ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Синявка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Синявка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:не позже 1775.
Адрес:
Украина, Черниговская обл., Корюковский район, с. Синявка

Координаты: 51.607958, 32.013144



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
7 сентября 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 сентября 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Общий вид. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Общий вид. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Верхи. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Верхи. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Резной косяк. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Резной косяк. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер центрального верха. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Интерьер центрального верха. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы,  Интерьер трансепта. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Интерьер трансепта. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер центрального верха. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Интерьер центрального верха. Фото С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, «Интерьер Покровской церкви». Рисунок С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Синявка, Корюковский район, Украина, Черниговская область
«Интерьер Покровской церкви». Рисунок С.А. Таранушенко, 1930 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1930



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 

Трехдольная трехъярусная деревянная церковь расположена в равнинной местности в центре села. Построена в 1775 г. на средства П. Юницкого. Вероятно, памятник строил тот же мастер, который возвел Николаевскую церковь в с. Городище. В XIX в. к церкви пристроены притворы с севера и юга, а также тамбур перед западным входом.

Сооружение хорошо сохранило первоначальные формы. По типу плана относится к группе распространенных на Левобережье трехсрубных памятников, состоящих из четырехгранного бабинца, восьмигранной навы и шестигранного алтаря. В общей композиции доминирует средний верх с массивным восьмериком. Восьмерик имеет крещатые окна - проёмы, что редко встречается в деревянных памятниках.

Внешне три купола имеют очень выразительный силуэт благодаря характерным барочным формам покрытиям и бань из воротника и перехватами в нижней трети. Карнизы и ригели украшены резьбой. В интерьере сохранились росписи XIX в. и иконостас, а также первоначальные западные двери с резными косяками. Интерьер претерпел определенных изменений на протяжении XIX в.: зашит световой фонарь центрального верха, в притворе сделаны хоры, зашита значительная часть проема между бабинцем и центральным срубом.

Эта церковь принадлежит к локальной школе народной монументальной архитектуры, представленной немногочисленными достопримечательностями (церкви в селах Городище, Новые Мельницы) и ценна как памятник, полностью сохранила первоначальные архитектурные формы. Покровская церковь в с. Синявка с 1979 г. является памятником архитектуры национального значения.

http://our-travels.info


Елена Григорьева
 

Трёхверхая церковь Покрова по типу плана относится к группе распространенных на Левобережье трехзрубных памятников, состоящих из четырехугольного бабинца, восьмигранного центрального участка и шестигранного алтаря. Первоначальный план памятка сохранила без изменений. Принципы композиции масс во внешнем виде достопримечательность сохранила хорошо. Срубы стен имеют первоначальный вид. Возможно, что и оформление верхов снаружи в какой-то мере сохранило первоначальные формы, хоть ремонты сильно огрубили их. Позже достроены южный и северный приделы и тамбур перед входной дверью бабинца. Вполне сохранился внутренний вид достопримечательности.

Внешне формы срубов стен подчеркнуто весомые. Верх центрального участка начинается высокой и тяжелой "подпоясанной" крышей первого залома. Грани его переходят в низкий и просторный световой восьмерик. Его высота почти вдвое меньше ширины (или длины). Круто преломленная крыша второго залома переводит объем участка в световой фонарь спокойных пропорций. Завершает участок тяжелая по форме и размерам глава. Верхи алтаря и бабинца снаружи на треть ниже центрального. Крыши их заломов-массивные по форме – резко сужают объемы участков и переводят их в световые фонари; по размерам они близки к фонарю центрального верха. В целом формы верхов всех участков также весомые.

Архитектурные формы имеют совершенно иной вид внутри строения. Срубы стен и верхов всех трех участков высокие, стройные, подчеркнуто выражающие устремления вверх. Восьмерик центрального участка внешне воспринимается как низенький и более чем спокойных пропорций, а в интерьере он стройный и загонисто взмывает высоко вверх. Стремительно возведенные грани заломов каждого участка усиливают энергичное развертывание объемов вверх по вертикали.

