ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Укыр. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Николая Чудотворца
Год постройки:между приблизительно 1805 и приблизительно 1813.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Республика Бурятия, Еравнинский район, с. Укыр

Координаты:52.526418, 111.406681 (приблизительно)


Добавить фотографию
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Укыр - Еравнинский район - Республика Бурятия
Рисунок 1836 года из фондов Государственного Эрмитажа. Автор Дмитрий Иринархович Завалишин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Укыр - Еравнинский район - Республика Бурятия
Рисунок 1830 года из фондов Государственного Эрмитажа. Автор Александр Иванович Одоевский
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  15 октября 2020

"В селе Укырском Верхнеудинского округа Спасская церковь, основанная в 1805 году и освященная в 1813 году, сооружена вместо обветшалой деревянной Спасской же церкви Еравинского острога, находившегося на северо-восточном берегу Мало-Еравинского озера, верстах в 28 от Укыра. Жители острога в начале текущего столетия выселились от туда в разные места (в селения: Укырское, Погроминское, Поперечное и др.) вследствие того, что тракт, пролегавший до того времени по северной стороне еравинских и других озер, переведен был в местность к югу от этих озер, от чего и заработки в остроге стали скудны. Упраздненная по распоряжению духовного начальства ветхая деревянная Спасская церковь острога оставленная одиноко на месте селения, существовала до конца сороковых годов. В 1848 или 1849 году церковь эта сгорела ...

... Судя по надписи на св. Антиминсе древне-Еравинской церкви, освященном в царствование Государыни Императрицы Анны Иоановны, преосвященным Иннокентием, епископом Иркутским в 1734 году (Антиминс хранится при Укырской церкви), — должно полагать, что Еравинско-Острожная церковь была сооружена в начале 1730-х годов. Это же показывает и надпись на святом Евангелии, имеющемся при Укырской церкви, на котором написано: «Сие Евангелие серером и позолоченное распятие и евангелисты поправлено купцом Василием Медведниковым. 1734 г. генваря 10 ч.». Другая надпись в том же Евангелии: «1734 года марта 14 дня. Еравинского острогу Спасской церкви староста Григорий Федоров сын Половцев, купил сие святое Евангелие на личные церковные деньги. А цены дано тринадцать рублев, да от позолоты дано четыре рубли шестнадцать алтын четыре деньги. А переплетен, позолочен в 1733 году».

С сего времени до начала настоящего столетия в древне-Еравинской церкви скопились довольно значительные средства. Кроме денег, церковь имела стада рогатого скота, счет которым велся по особым книгам (одна из таковых книг сохранилась при Укырской церкви), выдававшимся для этого из Нерчинского «Заказа» благочиния) и имелся конный табун. На это-то достояние и сооружена нынешняя Укырская Спасская каменная, двухпрестольная церковь, с перенесением в нее иконостаса и утвари из церкви Еравинской. На месте последней снова имеет быть сооружена часовня, но только в том случае, если гражданское начальство вменит в обязанность самим окрестным улусным жителям заботится о сохранности и неприкосновенности христианской святыни.

Под колокольней Укырской церкви устроен придел небольшой, не более 15 квадр. сажень, всего пространства с алтарем, во имя Святителя и чудотворца Николая. В нем поставлен иконостас из Еравинской церкви, замечательный старинной прекрасной живописью, по крайней мере, такой хорошей старинной живописи мне не приходилось встречать в Сибири; правильность письма, строгие и выразительные лики святых невольно заставляют взирать на св. иконы с благоговением. Веяния итальянщины не чувствуется никакой. Это лучший образчик живописи конца XVII и начала XVIII в. Потому иконостас этот заслуживает тщательного сохранения. К сожалению, иконы на нем начинают портиться; крыша на колокольне протекает, стекла в окнах выбиты. Снег и дождь свободно приникают в придел. Следствия для живописи не приятны. Большое спасибо будет сказано тому любителю церковного благоговения, который принял бы на себя расходы к исправлению придела и сохранению старинной живописи. Надо этим спешить. Через два или три года будет уже поздно. Церковь бедная и не в состоянии сделать искусных исправлений".

Свящ. Г. Асташевский. 31 августа 1888 г., с. Укыр. Опубликовано 10 декабря 1888 года.

В 1805 году из Яравнинского острога в Укыр переносится деревянная Спасская церковь, которая простояла до середины XIХ века и была заменена новой каменной. Весь иконостас и утварь были поставлены на свои места. Церковь обладала большим стадом скота и табуном лошадей. В то время на большую территорию Кульского отдельного общества было две церкви: в Укыре и Кульске, построенной в 1793 году.

Укырская церковь была деревянной с колокольней. В ней имелся один престол во имя Нерукотворного Образа Спасителя, в причте был священник и пономарь. Строительство каменной Спасской церкви в Укыре началось к середине XIХ века тщанием прихожан и укырского священника Михаила Ивановича Смирнова. Священнослужители содержались за счет прихода. От общества им строили дома, сверх получаемого денежного содержания от прихожан им выделяется круглый хлеб ежемесячно.

https://predistoria.org/forums/index.php?topic=3867.0



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.