ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ариле. Церковь Ахиллия Ларисского.


Ариле. Церковь Ахиллия Ларисского
Церковь. Действует.
Престолы: Ахиллия Ларисского
Год постройки: 1295.
Епархия: Сербская православная церковь
Адрес:
Сербия, Златиборский округ, Ариле; Браће Вукотић 31230, Ариље, Сербия

Координаты: 43.75369, 20.096205



Церковь Ахиллия Ларисского, , Ариле, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
4 марта 2019
Церковь Ахиллия Ларисского, , Ариле, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
4 марта 2019
Церковь Ахиллия Ларисского, , Ариле, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
4 марта 2019
Церковь Ахиллия Ларисского, Западная стена храма. Храм был расписан в 1296 г., Ариле, Златиборский округ, Сербия
Западная стена храма. Храм был расписан в 1296 г.
zavar-vera
4 марта 2019
Церковь Ахиллия Ларисского, , Ариле, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
4 марта 2019
Церковь Ахиллия Ларисского, Ктиторы храма. В центре - Стефан Драгутин, король Сербии., Ариле, Златиборский округ, Сербия
Ктиторы храма. В центре - Стефан Драгутин, король Сербии.
zavar-vera
4 марта 2019
Церковь Ахиллия Ларисского, Введение во Храм Пресвятой Богородицы. 1296 г., Ариле, Златиборский округ, Сербия
Введение во Храм Пресвятой Богородицы. 1296 г.
zavar-vera
4 марта 2019
Церковь Ахиллия Ларисского, Благовещение. Архангел Гавриил. 1296 г., Ариле, Златиборский округ, Сербия
Благовещение. Архангел Гавриил. 1296 г.
zavar-vera
4 марта 2019
Церковь Ахиллия Ларисского, Святой Ахиллий Ларисский, Ариле, Златиборский округ, Сербия
Святой Ахиллий Ларисский
zavar-vera
4 марта 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

Арилье [Ариле, серб. Ариље], селение у впадения р. Велики-Рзав в р. Моравица близ Пожеги (Жичская епархия Сербской Православной Церкви), с церковью в честь преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, воздвигнутой сербскими королями св. Драгутином и св. Стефаном Урошем II Милутином около 1295 г. В научной литературе существует мнение, что храм первоначально был посвящен сирмийскому сщмч. Архилию (память 6 апреля), культ которого после перенесения в Преспу в конце Х в. из Фессалии мощей Ахиллия слился с почитанием последнего. В пользу этой гипотезы свидетельствует как звучание топонима, так и именование в ряде средневековых сербских рукописей ларисского святителя Архилием. Археологические раскопки свидетельствуют о существовании не позднее XII в. на месте храма крупного монастырского архитектурного комплекса. С 1219 г. в А. располагалась кафедра Моравичского епископа, с XIV в. по 1454 г. митрополия.

Предполагается, что в кон. XIII - 1-й пол. XV в. при мон-ре существовала книгописная мастерская, которой на основании косвенных свидетельств (тексты, посвященные св. Ахиллию, дни памяти в месяцесловах и др.) Л. Василев атрибутирует не менее 5 сербских кодексов этого времени. После падения сербской деспотии в 1459 г. мон-рь пришел в запустение. Монашеская жизнь возродилась лишь спустя век, по восстановлении в 1557 г. Печской Патриархии при св. Патриархе Макарии (Соколовиче). По данным на 1560-1595 гг., в обители проживало постоянно от 1 до 3 насельников. В этот период мон-рь становится значительным книгописным центром. Сохранилось 3 тома служебных Миней из комплекта, переписанного в 1565-1568 гг. при игум. Виссарионе иноком Никифором. В 40-х гг. XVII в. были воздвигнуты 2 келейных корпуса. Во времена австро-турецкой войны (1735) мон-рь был вновь опустошен, а храм одно время служил конюшней для турецких войск. В середине XIX в. церковь получила статус приходской.

По архитектурным особенностям храм относится к рашской школе. Это однонефное сооружение с пониженным трансептом, объединяющим боковые певницы и помещения диаконника и жертвенника, нартексом и полукруглой алтарной апсидой; над центральной частью возвышается купол, барабан к-рого опирается на кубическое основание; снаружи храм оштукатурен, по фасадам и вверху барабана аркатурный фриз. Наружный притвор был пристроен около 1300 г. В диаконнике расположен придел свт. Николая.

