Заштатный город при р. Судости, в 35 верстах от Стародуба, в 40 от Почепа, в 30 от Трубчевска Орловской губ. и в 7 от с. Посудичей. В древнее время Погар назывался Радогостом. Не от того ли это, что здесь б. м. чтили Редегаста, божество славян западных. С именем Радоща является он по летописи в 1155 г. «устрете Святослав Ольговичь… Гюрия (кн. суздальскаго) у Синина моста, у Радоща и снястася». Тогда же «усрете и Всеволодич у Стародуба». С именем Радогоща известен Погар в литовское владение. Тем же именем называется он в московское правление (1498–1618 г.), когда видим здесь кроме посада «острог» – крепость огражденную валом и деревянными стенами. Остатки валов на правом берегу р. Судости поныне еще видны; один вал, вышиною до 10 сажен, называется замком. От Литвы Радогост страдал два раза – в 1534 и 1563 г.г. самое печальное бедствие испытал он в 1534 г. тогда «литовские воеводы, от Стаодуба идучи Радогоща посад пожгли и от того и город сгорел, а в городе сгорел наместник Матфей Лыков». Конечно это печальное событие, сожжение всего населения, соединившееся с печальною смертью начальника крепости, оставило за Радогостом, название Погара, которое с 17 столетия оказывается постоянным именем его. Во время гетманщины Погар был местом сотенного правления.
По переписке 767 г. в крепости соборная церковь успения Богоматери с приделами Иоанна Богослова и печерских угодников Антония и Феодосия, и еще с теплою церковью Покрова Богородицы; другая церковь во имя св. Николая с приделами Благовещения и Трех Святителей и с теплою отдельною церковью Рождества Иоанна Предтечи. За валом две церкви – одна в честь св. Троицы с отдельною теплою в честь Анны; другая во имя св. Афанасия с приделами Покрова и безсребренников Космы и Дамиана.
По переписи 1767 г., при соборном Успенском храме школа для дьячка с псаломщиком и богадельня для нищих, поля пахотного «издревле на священников для прокормления определеннаго 2 чвертки, сенокосу с рощею на дрова годною на 60 возов». В подтверждение права на земли в переписи 767 г. помещена копия универсала преосвященного Никодима от 20 июня 1740 г. Здесь между прочим читаем: «июня 7 1740 г. соборной погарской церкви священники Григорий Белкевич, Иоанн Плосконний и Стефан Гиль доношением объявили: ныне они – пришли к миротворению за ведомом и согласием панов парохиан своих соизволением на таком основании, чтоб им всем троим быть в равномерном определении в церкви помененной и як доходами всякими, малими и великими, на трое делиться, как грунтами церковными, полевыми и сенокосными, на трое ж равномерно делится и впредь бы довольствовался каждый своею третею частию». Преосвященный утверждает это добровольное согласие священников; но с следующим исключением: «для утверждения выдать им вновь концесс, токмо вдоваго Стефана Гиля исключить, понеже он вдов и в монастырь постригаться желает; а на место его брату его, когда за аппробациею достоин явится во священство и рукоположен будет – на третюю часть парохии и грунтов церковных, дать концесс». О том же вдовом Стефане Гиле прописано здесь же замечательное определение 1739 г. «Он вдовый священник Стефан Гиль, – имея на ставилной грамоте запрещение, чтоб ему до тридесяти лет возраста своего никого из парохиян не исповедывать, дерзал на другой год без благословения архиерейскаго исповедовать; потому его от настоятельства соборныя погарския церкви властию нашею архиерйскою отрешили».
По переписи 1767 г. в пользу соборного храма поступают доходы с 4 амбаров и с 12 лавочек.
Ныне существующий каменный храм Успения Пресвятой освящен в 1819 г. и строился на месте сгоревшего в 1801 г. В книге прихода 1804 г. замечено: «приход Успенской церкви погарской, сгоревшей, что было 1801 г. августа с 27 против 28 число ночью в первом часу, с котораго и все записки ктиторския прежния истребились, – по определении же Предтечевой церкви теплой (приходскою успенскою) – начались таковыя».
В просительной книге, выданной в 1802 г. для сбора подаяний на построение каменного Успенского храма записано: «от его императорскаго величества, государя императора Александра Павловича всемилостивейше пожаловано 2000 р. денег на построение храма». Помещик Иван Иванович Песоцкий пожертвовал в разное время до 5000 руб. ассигнациями.
Успенский храм – величественный и не малых размеров: длина его от горного места до западных дверей 13 саженей, ширина 9 саженей, вышина до креста – 14 саж., – обширный купол расписан святыми изображениями. В храме 4 престола: главный - Успения Богородицы, южный в честь Антония и Феодосия Печерских, северный - во имя Иоанна Богослова, в притворе – в честь Покрова Богородицы. Как очевидно, усердные прихожане сохранили в новом храме все престолы сгоревшего храма своего. Колокольня каменная довольно величественна.
Замечательна в храме казанская икона Божией Матери, старинного письма. Евангелие м.п. 1614 г. с заметкой: «купил я раб Божий Семен Васильевич Восяженок, обыватель з села Дараевска, у честнаго отца Данилы Демеровскаго, священника короповскаго и подав до храму успения пресвят. Богородицы, стоячой в Погаре. Року 1660 м. ианну. 14 дня». Другое львов. п. 1690 г. с надписью: «куплено коштом братства старецкаго шпиталя успенской погарской церкви, – а теперь 1734 г. уже повторне имиже старцами за старецкия деньги оправою обновлено». Общая минея к.п. 1680 г.
http://otkudarodom.ua