Арилье [Ариле, серб. Ариље], селение у впадения р. Велики-Рзав в р. Моравица близ Пожеги (Жичская епархия Сербской Православной Церкви), с церковью в честь преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, воздвигнутой сербскими королями св. Драгутином и св. Стефаном Урошем II Милутином около 1295 г. В научной литературе существует мнение, что храм первоначально был посвящен сирмийскому сщмч. Архилию (память 6 апреля), культ которого после перенесения в Преспу в конце Х в. из Фессалии мощей Ахиллия слился с почитанием последнего. В пользу этой гипотезы свидетельствует как звучание топонима, так и именование в ряде средневековых сербских рукописей ларисского святителя Архилием. Археологические раскопки свидетельствуют о существовании не позднее XII в. на месте храма крупного монастырского архитектурного комплекса. С 1219 г. в А. располагалась кафедра Моравичского епископа, с XIV в. по 1454 г. митрополия.
Предполагается, что в кон. XIII - 1-й пол. XV в. при мон-ре существовала книгописная мастерская, которой на основании косвенных свидетельств (тексты, посвященные св. Ахиллию, дни памяти в месяцесловах и др.) Л. Василев атрибутирует не менее 5 сербских кодексов этого времени. После падения сербской деспотии в 1459 г. мон-рь пришел в запустение. Монашеская жизнь возродилась лишь спустя век, по восстановлении в 1557 г. Печской Патриархии при св. Патриархе Макарии (Соколовиче). По данным на 1560-1595 гг., в обители проживало постоянно от 1 до 3 насельников. В этот период мон-рь становится значительным книгописным центром. Сохранилось 3 тома служебных Миней из комплекта, переписанного в 1565-1568 гг. при игум. Виссарионе иноком Никифором. В 40-х гг. XVII в. были воздвигнуты 2 келейных корпуса. Во времена австро-турецкой войны (1735) мон-рь был вновь опустошен, а храм одно время служил конюшней для турецких войск. В середине XIX в. церковь получила статус приходской.
По архитектурным особенностям храм относится к рашской школе. Это однонефное сооружение с пониженным трансептом, объединяющим боковые певницы и помещения диаконника и жертвенника, нартексом и полукруглой алтарной апсидой; над центральной частью возвышается купол, барабан к-рого опирается на кубическое основание; снаружи храм оштукатурен, по фасадам и вверху барабана аркатурный фриз. Наружный притвор был пристроен около 1300 г. В диаконнике расположен придел свт. Николая.
Дата росписи храма, 1296 г., засвидетельствована в надписи в кольце под барабаном. Согласно греческому акростиху (девиз сторонников Михаила VIII Палеолога), оставленному мастерами, они были выходцами из Салоник; надписи на славянском языке были сделаны сербами. Программа росписи традиционна: в барабане купола - пророки, на парусах - евангелисты; в алтаре - «Евхаристия» и «Поклонение жертве»; в подкупольном пространстве - цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы»; в западной части нефа - сцены из жизни Богородицы; в нартексе - «Древо Иессеево», Вселенские Соборы, «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены жития свт. Николая. Роспись купола, конхи алтарной апсиды и сводов певниц пострадала во время турецкого завоевания.
Образ покровителя храма св. Ахиллия наряду со святыми особо чтимыми ктиторами представлен в южной певнице, там же образ св. Иоанна Предтечи с крылами, с усеченной главой в руках. В северной певнице - изображение святых воинов и св. Стефана Первомученика, покровителя династии Неманичей, возможно, здесь находился посвященный ему придел. Особая тема росписи связана с историей Сербской Православной Церкви, представленной портретами исторических деятелей средневековой Сербии и отдельными композициями. В нижней зоне на западной стене наоса изображены сербские архиепископы (от Саввы I до современников росписи Евстафия II и еп. Моравичского Евсевия) и преподобные из рода Неманичей (святые Стефан Первовенчанный, Стефан Неманя, Стефан Урош V, Елена, серб. королева). В притворе - ктиторы Милутин и Драгутин (с моделью храма в руках) с женой Кателиной и сыновьями Владиславом и св. Стефаном Урошицем; преставление свт. Меркурия, еп. Моравичского; наряду с Всел. Соборами - Собор Стефана Немани, осудивший полуверцев (римокатоликов).
Стиль живописи отличается монументальностью, характерной для 60-х гг. XIII в., к традициям более раннего периода тяготеет и система росписи. Однако в отличие от росписи Сопочан (1265) в художественном стиле А. преобладает статичность и некоторая тяжеловесность, в композициях, плотно заполненных фигурами и архитектурой, практически отсутствует свободное пространство. Крупные фигуры с широкими плечами, как правило, поставлены фронтально, драпировки лежат широкими складками, подчеркивая мощные обобщенные объемы. Несмотря на обилие белого цвета в одеяниях, колорит росписи темный. Вертикальные линии архитектурных форм выявлены полосами орнамента в виде вьющегося стебля, тонкий ажурный рисунок которого подчеркивает живописную монументальность изображений.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/


Комментарии и обсуждение