до 1933); Священник Василий Федорович Горбачевский (1931-1932); Священник Александр Стариченко (1932 - до закрытия храма); Священник Григорий Савечко (1941-1943); Протоиерей Иоанн Прокопович Лютенко (1942-1952); Протоиерей Вячеслав Александрович Иванович (1952-1986); Протоиерей Феодосий Петрович Рудь (1953-1960); Протоиерей Александр Савич Перерыв (1986-1992); Протоиерей Василий Степанович Довганич (с 1992);

Перевод с украинского, http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=poltava&page=8


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 августа 2022

Сооружение кирпичное, гладко оштукатуренное, крестовое в плане, с полукруглой апсидой и двухъярусной колокольней над западным притвором, одноглавое. Боковые и центральный фасады украшают четырехколонные тосканские портики с треугольными фронтонами. Завершенный куполом цилиндрический барабан опирается на подпружные арки. Высотно раскрытое пространство интерьера украшают орнаментальные и тематические росписи конца XIX в. Архитектурные формы памятника характерны для классицизма.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1985 г., т. 3



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.