Дата росписи храма, 1296 г., засвидетельствована в надписи в кольце под барабаном. Согласно греческому акростиху (девиз сторонников Михаила VIII Палеолога), оставленному мастерами, они были выходцами из Салоник; надписи на славянском языке были сделаны сербами. Программа росписи традиционна: в барабане купола - пророки, на парусах - евангелисты; в алтаре - «Евхаристия» и «Поклонение жертве»; в подкупольном пространстве - цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы»; в западной части нефа - сцены из жизни Богородицы; в нартексе - «Древо Иессеево», Вселенские Соборы, «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены жития свт. Николая. Роспись купола, конхи алтарной апсиды и сводов певниц пострадала во время турецкого завоевания.

Образ покровителя храма св. Ахиллия наряду со святыми особо чтимыми ктиторами представлен в южной певнице, там же образ св. Иоанна Предтечи с крылами, с усеченной главой в руках. В северной певнице - изображение святых воинов и св. Стефана Первомученика, покровителя династии Неманичей, возможно, здесь находился посвященный ему придел. Особая тема росписи связана с историей Сербской Православной Церкви, представленной портретами исторических деятелей средневековой Сербии и отдельными композициями. В нижней зоне на западной стене наоса изображены сербские архиепископы (от Саввы I до современников росписи Евстафия II и еп. Моравичского Евсевия) и преподобные из рода Неманичей (святые Стефан Первовенчанный, Стефан Неманя, Стефан Урош V, Елена, серб. королева). В притворе - ктиторы Милутин и Драгутин (с моделью храма в руках) с женой Кателиной и сыновьями Владиславом и св. Стефаном Урошицем; преставление свт. Меркурия, еп. Моравичского; наряду с Всел. Соборами - Собор Стефана Немани, осудивший полуверцев (римокатоликов). 

Стиль живописи отличается монументальностью, характерной для 60-х гг. XIII в., к традициям более раннего периода тяготеет и система росписи. Однако в отличие от росписи Сопочан (1265) в художественном стиле А. преобладает статичность и некоторая тяжеловесность, в композициях, плотно заполненных фигурами и архитектурой, практически отсутствует свободное пространство. Крупные фигуры с широкими плечами, как правило, поставлены фронтально, драпировки лежат широкими складками, подчеркивая мощные обобщенные объемы. Несмотря на обилие белого цвета в одеяниях, колорит росписи темный. Вертикальные линии архитектурных форм выявлены полосами орнамента в виде вьющегося стебля, тонкий ажурный рисунок которого подчеркивает живописную монументальность изображений.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

АРИЛЬЕ


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

«…Самый поздний памятник сербской монументальной живописи XIII века — фрески церкви св. Ахилия в Арилье, исполненные в 1296 году. Среди сильно пострадавших от времени фресок могут быть опознаны Евхаристия и Поклонение жертве в апсиде, евангелисты на богатых архитектурных фонах в парусах, впервые здесь встречающаяся фигура Иоанна Предтечи с крыльями и с усеченной головой на блюде, св. Ахилий, Валаам на ослице, Жертвоприношение Авраама, Ложе Соломона, ряд евангельских сцен, сцены из жизни Богоматери и Николая Чудотворца, Вселенские соборы, собор Стефана Немани, Древо Иессея, отдельные фигуры святых, а также следующие изображения: портреты короля Драгутина, его жены Каталины и его младшего брата короля Милутина, портреты Стефана Первовенчанного, Уроша I и его вдовы Елены, портреты сыновей Драгутина Владислава и Урошича, серия портретов архиепископов сербских и местных епископов, сцена Кончины епископа моравичского Меркурия.

Арильские росписи намного уступают по качеству охридским, хотя и представляют примерно тот же ¦ этап в развитии раннепалеологовского стиля (ср. особенно такие сцены как Сретение и Крещение, где композиции свободно развернуты в пространстве). В исполнении фресок принимали участие салоникские мастера, как об этом свидетельствует открытый на одной из фресок греческий акростих ΜΑΡΠΟΥ (Μιχαἠλ Ἄναξ Ῥωμαίων Παλαιολόγος Ὀξέως Ὑμνηθήσεται), связанный с одним эпизодом из истории Салоник. По-видимому, автор этого акростиха был приверженцем византийского императора Михаила VIII Палеолога и в годы войны Сербии с Византией он скрывал свою грекофильскую ориентацию. Арильские фрески ясно показывают, что далеко не всегда приезд греческих мастеров обогащал сербское искусство. Эпохой наибольшего расцвета сербской живописи было как раз то время, когда связи с Константинополем оказались полностью прерванными, а связи с Салониками в значительной мере свелись на нет…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VIII.9. Сербская живопись конца XIII века: Охрид, Арилье] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.