ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Алексеево-Лозовское. Церковь Гавриила Архангела.

Архангельская церковь


Алексеево-Лозовское. Церковь Гавриила Архангела
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Гавриила Архангела, Алексия, человека Божия
Год постройки:Между 1885 и 1889.
Год утраты:1934
Архитектор:Н.Е. Анохин
Адрес:
Ростовская область, Чертковский район, село Алексеево-Лозовское

Координаты: 49.38421, 40.646802



Церковь Гавриила Архангела, Памятный крест на фундаменте старой церкви. На заднем плане новая церковь Архангела Гавриила<br>, Алексеево-Лозовское, Чертковский район, Ростовская область
Памятный крест на фундаменте старой церкви. На заднем плане новая церковь Архангела Гавриила
Скориков Дмитрий
1 мая 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Скориков Дмитрий  14 июня 2019

История одного завещания

Церковь в селе Алексеево-Лозовское была построена в 1889 году и освящена в честь Архангела Гавриила и Алексия, человека Божьего. Из клировых ведомостей церквей Дёгтевского благочиния становится известно, что построена церковь была на капитал, завещанный купцом 2-й гильдии города Таганрога Петровым Гавриилом Петровичем [1]. Он был мужем одной из сестёр-владелиц посёлка Алексеево-Лозовского Марфы Алексеевны Петровой, урождённой дворянки Войска Донского, дочери генерал-майора Алексея Евдокимовича Грекова 9-го.

Удивительная история связана с женитьбой Гавриила Петровича на Марфе Алексеевне. Учёный-статистик и краевед И. В. Тимощенков так описывает детали этой «романтической и в высшей степени загадочной» истории: «…дочь генерала и богатая помещица вышла замуж за простого мужика-крестьянина Московской губернии, Гавриила Петрова Федулова, который очутился случайно в Греко-Степановке сначала в качестве простого чернорабочего. А далее – шабая и скупщика разных сельскохозяйст[венных] продуктов» [2, с. 4]. Брак крестьянина и дворянки – невероятное событие для первой половины XIX века. Совершенно случайно оказавшись в этих краях, Гавриил Петрович волею судьбы остался здесь навсегда.

«Марфа Алексеевна выходила замуж уже в зрелом возрасте, ей было около 30 лет, и она сделала этот важный шаг в своей жизни, как надо полагать, с глубокою обдуманностью. Сделавшись женою крестьянина Федулова, она переменила ему фамилию из Федулова на Петрова, купила ему купеческую гильдию, а больше уже ничего не делала и не о чем не заботилась во всю свою жизнь, предоставив мужу действовать вместо себя»[2, с. 4]. Деньги, выделенные Марфой Алексеевной в качестве первоначального капитала, пошли впрок. Гавриил Петрович, «человек в высшей степени деловой», обладая природными личностными качествами, развил бурную предпринимательскую деятельность. Преумножил капитал, разбогател. «…В короткое время нажил хлебопашеством и скупкою хлеба и других сырых произведений сельского хозяйства огромное состояние, приобрёл в собственность десятки чиновничьих земельных участков, скупил бывшие в залоге от банков земли Ежовых, Грековых и всех кругом» [2, с. 4]. Кроме земельных участков, общей площадью около 5 тысяч десятин, многочисленных стад скота и запасов товарного хлеба, в собственности Гавриила Петровича были и два дома в Новочеркасске. Один, деревянный, на улице Кавказской, недалеко от Александро-Невской церкви [3, л. 109]. Второй, каменный, в самом центре, на проспекте Платовском, напротив Атаманского дворца [3, л. 109 об.].