В церквях Покрова в Синявке и Николая в Городище один тип плана, обе трехзрубные, трехверхие, у обоих особая конструкция первого залома и восьмерика центрального участка, широко применены резные трямки и ригели и только по пропорциональным системам они имеют склонения.

В бабинце внутри сохранился сруб стен, входная западная дверь с резной надписью. На середине высоты сруба были насланы хоры (на чертежнике не показаны), а вместе с тем зашита значительная часть просвета из бабинца к центральному участку. Низ бабинца стал темным. Эти переделки изуродовали интерьер бабинца. Вверху сруба стен по углам заложены четыре резных ригеля. Энергично преломленные грани залома переходят в стройный, хорошо освещенный фонарь, перекрытый плоским плафоном.

Центральный участок, сруб ее стен, несмотря на граненость плана, производит внутри впечатление просторного, спокойных пропорций зала, подчеркнуто вытянутого по оси юг-север. Западная и Восточная грани сруба стен стремительно (76 и 74°) и мягко закругленно переходят в грани первого залома. Южная и северная грани первого залома в нижней половине сначала возвышаются стремительно (под углами 73 и 67°), а в верхней половине залома заламываются круто (под углами 21 и 23°) и верхним своим краем упираются в удлиненные вниз затем южную и северную грани восьмерика. Венцы упомянутых южной и северной граней восьмерика концами врублены в Восточную грань первого залома. Таким образом, они выделяют из объема первого залома четырехгранник. В верхней половине каждого угла этого четырехгранника заложено друг над другом по два пышно помостленных ригеля, переводящих четырехгранник залома в восьмерик. Продленные вниз южная и северная грани восьмерика образуют по бокам две пазухи, освещенные вырезами в южной и северной гранях восьмерика. Снизу ребра этих граней заканчиваются помятыми резьбой трямками.

Просторный восьмерик выглядит умеренной высоты, если не считать Южной и Северной граней. Он прорезан четырьмя большими крещатой формы окнами (окна крещатой формы встречаются в обмеренных автором памятниках, начиная с начала XVIII в. (церковь в Пакуле, Вознесенская в Березне, церковь в Новых Млинах, в Соснице-Вьюнище), но не в восьмериках, а в корпусе срубов стен). Восьмерик переходит в энергично преломленные грани второго залома. Из них одни имеют середину, изогнутую вверх, у соседних наоборот, середина прогибается книзу. Граница между гранями благодаря этому не прямолинейна; бока одних трапециевидных граней посередине выпячиваются, вторых, наоборот, западают, образуя светотеневую игру. Над вторым заломом возвышался световой фонарь, который теперь внутри строения снизу зашит.

При узких гранях сруба стен центрального участка вверху и вокруг верха восьмерика заложены поосетенные резьбой ригели.

Внутри сруб стен алтаря высокий, стройный, вытянутый вверх. Стройным выглядит и верх алтаря. Стремительным заломом сруб стен переходит в высокий, стройный световой фонарь. В алтаре нет ни одного ригеля. Следует отметить, что на границе перехода сруба стен в сруб залома в Западной грани алтаря и восточной грани Бабинца заложены прочные, более толстые, чем обычные венцы сруба, брусья, ребром выступающие за площадь сруба стен.

Треугольные клинья, которые переводят четырехгранник первого залома центрального участка в восьмерик, четырехгранник сруба бабинца и шестигранный сруб алтаря в заломы, не рубленые, а дощатые. Они закрывают пазухи в углах срубов.

Достопримечательность очень щедро освещена. Оконные просветы, их форма играют заметную роль в композиции внешнего вида церкви. Сруб стен бабинца прорезают три одинарных окна. Сруб стен центрального участка имеет по одному двойному окну в южной и северной гранях и по одному одинарному в каждой узкой грани. В срубе стен алтаря три одинарных окна. Восьмерик центрального участка прорезают четыре больших окна крещатой формы. Фонари алтаря и бабинца освещаются высокими узкими окнами, по четыре окна в каждом. Кроме крещатых равнораменных окон, остальные имеют вытянутые вверх пропорции, усиливая этим стройность граней.

