ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. Пещерный скит.


Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. Пещерный скит
Скит. Действует.  
Год основания:1914.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Белгородская область, Валуйский район, г. Валуйки

Координаты: 50.179093, 38.07356








Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   29 марта 2018

Храм священномученика Игнатия Богоносца - православный храм, расположенный на Лысой горе над пещерами подземного скита Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря в городе Валуйки Белгородской области.

Валуйский пещерный храм Игнатия Богоносца

История Валуйского края имеет особую страницу – духовную, православную. К сожалению, долгое время о православном прошлом было известно довольно мало. Роль православия в жизни наших предков сознательно умалчивалась. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. В условиях постоянной внешней угрозы православие стало стержнем объединением местного населения, воодушевлявшим людей и в горе, и в радости.

Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» — с известной чудотворной иконой, обнаруженной в расположенной поблизости кринице. На протяжении его долгой истории менялись и названия: «Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки», «Пристанский монастырь на Валуйке», «Валуйский Успенский монастырь». Название «Пристанский» историки связывали с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскола и Валуя была пристань. Однако уже в конце XIX ст. это название не употреблялось.

О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Всё это породило неисчислимые слухи и легенды, окутывавшие прошлое монастыря ореолом таинственности и легендарности. Основателем монастыря считается старец Корнилий, положивший начало святой обители в XVII веке в период кровавых событий Смутного времени. В монастыре находились высокочтимые православные святыни — икона Божьей Матери Троеручицы и икона святого Николая Чудотворца, привлекавшая немало паломников способностью врачевать и исцелять душевные и физические раны. Как и во многих старинных монастырях, при святой обители был устроен пещерный скит.

Традиция создания пещерных монастырей уходит своими корнями в историю раннего христианства и связана как с духовными аспектами монашеской жизни, ориентированной на полное отрешение от окружающего мира для сосредоточения на общении с Богом, строгом соблюдении канонов православия, достижении состояния глубокого смирения, так и с реальными событиями общественно-политической жизни, оказывавшими влияние на Церковь, особенно в период становления христианства в Римской империи, выразившимися в масштабных гонениях на христиан и потребовавшими скрытно проводить церковные обряды в пещерах и катакомбах.

Точное время основания Свято-Игнатьевского пещерного скита не установлено. На территории нынешних Валуек славянское поселение существовало еще с домонгольских времен, и есть сведения о том, что при нападении на поселение половцев, печенегов или иных других бандитов жители скрывались в каких-то пещерах.

Идея устройства пещерного храма возникла в 1897 году, во время пастырского служения архимандрита Игнатия (Алексеевского). Осуществление этой цели стало возможным именно в 90-х годах XIX века, когда вокруг обители возникло «Братство Святителя Николая». Особой заботой отца Игнатия сначала был устроен скитский домик в отдалении от монастыря для монахов, желающих уединения и безмолвия. Недалеко от монашеского дома находился вход в меловую пещеру, где иноки совершали уединенную молитву. Настоятель архимандрит Игнатий, а также члены этого братства собрали средства на строительство пещерного монастыря. Тогда и начались активные работы: в связи с неудовлетворительным состоянием ряда подземных галерей был проведён комплекс восстановительных работ. Наиболее опасные места стен и потолка пещер были укреплены, образовавшиеся трещины и щели заделаны.

Место для пещерного скита святого Игнатия Богоносца было выбрано весьма удобно для соблюдения главного условия — уединения монахов-отшельников, затруднённости сюда доступа мирян — в километре от основной территории монастыря за рекой Оскол на уступе меловой горы. Весть об этом строительстве разлетелась по всему городу и окрестностям, появились желающие немедленно посетить пещеры. Однако это было, во-первых, небезопасно, а во-вторых, противоречило замыслу пещерного монастыря – уединенному пребыванию… и монашеской сосредоточенной молитве. Поэтому вход в пещеры после начала строительства был закрыт для посторонних, но монахи и нанятые строители могли проникать туда по тайным ходам для обеспечения продолжавшихся работ строительными материалами, водой и т.д. Рабочие, трудившиеся в пещерах, были хорошо известные порядочные люди, способные хранить тайну от любопытных чужаков. Эти строители с помощью кирок и долот (видны следы засечек на стенах и потолке) смогли прорубить в меловой горе коридоры до 300 саженей (650 м), высотой приблизительно 50 сажень (106 м) выше над уровнем реки Оскол. Ширина вырытых пещер 5 четвертей (89 см), а высота 4 аршина (3 м). В этих пещерах был устроен храм, который имел в длину 11 аршин (8 м), ширину 9 аршин (6,5 м) и высоту 8 аршин (5,5 м). К 1910 году работы были закончены, осмотрены архитектором епархии, который признал в пещерах «грунт земли крепким и сами пещеры безопасными».

Спелеологи, побывавшие в разрушенных пещерах уже в девяностые годы двадцатого века, отметили некоторые особенности их устройства. Конфигурация ходов арочная. Ходы достаточно извилисты. Местами встречаются остатки старой грубой штукатурки, которой затирали трещины в камне и места выхода колотой породы. Судя по всему, хода разрабатывались по природным трещинам.

