Существовавший прежде нынешнего Преображенский Ахтырский храм сгорел в 1785 г. По документу 1681 года уже известен ахтырский «Спасский поп Корнилий Микулаев», а в деле 1683 г. подписался священник Преображения Господнего Михаил Матвеев.
Действующий деревянный Преображенский храм построен в 1790 г. особенной заботливостью священника Якова Назаревского. Моисей Феодорович Валюхов (+1836 г.) на возобновление иконостаса пожертвовал 280 руб. серебром; он же, находясь при смерти, явил дело любви к Господу тем ещё, что завещал 1000 руб. ассигнациями, чтобы на проценты были покупаемы просфоры и вино для церкви.
Памятниками древнего храма остаются в нынешнем: а) рукописное евангелие в кожаном переплете с одной верхней политуркой, на коей вытеснено 17 икон; б) «евангелие, сиречь благовестие богодохновенных Евангелистов, благословением святейших четверопрестольных патриархов тщанием и иждивением братства Ставропигиона, храма Успения Пресвятой Богородицы, опасно вторицею издадеся, во Львове, в лето от Р. Х. 1644 г. Мая 25 дня»; в) Октоих, сиречь Осмогласник, елински же Параклитики, творения преподобного отца Иоанна Дамаскина и прочих богодохновенных Отец, Всесильного в Троицы Бога благодатью, благословением четверопрестольных патриарх, тщанием братства при храме Успения Пречистой Богоматери, в типографии их совершенне третицею издадеся во Львове, в лето 1644». Предисловие «с всяким опасным исправлением (издано) от среды (братьев Львова) скудоумна и трудолюбива брата».
Из священников сей церкви более других заслужил благодарную память о. Яков Назаревский. По словам признательных старожилов, ни слабое здоровье, ни довольно преклонные лета, ни стужа суровой зимы не ослабляли его рвения, с каким он ездил отыскивать лучший лес для построения храма; по освящении же церкви он целые 8 лет сряду каждый день совершал литургию, пока предал дух свой Господу. По собственной просьбе его, которую он в 1769 г. просил перевести его к Покровской соборной церкви, видно, что он по окончании полного курса учения в Харьковском Коллегиуме два года был учителем пиитики, потом в 1764 г. поступил к Преображенской церкви в виде помощника отцу своему, у которого кроме того было два сына и две дочери. Прошение его не исполнено только потому, что ученик богословия Михаил Назаревский, просивший в то же время о том же, еще в 1760 г. лишился отца, бывшего священником при Покровском храме и однако продолжал учение. По ведомости 1785 г. видно, что о. Яков Аввакумович владел 48 десятинами земли, а Николаевский священник Василий Назаревский 30 десятинами, в 1792 г. о. Яков просил Харьковское Дворянское Собрание признать права его на дворянство, и Собрание признало его дворянином - вместе с детьми его. Справедливость требует вспомнить при этом, что потомки о. протоиерея соборного Назария Яковлевича (+1723 г.) Назарьевы и Назаревские долго и с честью служили Ахтырским храмам. Сыновья его Григорий Назарьев был протоиереем Никольского храма, Андрей - Покровским священником, Яков — Спасским, внук Стефан Григорьевич — Никольским, другой Василий Яковлевич - также Никольским. Дело 1746 г. о посвящении Василия Яковлева Назаревского во священника; под просьбою о посвящении подписались полковой эсаул Михаил Негребецкий, Ахтырский сотник Василий Парафиевский, Ахтырский сотник Стефан Негребецкий, Ахтырский протоиерей Симеон Садовский.
1857 год. Город Ахтырка "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"; http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-gorod-ahtyrka-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii
Преображенская церковь, построенная в 1790 г., была разобрана после возведения каменной Спасо-Преображенской церкви (1905), точный год разборки не установлен. Из её остатков была построена церковь в селе Высокое. Современное местоположение церкви: справа от действующей Спасо-Преображенской церкви (пустующий участок между церковью и д. № 31 по ул. Независимости).