ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Погар. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Антония и Феодосия Печерских, Иоанна Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1805 и 1819.
Год утраты:1960 (разобрана)
Адрес:
Россия, Брянская область, с.Погар, пл. Советская

Координаты:52.5568, 33.2668
Проезд:в центре города, возле монумента ВОВ - "Танк ИС-2"


Добавить фотографию
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Погар - Погарский район - Брянская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 августа 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Погар - Погарский район - Брянская область
Фото из книги «Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IХ-вековой ее истории», Киев, 1911 г. (на стр. 167 ошибочно указан г. Почеп вместо Погара)
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Погар - Погарский район - Брянская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
15 июня 1909
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Погар - Погарский район - Брянская область
Сергей Меркулов
11 августа 2019



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  30 мая 2021

Заштатный город при р. Судости, в 35 верстах от Стародуба, в 40 от Почепа, в 30 от Трубчевска Орловской губ. и в 7 от с. Посудичей. В древнее время Погар назывался Радогостом. Не от того ли это, что здесь б. м. чтили Редегаста, божество славян западных. С именем Радоща является он по летописи в 1155 г. «устрете Святослав Ольговичь… Гюрия (кн. суздальскаго) у Синина моста, у Радоща и снястася». Тогда же «усрете и Всеволодич у Стародуба». С именем Радогоща известен Погар в литовское владение. Тем же именем называется он в московское правление (1498–1618 г.), когда видим здесь кроме посада «острог» – крепость огражденную валом и деревянными стенами. Остатки валов на правом берегу р. Судости поныне еще видны; один вал, вышиною до 10 сажен, называется замком. От Литвы Радогост страдал два раза – в 1534 и 1563 г.г. самое печальное бедствие испытал он в 1534 г. тогда «литовские воеводы, от Стаодуба идучи Радогоща посад пожгли и от того и город сгорел, а в городе сгорел наместник Матфей Лыков». Конечно это печальное событие, сожжение всего населения, соединившееся с печальною смертью начальника крепости, оставило за Радогостом, название Погара, которое с 17 столетия оказывается постоянным именем его. Во время гетманщины Погар был местом сотенного правления.

По переписке 767 г. в крепости соборная церковь успения Богоматери с приделами Иоанна Богослова и печерских угодников Антония и Феодосия, и еще с теплою церковью Покрова Богородицы; другая церковь во имя св. Николая с приделами Благовещения и Трех Святителей и с теплою отдельною церковью Рождества Иоанна Предтечи. За валом две церкви – одна в честь св. Троицы с отдельною теплою в честь Анны; другая во имя св. Афанасия с приделами Покрова и безсребренников Космы и Дамиана.

По переписи 1767 г., при соборном Успенском храме школа для дьячка с псаломщиком и богадельня для нищих, поля пахотного «издревле на священников для прокормления определеннаго 2 чвертки, сенокосу с рощею на дрова годною на 60 возов». В подтверждение права на земли в переписи 767 г. помещена копия универсала преосвященного Никодима от 20 июня 1740 г. Здесь между прочим читаем: «июня 7 1740 г. соборной погарской церкви священники Григорий Белкевич, Иоанн Плосконний и Стефан Гиль доношением объявили: ныне они – пришли к миротворению за ведомом и согласием панов парохиан своих соизволением на таком основании, чтоб им всем троим быть в равномерном определении в церкви помененной и як доходами всякими, малими и великими, на трое делиться, как грунтами церковными, полевыми и сенокосными, на трое ж равномерно делится и впредь бы довольствовался каждый своею третею частию». Преосвященный утверждает это добровольное согласие священников; но с следующим исключением: «для утверждения выдать им вновь концесс, токмо вдоваго Стефана Гиля исключить, понеже он вдов и в монастырь постригаться желает; а на место его брату его, когда за аппробациею достоин явится во священство и рукоположен будет – на третюю часть парохии и грунтов церковных, дать концесс». О том же вдовом Стефане Гиле прописано здесь же замечательное определение 1739 г. «Он вдовый священник Стефан Гиль, – имея на ставилной грамоте запрещение, чтоб ему до тридесяти лет возраста своего никого из парохиян не исповедывать, дерзал на другой год без благословения архиерейскаго исповедовать; потому его от настоятельства соборныя погарския церкви властию нашею архиерйскою отрешили».

По переписи 1767 г. в пользу соборного храма поступают доходы с 4 амбаров и с 12 лавочек.

Ныне существующий каменный храм Успения Пресвятой освящен в 1819 г. и строился на месте сгоревшего в 1801 г. В книге прихода 1804 г. замечено: «приход Успенской церкви погарской, сгоревшей, что было 1801 г. августа с 27 против 28 число ночью в первом часу, с котораго и все записки ктиторския прежния истребились, – по определении же Предтечевой церкви теплой (приходскою успенскою) – начались таковыя».

В просительной книге, выданной в 1802 г. для сбора подаяний на построение каменного Успенского храма записано: «от его императорскаго величества, государя императора Александра Павловича всемилостивейше пожаловано 2000 р. денег на построение храма». Помещик Иван Иванович Песоцкий пожертвовал в разное время до 5000 руб. ассигнациями.

