ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Субботино. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Субботино. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:1903.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Нижегородская область, Гагинский район, с. Субботино

Координаты: 55.182995, 45.017339 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото 1960-х гг. из собрания Гагинского краеведческого музея<br>, Субботино, Гагинский район, Нижегородская область
Фото 1960-х гг. из собрания Гагинского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  18 апреля 2020

Приход села Субботина Сергачского уезда, Нижегородской епархии. Описание 1893 года

Приход Субботинский образовался со времени построения в Субботине церкви в конце XVII века, именно в 1676 году, и состоял прежде из самого села Субботина и двух деревень - Мансуровок Большой и Малой, или Старой и Новой, так как Малая или Новая Мансуровка выделилась из Старой Мансуровки в самостоятельное общество всего только в 1847 году; но обе эти деревни и та и другая по неудобству сообщения с Субботинской приходской церковью во время разлива рек Ежати и Пекшати отошли от Субботинского прихода: Старая Мансуровка в 1847 году приписалась к приходу села Ляпни, а Новая в 1877 году к приходу села Панова-Осанова, так что теперь Субботинский приход состоит исключительно из одного села в 200 жилых домов с населением в 1100 душ обоего пола.

Субботино отстоит от Нижнего Новгорода в 150 верстах и от Сергача - в 50, расположено оно по склону незначительной горы к реке Ежати. Местность вокруг Субботина безлесная, почва земли по одну сторону реки черноземная, а по другую - суглинистая.

Храм в селе Субботине стоит внутри села на ровном месте в расстоянии от жилых зданий во все стороны приблизительно на 30 сажен. Храм этот в Субботине тот самый, который построен был в год образования Субботинского прихода, т. е. 1676 г., и только в 1853 году по причине обветшалости, с благословения Преосвященнейшего Иеремии, перестроен, но так, что фасад и план его остались прежние, оставлены даже нетронутыми несколько рядов стенных брёвен; перестроен собственно верх храма от нижнего ряда окон, затем под пол подведены новые подкладины и перестлан заново самый пол. По благословению того же Преосвященного Иеремии, переустроенный храм был вновь освящен 20 марта 1854 года в прежнее наименование - в честь явления Казанской иконы Богоматери. Колокольня же построена вся из нового леса в том же 1853 году и соединена с церковью папертью. В 1879 году усердием прихожан устроен новый о двух ярусах иконостас, окрашенный кармином, а резьба и колонки на нём покрыты золотом. Храм однопрестольный, деревянный, обнесённый таковой же оградой.

Из святынь Субботинского храма и древностей замечательны:

1) Крест напрестольный сребропозлащенный (большой) с частицами мощей: апостола Андрея Первозванного, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Милостивого, Ефрема Сирина, Фёдора Тирона, Андрея Критского, Антипы, Георгия, Александра Невского, Александра Свирского и Гурия и Варсонофия Казанских;

2) Такой же крест (малый), унизанный по краям жемчугом; в нём частицы мощей: преподобных Феофана, Пимена многострадального, Никона игумена, Агапита врача, Сергия послушника, Захарии постника, Моисея Угрина, Николы Святоши и преподобного Еразма;

3) Икона Николая Чудотворца в серебряной ризе, на которой вычеканены слова: «Изображение образа святого Николая Чудотворца что есть в великом Нове-граде на Ерославле дворищи. Писан сей образ 1731 году. Писал сей образ Новгородец посацъкой человек Спиридон Кроксов»;

4) Икона Знамения Пресвятыя Богородицы в серебряной ризе со следующими вычеканенными на ней словами: «Истинное изображение образа сея Пресвятыя Богородицы Знамения против чудотворныя иконы, что есть в великом Нове-граде на торговой стороне на Ильине улицы. Писан 1732 году совершися Марта 20 дня. Писал сей образ Спиридон Кроксов»;

5) Триодион (постная), напечатанная «повелением Благочестивейшего Великого Государя нашего, Царя и великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца, благословением в духовном чину отца его и богомольца великого господина святейшего Кир Иоакима Патриарха Московского и всея России 1678 года от Р. Христова»;

6) Евангелие напрестольное, напечатанное в царствование Благочестивейшего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, при святейшем Патриархе Московском и всея России Адриане в 1697 году; Апостол, Триодь цветная, месячные минеи и другие богослужебные книги выхода царствования Царя и Великого Князя Петра Алексеевича в Патриаршее местоблюстительство 1704-1707 годов.

Состав Субботинского причта в разное время был не одинаков по числу членов. Так, насколько то известно по церковным документам, до 1815 года причт состоял из священника и двоих причетников, а с этого года и по 1855 был еще и диакон, а далее до 1885 года причт по-прежнему оставался из трёх членов; в 1885 году, со введением новых причтовых при церквах штатов - остались в Субботине священник и псаломщик.

Содержится причт от нарезной земли, денежных доходов за требоисправления и хлебных сборов по приходу.

Субботинские прихожане хотя и все православные, но не все одинаково усердны к церкви, её богослужению и уставам, так что и важнейший христианский долг исповеди и святого Причастия многие не исполняют ежегодно, но в то же время многие из субботинских прихожан понедельничают и даже не едят мяса.

В 1885 году четверо из прихожан открыто отпали в молоканство. Дело было так: два родных брата из субботинских крестьян, неграмотные Кузьма и Михаил Ивановы Зимины-Крайновы, во время отлучки на сторону жили в Оренбургской губернии у молоканина в работниках и наслушались там молоканских заблуждений. Возвратившись домой, в Субботино, они склонили в молоканскую секту своих родных братьев отставных солдат (двоих), едва умеющих читать. С 1886 года эти четыре брата молоканина стали учащенно ходить в село Ветошкино к последователям сродной молоканству Пашковской ереси, в с 1 марта 1886 года и совсем перебрались в Ветошкино, где и живут при доме Пашкова.

Субботинцы главным образом занимаются земледелием. Кроме своего надела более состоятельные из них арендуют земли у соседних помещиков; те же из крестьян, которые не в силах арендовать помещичьи земли, в подспорье своему хозяйству каждогодно уходят на заработки на сторону, преимущественно на Волгу и Каму на сплавы, и оттуда расходятся в разные губернии и уезды на подходящие работы.

Некоторые из субботинских крестьян имеют ветряные мельницы, а некоторые занимаются пчеловодством - есть пчельники до 200 ульев. Общее экономическое состояние крестьян удовлетворительное.

Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 18, 1893 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.