ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Килиса-Кая. Церковь Иоанна Златоуста.


Килиса-Кая. Церковь Иоанна Златоуста
Церковь. Не действует.  
Престолы:Иоанна Златоуста
Год постройки:приблизительно 1150 - 1475.
Адрес:
Республика Крым, Судак, город, Килиса-Кая

Координаты: 44.88249, 35.039048
Проезд:По дороге от Судака на Солнечную долину, в 4-5 км после поворота на Дачное повернуть в лес на право.



Церковь Иоанна Златоуста, , Килиса-Кая, Судак, город, Республика Крым
vertuniya
27 сентября 2023
Церковь Иоанна Златоуста, , Килиса-Кая, Судак, город, Республика Крым
vertuniya
27 сентября 2023
Церковь Иоанна Златоуста, , Килиса-Кая, Судак, город, Республика Крым
vertuniya
27 сентября 2023
Церковь Иоанна Златоуста, , Килиса-Кая, Судак, город, Республика Крым
vertuniya
27 сентября 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Пётр Иевлев.
 
Пётр Иевлев.Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 августа 2019

В 2016 году у подножия горы Килиса-Кая в Судакском регионе Республики Крым был открыт и исследован трехапсидный крестово-купольный храм. Письменные источники не указывали на наличие здесь средневекового храма. Единственным указанием на наличие здесь в прошлом культового христианского объекта осталось название горы, под которой он расположен. В переводе с татарского Килиса-Кая означает церковная гора.

Вероятно, следы храма были настолько слабо различимы, что в записках путешественников конца XVIII – первой половины XIX в. он никак не упоминается. В наиболее полном описании христианских древностей полуострова, оставленном Гавриилом, архиепископом Херсонским и Таврическим, в середине XIX в., есть упоминание, по крайней мере, о развалинах двух христианских храмов, находившихся поблизости от деревни Токлук (Богатовка). Один из них, согласно легендарным сведениям, был посвящен Святому Иоанну Златоусту. Однако точно сопоставить раскопанный храм с этим легендарным объектом пока нет возможности.

Храм представляет собой трехапсидное, почти квадратное в плане сооружение с большим притвором, ширина которого меньше ширины храма. Общая длина по оси запад-восток составляет 19,5 м, по оси север-юг 12,5 м. Храм имеет крестово-купольную конструкцию, о чем свидетельствуют четыре полностью сохранившиеся квадратные подпорные столбы. С внешней стороны боковые апсиды – трехгранные, с одним окном по центру, центральная – пятигранная, с тремя окнами. С внутренней стороны центральной апсиды зафиксирован одноступенчатый синтрон и основание квадратного престола.

Все двухпанцирные стены с забутовкой сложены на качественном известковом растворе из местного песчаника. Все архитектурные детали традиционно выполнены в основном из местного ракушечника. Средняя толщина стен составляет 0,90–1,10 м. Максимальная сохранившаяся высота северной стены составляет 4,60 м. С внешней стороны боковые апсиды трехгранные, центральная – пятигранная. В северной апсиде, сохранившейся лучше всего, зафиксирован внутренний панцирь ее перекрытия, сложенный из мелких камней песчаника. Толщу ее стены прорезало узкое прямоугольное окно, сохранившееся полностью, с небольшим подоконником. Аналогичное окно, сохранившееся на половину высоты, прослежено и в южной апсиде. Толщу стен центральной апсиды прорезало три симметрично расположенных в толще боковых граней окна, от которых сохранились только их основания.

В центре алтаря частично сохранилось и основание квадратного в плане престола, выложенного по краям блоками песчаника и ракушечника. Полностью сохранившаяся алтарная преграда, высотой в один ряд кладки, выполнена из обработанных блоков ракушечника. С западной стороны к центральной части алтарной преграды примыкала солея, выполненная из обработанной плиты ракушечника. В заполнении притвора была обнаружена колонна, изготовленная из песчаника, обрамлявшая, вероятно, царские врата.

Пол храма был вымощен крупными известняковыми плитами, тщательно подогнанными друг к другу на известковом растворе. Лучше всего вымостка сохранилась в северной части храма, возле алтарной преграды, центрального и южного входов. На площади притвора зафиксированы только отдельные плиты вымостки. Центральные входы в притвор и храм расположены соответственно по центру западных стен. Помимо этого, в южной и северной стенах храма сделаны дополнительные входы. Сохранившиеся карнизы, обрамляющие центральные входы, позволяют точно установить их высоту и предположить наличие арочного перекрытия.

Также прослежены и конструктивные элементы, однозначно говорящие о том, что двери были двухстворчатые и открывались внутрь. О наличии запорного устройства свидетельствуют пазы в откосах входа. Двери входа в южной стене, открывающиеся также внутрь, были одностворчатые, но с таким же арочным перекрытием. Как и центральные входы, южный дверной проем завершался аналогичными карнизами. Вход в северной стене имел также одностворчатые, открывающиеся внутрь двери, но меньшего размера и высоты.

В ходе раскопок в стенах зафиксировано три ряда сквозных отверстий с отходящими в толщу стен дополнительными каналами. Точное их назначение установить сложно, но не исключено, что они были предназначены для деревянной обрешетки, необходимой при возведении стен с целью предотвращения проседания камней кладки, положенных на сырой известковый раствор.

Вместе с тем, остатков деревянных конструкций в каналах отверстий не зафиксировано. В толще стен храма подобные отверстия есть, но их намного меньше и никакой системы в расположении подобных каналов не прослеживается. Стены храма и притвора покоились на мощном фундаменте, выступающем на уровне древней дневной поверхности с внешней стороны южной, северной и восточной стен сооружения.

Все внутренние поверхности стен сооружения и подпорные столбы были украшены фресковой росписью. К сожалению, от нее сохранились только несколько небольших фрагментов, наибольшее количество которых зафиксировано на стенах северной апсиды.

На сегодняшний день можно предположить, что храм был сооружен во второй половине XII – первой половине XIII вв. и использовался до оккупации Крыма турками в 1475 года. Затем был превращен в загон для скота, существовавший до конца XVII в., а к концу XVIII в. был практически полностью погребен под толщей земли.

Использованы материалы сайта http://открытаяархеология.рф



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.