«Вообще Гавриил Петрович Петров был редким и замечательным человеком. Богатством своим и делами благотворения он был известен не только по Донецкому округу, но и по всему верховью Дона и в Воронежской губернии, особенно в г. Богучар и его уезде» [2, с. 4]. Большие суммы денег Гавриил Петрович давал в долг оказавшимся в трудной ситуации крестьянам, мещанам, купцам, дворянам. «Везде среди крестьян и помещиков у него были сотни должников, и перед его смертью месяца два или три к нему со всех сторон ехали и шли…люди с просьбами о прощении долгов. Гавриил Петрович многим прощал весь долг; другим же половину, или 3-ю, 4-ю часть, а остальное обязывал занести после его смерти церковному попечительству в селе Алексеевке на устройство каменной церкви, которую проектировал о двух престолах…во имя Алексия, человека Божия (ангел тестя Гавриила Петровича, отца Марфы Алексеевны), и архангела Гавриила»[2, с. 4].

3 февраля 1883 года Гавриил Петрович Петров, «находясь в полном уме и твёрдой памяти, но будучи одержим болезнью», составил домашнее духовное завещание. С его слов текст завещания писал священник Благовещенской церкви соседнего хутора Сетракова Андрей Алексеевич Байздренков. Здесь же присутствовал духовный отец Г. П. Петрова, священник Соборо-Богородицкой церкви слободы Греково-Степановки Матвей Семёнович Захаров. В качестве третьего свидетеля присутствовал землевладелец из слободы Тиховской Журавки, отставной майор Атаманского полка Фёдор Фёдорович Барабанщиков. В государственном архиве Ростовской области хранится копия этого духовного завещания [3, л. 112–113].

В процессе анализа текста и структуры завещания, создаётся впечатление, что оно не было подготовлено заранее и составлялось завещателем на ходу. В нём нет четкой последовательности распоряжений, есть даже оговорки и их исправления.

Гавриил Петрович выразил свою волю, завещав построить каменную церковь. Он указал её название, место постройки, источники финансирования и назначил распорядителя завещанным имуществом и капиталами. Интересно, что в завещании нет упоминаний о каких-либо наличных суммах или сберегательных книжках. Распорядителю предстояло продать дом в Новочеркасске, хлеб, скот, добиться возвращения долгов и, таким образом, собрать капитал на постройку церкви. Сумма капитала составляла около 100 тысяч рублей. Огромная по тем временам сумма и достаточная для реализации воли завещателя.

Гавриил Петрович умер на следующий день после написания завещания – 4 февраля 1883 года. Сколько ему было лет, точно не известно; можно предположить, что около семидесяти. Сначала Гавриил Петрович Петров был похоронен на кладбище в Алексеево-Лозовском, а потом его прах перенесли в склеп под построенной по его завещанию церковью [2, с. 4].

Из документов архивного дела о постройке церкви в посёлке Алексеево-Лозовском становится известно, что на постройку храма ушло почти семь лет. Два года были потрачены на решение юридических, имущественных и финансовых вопросов. Строительные работы велись в течение четырёх с половиной лет.

5 июля 1883 года определением Новочеркасского окружного суда завещание Г. П. Петрова вступило в юридическую силу [3, л. 3]. И уже 31 июля 1883 года в Алексеево-Лозовском был собран сельский сход жителей трёх частей села Ежовой, Петровой и Абакумовой для обсуждения завещания. В итоге принято решение поддержать идею строительства церкви в селе. Здесь же Аким Евтихиевич Губарев был утверждён распорядителем и представителем интересов крестьян сельского общества Алексеево-Лозовского. Ему в помощники был выбран Казьма Яковлевич Дрововозов. С этим общественным приговором А. Е. Губарев и К. Я. Дрововозов поехали в Новочеркасск улаживать дела и добиваться разрешения начать постройку храма. Воспользовавшись услугами присяжного поверенного титулярного советника Гавриила Гаврииловича Бокова, составили текст прошения и 17 августа 1883 года подали его в Донскую духовную консисторию [3, л. 3–3 об.]. Как следует из дальнейшей переписки, потребовалось несколько месяцев для утверждения Губарева в качестве душеприказчика, и только в декабре 1883 года ему было выдано соответствующее удостоверение [3, л. 16–17].