Анализ обмерных чертежников церкви показал, что исходным размером при построении плана является длина центрального участка.

План церкви состоит из четырехугольного бабинца, четырехугольного с обрезанными углами центрального участка и четырехугольного с обрезанными внешними углами алтаря. Четырехугольник центрального участка построен по принципу: ширина относится к длине как 3:2. Половина ширины плана центрального участка определяет длину плана алтаря; внутренняя ширина плана алтаря превосходит его длину на толщину двух брусьев. Внутренняя ширина плана бабинца равна длине плана алтаря, а внутренняя длина плана бабинца – ширине плана алтаря.

При разбивке в натуре плана церкви восьмиугольник центрального участка деформирован. Кроме того, план центра относительно плана Бабинца сдвинут на юг; план алтаря также сдвинут на юг относительно центра и еще больше относительно бабинца. Следовательно, Единой продольной оси план строения не имеет. Это значит, что в натуре сначала разбивался план одного участка (центра), далее последовательно план второго и, наконец, третьего.

Высота срубов стен всех участков одинакова, она равна половине внутренней длины плана целого строения.

Верх центрального участка построен так: восточная и западная грани первого залома возведены под углами 74 и 76° из расчета, чтобы длина восьмерика в основе своей равнялась полной длине плана алтаря. южная и северная грани преломлены из такого расчета, чтобы свести ширину сруба первого залома к ширине основания восьмерика, то есть к длине плана алтаря. Восточная и западная грани первого залома центрального верха складывались на земле с помощью шаблона-трапеции, у которого основа – длина сруба стен участка вверху, верхняя грань равна длине плана алтаря и высота – половине длины плана бабинца. Сложнее возводились южная и северная грани залома. Ширину сруба стен вверху мастер поделил на 4 доли; на границе второй и третьей и третьей и четвертой судеб в верхний венец западной и восточной граней сруба стен он врубил первые брусья-трямки, начинавшие нижнюю четырехгранную часть сруба восьмерика. Выше брусья четырехгранника наращивались, и брусья врубались уже в покатые восточную и Западную грани первого залома. Ширина четверика, таким образом, равна половине ширины сруба стен вверху. Как уже упоминалось, южную и северную грани первого залома сначала возводили под углами 73 и 67°, пока сруб не достиг высоты, равной полной ширине плана центра (эта часть залома складывалась с помощью трапеции, у которой основа – ширина сруба стен участка вверху, верхняя грань равна половине длины строения на уровне верхних венцов срубов стен). Выше южная и северная грани, преломленные под углами 21 и 23°, возвышаются до высоты, равной расстоянию между восточным концом северной грани и западным концом южной грани плана центра, где первый залом и завершается.

Высота первого залома равна половине длины плана бабинца, а высота первого залома и сруба стен вместе – полной удвоенной длине плана бабинца. Высота восьмерика вместе с первым заломом (или высота южной и северной граней восьмерика) равна длине сруба стен центрального участка вверху (высота центрального восьмерика – апофема треугольника со стороной, равной ширине основания его). Высота второго залома определяется также и тем, что высота верха центрального участка без фонаря равна половине внутренней высоты центрального участка, или половине длины плана строения. Внутренняя высота центрального участка без фонаря равна длине плана строения. У фонаря длина и ширина равны высоте второго залома. Измерить его автор не смог, потому что он снизу зашит. Если предположить, что фонарь имел высоту такую же, как и фонари алтаря и бабинца (длина и ширина фонарей всех трех участков одинакова), то внутренняя высота центрального участка равна сумме длины плана строения и половины длины плана алтаря. Внутренняя высота центрального участка равна сумме длины плана строения и половины длины Бабинца.

Высота залома алтаря равна высоте первого залома центрального участка, то есть половине длины плана бабинца. Высота верха алтаря равна длине плана бабинца. Высота залома бабинца на толщину венца меньше высоты залома алтаря. Фонари бабинца и алтаря одинаковые.

