ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старый Белый Яр. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.


Старый Белый Яр. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери
Год постройки:между 1905 и приблизительно 1913.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Старый Белый Яр

Координаты: 53.978154, 48.901454 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Фото 1947 г. из коллекции В.В. Елисеева<br>, Старый Белый Яр, Чердаклинский район, Ульяновская область
Фото 1947 г. из коллекции В.В. Елисеева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  8 мая 2020

В Белом Яре существовали два храма: Троицкая церковь, ос­нованная предположительно в 1652 г. (вероятно, самый старинный храм на территории современного Ульяновского левобережья) и каменная Смоленская церковь, построенная после 1910 г. Троицкая церковь неоднократно переносилась и перестраивалась из-за пожа­ров. Только в 1871 г. в основном завершили сооружение нового ка­менного храма. Он был закрыт в 1938 г. и разрушен, скорее всего, в 1954 г. Ныне это место затоплено. Смоленская церковь была унич­тожена ориентировочно во второй половине 1950-х гг. В 1952-1954 гг. жители двух нижних улиц Белого Яра пере­селились из зоны затопления Куйбышевской ГЭС на возвышенное место, в новый хозяйственный центр - с. Новый Белый Яр. Пре­жнее село стали именовать «Старый Белый Яр». Ценнейшие, единственные в своём роде сведения по истории белоярской церкви содержатся в церковно-приходской летописи (ве­лась в 1867-1884 гг.): «Храм, в настоящее время существующий (дере­вянный, сооружённый прихожанами в 1854 г.), построен по случаю пожара, бывшего в 1848 году, которым совершенно истреблён до основания бывший храм.

Сгоревший храм, как видно из клировых ведомостей, построен был усердием прихожан в 1790 году, на берегу рукава реки Волги - по случаю обвала речного берега при весенних разливах, она в первоначальном виде без изменения перенесена была внутрь села в 1813 году, где и истреблена была пожаром. Храм был тоже деревянный, и об одном престоле во имя святой Живоначальной Троицы. До 1790 года, то есть до первоначальной постройки бывшего храма, существовал ещё храм третий - во имя святой Троицы, но с двумя приделами, коих один был во имя Алексия, человека Божия, а второй [во имя] Марии Египетской. Но из какого материала, когда и кем сооружен был тот храм, на каком месте - за неимением письмен­ных исторических памятников совершенно неизвестно. Ничего по этим предметам не сохранилось в памяти народной, но что несомненно су­ществовал такой храм, свидетельствует надпись на одном Евангелии, подаренном царём Алексеем Михайловичем, которое до сих пор хра­нится в церковной ризнице. Надпись эта читается так: «лето 7160 [1652 г.] февраля 21, Государь Царь и Великий Князь всея России Само­держец пожаловал в сию книгу Евангелию напрестольное... на Белый Яр, Церковь Живоначальной Троицы, тогда в предании святого правед­ного Алексия человека Божия, да в предание Марии Египетской». О судьбах храма больше ничего известно.

При храме, в настоящее время существующем, находятся две часовни, из коих одна стоит на приходском кладбище, а другая на том самом месте, где был сгоревший в 1847 г. храм. Обе часовни деревянные, четырёхугольные, покрытые тёсом без всякой окраски - построеныь усердием частных лиц. Кладбище находится с северо-вос­точной стороны в 200 саженях от храма при въезде. В село у опушки леса оно отведено вновь при постройке храма в 1854 г. Прежде сего кладбище находилось в недальнем расстоянии на восток от сгоревшей церкви и по уничтожению храма закрыто. Земли при церкви состоит пахотной 30 каз. десят. [32,8 га] и сорок десятин [43,7 га] сенных покосов, которые с незапамятных времен отведены были прихожана­ми в постоянное пользование прихода». Заметим, что в другом документе указывается иной год изда­ния Евангелия - 7159 [1651], а также говорится о собственноручной надписи царя 7161 г. [1653]. Хотя в летописи ничего не говорится о времени возведения самого раннего храма в Белом Яре, но из пис­цовых книг в изложении Г. И. Перетятковича следует, что в городе (крепости) сразу после его постройки, то есть в 1653 г., уже была церковь. Поэтому Троицкий храм можно считать наиболее старым из всех храмов, которые когда-либо находились на территории совре­менного Ульяновского Заволжья.

Таким образом, с 1652-1653 гг. существовала первая белоярская церковь, с 1790 по 1848 гг. (в 1813 г. перемещенная на другое место) - вторая. Автор самой старой дошедшей до нас церковной ведомости 1848 г. с горечью сообщает о том, что храм сгорел 13 сентября 1848 г. Большую часть его удалось спасти, а имущество поместить на хране­ние в приличном месте. Взамен этой церкви в 1854 г. построили третью. Но и она полностью сгорела 16 июля 1868 г. Детальное и колоритное описание этого пожара оставил нам лето­писец: «в два часа пополудни при совершенной тихой погоде от действия молнии загорелся храм. Удар пал на купол колокольни, пламя от которо­го в самое короткое время охватило и остальные части здания, отдален- ностъ от воды и худое устройство огнегасительных инструментов ис­ключало всякую возможность при всём усилии народа к тушению пожа­ра; успели спасти только внутреннее церковное имущество. Одновре­менно с этим от летевших по направлению на юг раскалённых листов кровельного железа храма, которые падали на соломенные крыши домов, сгорел 121 обывательский дом. Во время пожара растопились и все коло­кола, имевшиеся на колокольне, почему прихожанами на их иждивение 15 августа приступлено было к покупке нового колокола, который и куплен был в 108 пуд. 35 фун. [1,79 т] у мастеров г. Самары. Богослужение стало отправляться в церковной сторожке».

Как видно, все указанные церкви были деревянными и уничто­жались в результате пожаров. Поэтому назрела настоятельная по­требность в сооружении каменного здания. Соорудили новый храм на собранные прихожанами деньги в короткие сроки - всего лишь за два года: строительство было начато в 1869 г. и в основном закончено в 1871 г. Новый каменный, тёплый, двухпрестольный храм во имя Живоначальной Троицы и Рождества Христова вмещал до 1000 че­ловек. Однако освятили его только в 1878 г. Понятно, что ка­менное здание достраивали не один год, видимо, затянулись и согла­сования, поэтому разрыв и составил семь лет (1871-1878). Огороженный участок со зданием занимал ту же территорию, что и прежде: 405 квадратных саженей [0,2 га]. Мастером (так в источнике, возможно, имелся в виду подрядчик) являлся самарский купец Ми­хаил Андреев Макаров, а попечителем - крестьянин из обывателей Яков Фадеев Тонев. Изображения этой церкви не сохранилось, поэтому весьма ценным для нас представляется её описание: постро­ена в виде четырёхконечного креста, алтарь в холодном приделе круг­лый, стены снаружи и внутри оштукатурены и выбелены, весь храм покрыт листовым чёрным железом, а купола - белым. Наиболее ценными реликвиями помимо Евангелия 1652 г. яв­лялись иконы Животворящей Троицы, Нерукотворного Спаса и Ка­занской Божией Матери, по преданию подаренные царём Иваном Васильевичем Грозным. Позволю себе усомниться в этом факте, так как Белый Яр появился в 1652 г., через 68 лет после смерти царя. А вот подарком Алексея Михайловича они вполне могли быть. Хотя не исключён вариант того, что эти иконы были дарами нижегородским или арзамаским казакам, перенесёнными на новое место.

https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/simbirskaya-guberniya/книги-очерки-статьи-публикации36/е.-а.-бурдин-затопленные-святыни-симбирского-ульяновского-края.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.