Официальное открытие пещерного комплекса после реконструкции состоялось 4 мая 1914 года. В это время пещерный монастырь представлял собой комплекс из надземного скита, где в летнее время пребывало до 10 человек монашеской братии; часовни при входе в пещеры и пещерного храма во имя святого Игнатия Богоносца. Монастырь расположен в глубине пещер, вырытых в меловой горе, к которому с верхнего входа ведут более 100 ступеней. Во многих местах сохранились ниши, специально сделанные для установки икон. В пещерах горели лампады и фонари, в нишах размещалось множество икон, с правой стороны в келейках на меловых лежанках стояли раки с мощами. Само помещение пещерного храма вытесано так, что повторяет внутреннее убранство любого надземного храма, а вокруг него сделаны проходы для совершения крестного хода. На входе в пещеры со стороны реки Оскол и дороги от села Старая Симоновка была устроена часовня, к которой вела деревянная лестница. Наверху горы было начато строительство деревянной церкви во имя Преображения Господня. Однако события октября 1917 года привели к уничтожению ещё неосвящённого храма, который был сожжён.

Вскоре завязалась Империалистическая война и духовные дела отошли на второй план. В 1920-х годах здесь прятались махновцы. В те же годы подземный храм был разграблен. Позже вход в храм взорвали, а подземные лабиринты засыпали. Официальное закрытие Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря, а вместе с ним и пещер, было совершено в 1926 году. Сколько монахи продолжали свое тайное служение после разгона монастыря, неизвестно. Всё то, что недосмотрели в пещерах невежды-грабители 30-х годов, подобрала банда Солосина, состоявшая из бывших зэков и дезертиров. Она скрывалась в этих пещерах в начале Великой Отечественной войны, терроризируя население ближайших сёл. Кроме того, сразу после войны в пещерах уничтожались боеприпасы, собранные с близлежащих полей, что нанесло значительный урон внутреннему состоянию монастыря.

Начался многолетний период запустения монастыря, и к исходу прошлого века о нём практически забыли. Второе рождение пещерный комплекс Игнатия Богоносца пережил в июне 2005 года. В этом году начались восстановительные работы – расчищены и укреплены подземные ходы, облагорожена прилежащая территория, возведен храм. В октябре 2007 года, при большом стечении народа, в день освящения погода не благоприятствовала: лил дождь, грохотал гром, сверкала молния. Но лишь только началась Божественная литургия – все прекратилось. Облака раздвинулись, и солнце осветило торжество. Так официально был открыт пещерный комплекс с деревянным храмом в честь и славу Игнатия Богоносца.

Гацуцин В.В. В память вечную будет праведник…(Историко-краеведческие очерки о жизни новомученика священноисповедника Игнатия Валуйского (Бирюкова). – Белгород: изд-во БелРИПКППС, 2009. С. 76.
А.О. Морозова / История Валуйского Николопристанского Успенского монастыря в исследовании Т.М. Олейникова. http://valeparh.ru/2016/07/29/valujskij-peshhernyj-xram-ignatiya-bogonosca.html


Сергей Ковров   29 марта 2018

При многих русских монастырях существовали скиты – места для уединения и безмолвия для монахов-отшельников. Так и монахами Валуйского монастыря изначально в лесу был построен деревянный дом, но в дальнейшем скит был обустроен в меловых пещерах в километре от монастыря за рекой Оскол. Спелеологические исследования, проведенные в конце XX века, показали, что пещеры в Белгородской области имеют естественное происхождение. Точное основание пещерного скита установить достаточно сложно. По ряду косвенных признаков его можно датировать серединой 17 века. В начале 20 века в связи с неудовлетворительным состоянием подземных галерей в пещерах был проведен комплекс восстановительных работ. Наиболее опасные места стен и потолка пещер были укреплены. Образовавшиеся трещины и щели заделаны штукатуркой. Обустройство скита началось в 1890 году, в основном на пожертвования прихожан. Работы велись как силами самой монастырской братии, так и с привлечением наиболее доверенных людей из местных жителей. Пещеры были расчищены, расширены и укреплены, в 1910 году осмотрены архитектором, признавшим «грунт земли крепким и пещеры безопасными», также в них был создан храм во имя священномученика Игнатия Богоносца. Пещеры расположены на высоте 106 метров выше уровня воды в реке.

Предполагается, что общая протяженность подземных ходов около одного километра, в настоящее время расчищено 640 м. Ширина вырытых пещер до одного метра, а высота – около трёх. Подземный храм был освещён 4 мая 1914 г. во имя Игнатия Богоносца, святого, принявшего мученическую смерть за христианскую веру в I в.н.э. Вверху на горе, над пещерами, в 1916 г. строился храм во имя Преображения Господня, так и оставшийся незавершённым. В 1917 г. церковь сожгли. В настоящее время на этом месте находится храм Игнатия Богоносца.

http://valuyki-orthodoxy.ru/caves.shtml



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.