Успенский храм – величественный и не малых размеров: длина его от горного места до западных дверей 13 саженей, ширина 9 саженей, вышина до креста – 14 саж., – обширный купол расписан святыми изображениями. В храме 4 престола: главный - Успения Богородицы, южный в честь Антония и Феодосия Печерских, северный - во имя Иоанна Богослова, в притворе – в честь Покрова Богородицы. Как очевидно, усердные прихожане сохранили в новом храме все престолы сгоревшего храма своего. Колокольня каменная довольно величественна.

Замечательна в храме казанская икона Божией Матери, старинного письма. Евангелие м.п. 1614 г. с заметкой: «купил я раб Божий Семен Васильевич Восяженок, обыватель з села Дараевска, у честнаго отца Данилы Демеровскаго, священника короповскаго и подав до храму успения пресвят. Богородицы, стоячой в Погаре. Року 1660 м. ианну. 14 дня». Другое львов. п. 1690 г. с надписью: «куплено коштом братства старецкаго шпиталя успенской погарской церкви, – а теперь 1734 г. уже повторне имиже старцами за старецкия деньги оправою обновлено». Общая минея к.п. 1680 г.

http://otkudarodom.ua


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  1 июня 2021

Погар - один из древних городов северской земли. Существует мнение, что Погар, расположенный на правом берегу реки Судости, притоке Десны, когда-то носил название Радогощь. Впервые он упомянут в Ипатьевской летописи под 1155 годом: «Устрете Святослав Ольгович Гюрия у Синина мосту у Радогоща ...». Гюрий - это Юрий Долгорукий, великий московский князь, который тогда искал киевского престола и в походе на Киев на Стародубщине примирился со Святославом Всеволодычем по просьбе его дяди – северского князя Святослава Ольговича.

В «Материалах для географии и статистики России», вышедших в 1865 г. в Санкт-Петербурге, о Погаре говорится: «Город Погарь, как полагают, основан задолго до нашествия татар и до XVII столетия назывался Радогощем. В 1502 г. он перешел во власть Москвы и в течение XVI в. неоднократно подвергался нападениям со стороны литовско-польского правительства, стремившегося снова овладеть им. Во время этих нападений Радогощ два раза был выжжен поляками почти до основания, и стал называться Погаром».

Успенская церковь в Погаре существовала уже ко времени присоединения Украины к России (1654 г.): деревянная, внутри городской крепости, «у тое церкви служащей поп Ермола». В описании 1654 г. говорится, что в Погаре было две церкви: Успения Богородицы и Николая Чудотворца. «… на горе, поставлен острожек, огорожен стоячим тыном облым... Около того острожка, с двух сторон к реке Судости, под горою ров...».

В 1684 г. на другом месте, вне крепости, был построен новый Успенский храм – на средства жены полковника Стародубского полка С.И. Самойловича Марии Фёдоровны. Она пожертвовала землю и деньги для храма и его лавок. Помимо главного престола Успения Пресвятой Богородицы, в храме имелись приделы в честь Иоанна Богослова и Антония и Феодосия Печерских. «Тёплый» (для зимних богослужений) храм при соборе носил посвящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В ночь с 27 на 28 августа 1801 г. Успенская церковь сгорела. Было решено начать сбор средств на каменный храм. Из записи в просительной книге от 1802 г. видно, что две тысячи рублей пожаловал из казны император Александр I. Крупный взнос в пять тысяч рублей сделал помещик И.И. Песоцкий. Приношения поступили и от многих других лиц, родившихся в приходе, от цеховых братств погарских ремесленников.

Храм был заложен 21 мая 1805 г. и освящён в 1819 г. Купол настоящей части имел высоту 27 м, а колокольня возвышалась на 30 м. Длина собора составляла 28 м, ширина 19 м. В новый храм перенесли сохранившуюся часть утвари из сгоревшей церкви. Особо ценились икона Казанской Богоматери и Евангелие 1614 г. с дорогим окладом. В новом соборе были сохранены все три престола прежней церкви, а также перенесён Покровский престол из старой зимней церкви.

Новый «зимний» храм при Успенском соборе был построен каменным зданием на отдельном участке в 1871 г. и освящён в честь Илии Пророка. В 1907 г. на том же погосте была сооружена небольшая деревянная часовня.

Кроме того, к Успенской церкви была приписана деревянная кладбищенская церковь во имя Всех Святых с трёхъярусной колокольней, построенная в 1840 г. При соборе имелась богадельня и церковная школа. Также храм владел 28,2 десятинами земли, из которых 13 сдавал в аренду.

Город несколько раз посетил патриарх Филарет (Дроздов) и проводил в церкви службы.

В 1929 г. собор был закрыт, кресты и колокола сброшены. С 1936 г. в нём устроили клуб с кинозалом. В годы войны богослужения были временно возобновлены. По сообщениям местных краеведов, в 1943 г. церковь также использовалась для содержания пленных красноармейцев. После войны – вновь клуб имени 1-го Мая.

Храм пережил революцию и войну, но в хрущёвские времена оказался разрушен. Здание храма снесли в 1960 г. Сегодня его на месте находится мемориал «Танк». Существуют планы восстановления.

Один из колоколов собора экспонируется на выставке «Русские колокола» в Анапе. В музее Погара ценным артефактом является закладной камень Свято-Успенской погарской церкви. Он хранился в доме героя обороны Севастополя, генерала от инфантерии А.И. Шепелева.

Храмы Брянщины



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.