Всё это время на завещанное имущество и капиталы был наложен запрет. Денежные суммы, которые возвращали должники Гавриила Петровича Петрова, хранились под контролем священника Матвея Семеновича Захарова в церковной кассе в слободе Греково-Степановке [3, л. 11 об.]. После утверждения Губарева в статусе душеприказчика, предписанием мирового судьи со всего охраняемого имущества и капиталов был снят запрет, и они поступили в его распоряжение. Все операции с имуществом и капиталами душеприказчик должен был согласовывать с Донской духовной консисторией. Им же велась приходно-расходная книга. Распорядителя контролировал и Дёгтевский благочинный, который также писал отчёты в Донскую духовную консисторию.

К августу 1884 года все юридические вопросы были решены, создано церковно-приходское попечительство, денежные средства собраны на сберегательном счёте в Воронежском государственном банке. Можно было переходить к следующему этапу – строительству церкви.

Предстояло выбрать проект храма и найти подрядчиков. В это время неподалеку, в слободе Дёгтевой, жил мировой судья 3-го участка Донецкого округа, бывший воронежский архитектор Алексей Петрович Багалдин-Таишев. Он предложил собственный проект для алексеево-лозовской церкви и свои услуги по надзору за ходом строительных работ. Аким Евтихиевич Губарев заключил с архитектором контракт и выплатил одну тысячу рублей гонорара [3, л. 72]. Но из дальнейшей переписки душеприказчика с Донской духовной консисторией и Областным строительным отделением становится известно, что проект гражданского архитектора Багалдина-Таишева был признан «негодным к делу» [3, л. 72]. Вместо него был выбран проект архитектора Николая Евстигнеевича Анохина [3, л. 81] Строительную смету составил архитектор Областного строительного отделения Пётр Семёнович Студеникин.

Активно велись и поиски подрядчиков, готовых взяться за строительство церкви. 25 февраля 1885 года был заключён договор с отцом и сыном Фалеевыми – государственными крестьянами, уроженцами Харьковской губернии Старобельского уезда Никольской волости. Фалеевы подрядились построить каменную церковь за три с половиной года, с 1 апреля 1885 года по 1 октября 1888 года [3, л. 86]. Строительные работы должны были контролировать архитектор и члены местного церковного попечительства. Сумма контракта составляла 40 тысяч рублей [3, л. 89 об.].

В Донской духовной консистории контракт с Фалеевыми признали «целесообразным», и вскоре архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Вицинским) было дано благословение на постройку храма. 24 мая 1885 года Дёгтевским благочинным Матвеем Семёновичем Захаровым было освящено место под строительство церкви [3, л. 102].

С этого момента начались строительные работы. К зиме 1885 года уже был заложен фундамент, а кирпичная кладка доведена «вплоть до оконных образов». 29 декабря на стройку прибыла комиссия в составе членов церковного попечительства, священника М. С. Захарова и архитектора Областного строительного отделения П. С. Студеникина.

В ходе проверки комиссией были выявлены грубейшие нарушения, допущенные при строительстве. Оказалось, что фундамент сложен не из цельных, «а из битых в разную величину камней песчаника». Взятые из фундамента и кладки образцы известкового раствора показали, что «он ещё слаб и не затвердел». Части стен «неправильно выложены по отвесу», «северная в кладке извилистая, алтарная нависает наружу на 3 вершка». Да к тому же заготовленный кирпич оказался некачественным, легко крошился, а швы в кирпичной кладке оказались разной толщины. Комиссией был составлен акт, по которому «в виду указанных обстоятельств и крайней небрежности, неправильности и недобросовестности», допущенной Фалеевыми, они отстранялись от работ, и контракт с ними разрывался [3, л. 167–168].

