В мае 1893 г. Синод утвердил проект на постройку в д. Черанёво молитвенного дома вместо существовавшей там деревянной часовни. Сохранившийся фотоснимок кон. XIX в. дает представление об особенностях культовых построек такого рода. С виду это ничем не примечательная изба-пятистенок с прирубленным к восточной стене граненым алтарем. К западному торцу основного объема «глаголем» примыкал другой сруб, бывший, вероятно, приходской школой. Над всем сооружением возвышалась башенка-звонница на четырех столбах под пологой скатной крышей. Углы были рублены «в лапу», срубы — не обшиты, кровля — тесовая. Через год крестьяне начали хлопотать о регистрации самостоятельного прихода и обращении молитвенного дома в храм. Образованный по приказу Вятской духовной консистории от января 1897 г., строительный комитет под председательством М. Князева заключил договор с архитектором И. А. Чарушиным на выполнение чертежей перестройки молельни с возведением церковного завершения и колокольни. В 1898 г. проект был рассмотрен и утвержден. Подряд на производство работ получил Н. В. Малых, приступивший к реконструкции здания в 1902 г. Через год новый храм освятили.
Церковь не сохранилась; она сгорела в 1970-е гг. Но об архитектурно-художественных достоинствах этого памятника можно судить по aвторским проектным чертежам и фотографии. Его композиция принадлежит кругу построек И. A. Чарушина кон. XIX — нач. XX вв., отражающих фолклоризирующее направление псевдорусского стиля в деревянной архитектуре. Это творческое течение, кроме достоверной передачи канонически культовых форм, использовало при украшении фасадов богатый арсенал народной резьбы по дереву, характерный как для городского, так и для сельского строительства. В очертании плана здания хорошо прочитывался крест с удлиненным западным рукавом. Средокрестие обозначалось четвериком, верхний ярус которого был приподнят над более низкими боковыми крыльями и увенчан выразительной группой пятиглавия на постаментах-кубышках.
Усложненная форма алтаря включала пятигранную в плане центральную часть и небольшие прямоугольные объемы жертвенника и диаконника по флангам. Стройная шатровая колокольня возвышалась над притвором, увеличенным помещениями полаток на ширину трапезной. Церковь была теплой — имела пять печей. Обшитый тесом сруб покоился на высоком кирпичном цоколе. Объемная композиция памятника дополнялась тремя легкими открытыми крыльцами с лестничными подходами и двускатными навесами, опиравшиеся на резные столбики. Сложная кровля основных частей церкви — четверика и колокольни, — включавшая щипцовые изломы по осям фасадов, обогощала живописную компоновку объемного построения. Нарядный декоративный убор фасадов сочетал вертикальное и горизонтальное размещение досок обшивки, имевшей накладные декоративные элементы, которые были выполнены в технике пропильной геометрической резьбы — пояс цоколя, ограждения лестниц, широкие ленты фризов, подзоры, наличники.
Источник - портал Archidesignfrom.ru