Окна в срубах стен заложены на высоте, равной длине плана алтаря, а верх их – на высоте, равной длине плана Центрального участка. Низ окон восьмерика центрального участка заложен над верхним венцом сруба стен на высоте, равной длине южной грани плана центра, или на высоте, равной полной длине плана бабинца и центра, вместе взятых, а центр того же окна – на высоте, равной двойной длине плана центрального участка. Низ окна фонаря бабинца лежит над верхним венцом сруба стен на высоте, равной половине длины плана центра; низ окна фонаря в алтаре заложен на толщину бруса выше, чем в бабинке, или на высоте, равной сумме полной длины плана алтаря и центра.

С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 

Деревянная Покровская церковь (1775) в плане трехчастная, с квадратным бабинцем (4,5х4,5 м), восьмиугольным нефом (6,25х9,5 м), ориентированным длинной стороной перпендикулярно продольной оси здания, и граненым пятистенным алтарем (4,5х4,5 м). Длина храма в интерьере 16 м, высота среднего верха 16 м, боковых 13,75 м. Средний верх имеет два залома, а боковые по одному. Архитектура церкви отличается монументальностью, достигнутой пропорциональным отношением основных объемов и венчания верхами как 1:1.

Интерьер отличается экспрессией и выразительностью благодаря оригинальной пространственной структуре. Северная и южная стенки четверика среднего верха начинаются выше арок-вырезов, расположенных на западной и восточной стенах. Они как бы отсекают пространство южной и северной частей нефа, перекрытых гранеными сомкнутыми сводами. Благодаря этому плоскости срубов и заломов имеют контрастную светотеневую обрисовку, создается легкое движение вверх плоскостей, формирующих величественное высотно раскрытое пространство верхов. Энергию этого движения усиливают многочисленные, покрытые декоративной резьбой ригели-затяжки.

Здесь мастер по-своему развивает тему башенного типа храма, прототипом которого послужил каменный храм Ильи Пророка (1696) на Подоле в Киеве. Церковь является одним из самых выдающихся произведений украинского барокко.

Г.Н. Логвин «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 

В объёмах сохранилась, в основном, в первоначальном виде (широкие прирубы с юга, севера и запада – позднего происхождения). В интерьере имеются некоторые перемены: зашит световой фонарь центрального сруба, в бабинце возведены хоры, зашита значительная часть проема между бабинцем и центральным срубом. Сооружение в формах, традиционных для народной деревянной архитектуры Левобережья Украины XVII-XVIII вв. периода барокко. Срублено из сосновых брусьев, трехверхое, ошалевано.

Бабинец в плане прямоугольный, центральный сруб восьмигранный, восточный – шестиугольный. Продольные оси срубов, идущие в направлении запад-восток, не совмещаются, что свидетельствует о разновременной разбивке их планов.

Доминирующее место в композиции сооружения занимает центральный сруб. Его восьмерик имеет своеобразные пропорции (поперечная ось относится к продольной как 3:2), перекрыт восьмигранным верхом с двумя заломами, верхний залом зашит плоским плафоном. Для придания жесткости конструкции применены ригели, украшенные резьбой, а также специальная конструкция: западная и восточная грань центрального объема в уровне верхних венцов соединяются параллельно расположенными двумя врубленными брусьями, которые, наращиваясь в высоту, врубываются в грани первого залома и образуют с юга и севера пазухи с трапециевидными проемами. Бабинец перекрыт верхом с одним заломом, световой фонарь – плоским плафоном, наверху сруба стен, по углам, заложено четыре резных ригеля. Сохранились западные двери с резными наличниками. Восточный сруб перекрыт верхом с одним заломом, завершается световым фонарем.

Формы главок – барочные. Значительную роль в композиции сооружения играют оконные проемы разнообразной формы. Памятник относится к редким примерам построек из дерева начала XVIII в., сохранившихся в первоначальном виде и имеющих отличительные конструктивные особенности.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – М.: «Строитель», 1986 г., т. 4.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.