Церковное попечительство во главе с И. М. Жевагиным занялось поиском нового подрядчика. Им оказался временный каменский купец Николай Иванович Бардашев. 2 января 1886 года был заключен контракт, по которому новый подрядчик сначала должен был разобрать кирпичную кладку и фундамент Фалеевых, и только после этого начать постройку заново. Среди прочих условий в контракте было зафиксировано, что крыша церкви должна была быть покрыта 13-ти фунтовым железом Демидовских или Яковлевских заводов, стёкла Мальцевских заводов, железные решётки в окнах «согласно рисунку архитектора», а рисунок (кирпичную кладку) ограды вокруг церкви сделать «на манер ограды церкви в слободе Степановке-Ефремовой» [3, л. 171]. По условиям договора новый подрядчик был обязан построить церковь с колокольней, караулку, дома для причта и здание церковно-приходской школы. Сумма контракта возросла до 57 тысяч рублей. Новый договор его участники обязались «во всем исполнить свято и ненарушно» [3, л. 172]. Отдельно с Н. И. Бардашевым был заключён контракт на постройку иконостаса по чертежу начальника Областного строительного отделения К. Ф. Кюнцеля [3, л. 250]. Условия контрактов согласовывались с Донской духовной консисторией, Областным строительным отделением и заверялись у нотариусов.

Новый подрядчик оказался добросовестным и знающим своё дело. Через три с половиной года, к осени 1889 года все строительные и отделочные работы были завершены.

15 ноября 1889 года Дёгтевский благочинный М. С. Захаров сообщил в Донскую духовную консисторию, что «всё необходимое к освящению храма готово» [3, л. 308]. И уже 5 декабря церковь в посёлке Алексеево-Лазовском «обширная, величественная и великолепная, обнесённая роскошною оградою и во всех отношениях благоустроенная» была торжественно освящена [2, с. 5]. Воля завещателя Гавриила Петровича Петрова (Федулова) была выполнена.

В государственном архиве Ростовской области сохранилось описание церкви, сделанное священником Матвеем Семеновичем Захаровым сразу после её освящения. «Церковь… каменная, крестообразная, на фундаменте цокольного камня… Среди храма на 4 больших столпах и при сводах выведен большой осьмигранный фонарь с 8-ю окнами и куполом, сверх купола пирамидальная железная крыша, наверху её глава, украшенная вызолоченными звёздами, а на ней водружён осьмиконечный с сиянием железный вызолоченный крест. К храму пристроена трапезная, а к ней двухъярусная колокольня <…> … при церкви караулка каменная, покрыта листовым железом…» [4, л. 1]. Наружные стены храма были выкрашены масляной краской под кирпич, а карнизы, колонны, пилястры и капители белой краской.

Вокруг храма кирпичная ограда с одними большими железными воротами и четырьмя меньшими, окрашенными такой же краской в один цвет со зданием храма. Были построены три дома для клира и здание церковно-приходской школы. Учитывая, что в начале 1930-х годов Архангельская церковь была разрушена, и при отсутствии изображений храма, данное описание и тексты контрактов подряда на строительство – это единственные на настоящий момент источники, дающие представление об архитектуре храма, особенностях его внешнего и внутреннего убранства.

По штату, утверждённому 11 августа 1887 года указом Святейшего Синода, в церкви числился священник, диакон и псаломщик. За церковью было закреплено усадебное место в 20 десятин и в 6 верстах от посёлка земельный участок в 200 десятин.

В советское время имя Гавриила Петровича Петрова (Федулова) было забыто. Постановлением комиссии по вопросам культа при Президиуме Крайисполкома от 29 января 1934 года Алексеево-лозовскую церковь закрыли и в течение нескольких лет разобрали [5]. Из церковных кирпичей были построены библиотека, рентген-кабинет, одно из зданий школы, аптека, ветлечебница. В здании церковно-приходской школы и караулке располагается детский сад и его кухня. Сцена сельского дома культуры и алтарная часть разрушенного храма, сливная яма детского сада и церковное кладбище, спортплощадка и сельский погост, металлопластиковые окна и кирпичи конца 19 века – всё это соседствует друг с другом сейчас.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 9361. Л. 7.

2. Тимощенков И. Из поездки по Донецкому округу. Волость Греково-Степановская // Приаз. край. 1899. 10 дек. (№ 323) С. 4–5.

3. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 7953.

4. Там же. Д. 9085.

5. Там же. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 303. Л. 42.

Автор Скориков Д.Д. Статья напечатана в краеведческом альманахе "Донской временник" 2019 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.