ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рясное. Димитриевский Ряснянский мужской монастырь.


Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1867.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Сумская область, Краснопольский район, с. Рясное

Координаты:50.679378, 35.39447


Добавить фотографию
Димитриевский Ряснянский мужской монастырь - Рясное - Краснопольский район - Украина, Сумская область
Гравюра начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1903
Димитриевский Ряснянский мужской монастырь - Рясное - Краснопольский район - Украина, Сумская область
Дом основателя монастыря помещика К.Д. Хрущёва. Фото 1903 г.
Елена Григорьева
1 июня 1903
Димитриевский Ряснянский мужской монастырь - Рясное - Краснопольский район - Украина, Сумская область
Монастырская больница, фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Димитриевский Ряснянский мужской монастырь - Рясное - Краснопольский район - Украина, Сумская область
Иконостас соборного храма монастыря, 1890 год
Сергей Ковров
1 июня 1890



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  31 октября 2018

Основан в 1867 г. помещиком Константином Дмитриевичем Хрущёвым. 14 сентября 1867 года получено императорское разрешение на учреждение двухклассного мужского монастыря в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В 1869 году началось строительство. На рубеже XIX-XX в.в. имел 3 храма: собор св. вмч. Димитрия Солунского (главный, 1881 г.), св. Архангела Михаила (трапезный), Преображения Господня (больничный). В советское время (1920 г.) почти целиком разрушен — остались лишь стены больничного храма и некоторые подвалы (официально в архитектурный комплекс входят Преображенская церковь с лечебницей, странноприимница, дворянская гостиница, дом Хрущёва, корпус бывшей монастырской водокачки).

В 1867 г. царь Александр II разрешил помещику К. Д. Хрущеву учредить мужской монастырь. Константин Дмитриевич Хрущев был из давних помещиков, суровый хозяин, был для своих соседей образцом управления огромным поместьем. Был очень религиозным человеком, молился со слезами на глазах и клал много земных поклонов. Не имея прямых наследников, К. Д. Хрущев (1796-1876) задумал основать в своем селе Ряснянский мужской монастырь, завещав ему все свое наследство: 4434 десятин земли и 100 000 рублей в кредитных билетах.

14 сентября 1867 г. было дано императорское согласие на учреждение Свято-Димитриевского двухклассного Ряснянского мужского монастыря. Настоятель Святогорской Успенской пустоши архимандрит Герман уговорил Хрущева поставить монастырь подальше от мирской суеты. С 1869 г. монастырь начал строить свои сооружения и новые храмы.

Весть об открытии нового монастыря вызвала в Харьковской епархии чувство духовной радости и подъем. Архиепископ Харьковский Макарий предоставил право самому К.Д. Хрущеву выбрать настоятеля монастыря. Выбор Константина Дмитриевича пал на игумена Евстартия, настоятеля Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Владыка одобрил выбор и назначил игумена Евстратия настоятелем Свято-Димитриевской обители. В первые годы малочисленной братии монастыря пришлось пережить много неприятностей. На содержание братии К.Д. Хрущев выделял небольшие средства и не спешил обустраивать келии, монахи жили рядом с лошадьми и другими домашними животными. Игумену Евстратию долгое время никак не удавалось отказать К.Д. Хрущеву от устройства обители в с. Рясное, только визит настоятеля Святогорского Успенского монастыря отца Германа убедил основателя, что монастырь стоит устраивать подальше от села. В 1869 г. архиепископ Харьковский Нектарий основал Свято-Димитриевскую обитель на новом месте. В 1870 г. монастырь оставил настоятель архимандрит Евстратий, который поссорился с К.Д. Хрущевым. Исполнение обязанностей поручилось последовательно иеромонахам: Антонию, Иллариону, Илиодорию.

В течении пяти лет, прошедших с момента основания обители на новом месте, строительство велось очень активно, и в 1874 г. она украсилась прекрасным храмом с серебристыми куполами, высокой колокольней с большим колоколом над святыми воротами, был построен братский корпус с 28 кельями, обитель ограждена широким каменным забором со множеством башен, начато строительство трапезного корпуса с небольшим храмом. Однако малочисленная братия все это время жила на господском дворе, богослужение проходило в маленькой церкви, построенной еще в 1868 г. около приходской колокольни.

В 1871 и 1874 г.г. К. Д. Хрущев составил два духовных завещания, по которым жертвовал в вечное владение монастыря 4434 десятин земли и 100 000 руб. в процентных выкупных удостоверениях и пятипроцентных билетах государственного банка при условии, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты шли на содержание монастыря, училища и богадельни. Харьковское епархиальное начальство не полагалось справедливо на силу духовного завещания и просило жертвователей сделать дарственную запись, что он со временем пообещал, но в 1876 г. К.Д. Хрущев умер, так и не дождавшись окончания построения монастыря. Он был похоронен в особом склепе возле малой монастырской церкви. После этого родственники К. Д. Хрущева, получив в наследство лишь 2500 десятин земли, решили отобрать имущество монастыря, доказывая родовое происхождение имения и незаконности его передачи духовному начальству. Долгие четыре года, пока разбирались судебные дела, монахи жили в большой тоске, не имея достаточных средств не только на одежду и обувь, но и даже на еду. В их собственности оставался только малый храм возле колокольни приходской церкви с. Рясного.

Корыстные намерения наследников К. Д. Хрущева не осуществились. В 1880 г. Правительственный Сенат утвердил решение о том, чтобы оставить ходатайство просителей без последствий. Епископ Харьковский Густый издал распоряжение о надлежащем благоустройстве Ряснянского монастыря и назначил настоятелем архимандрита Евстратия. Пробыв на посту настоятеля восемь месяцев, 30 декабря 1880 г. он умер и был похоронен в ограде новопостроенной обители за алтарем соборного храма. Долгое время Харьковское епархиальное начальство не могло выбрать достойного кандидата на должность настоятеля, только 7 мая 1881 был назначен иеромонах Святогорской Успенской пустыни Софроний. Территория монастыря – огромный прямоугольник, обрамленный кирпичным забором длиной 420 саженей и высотой 2 сажени – была застроена храмами и двухэтажными корпусами для монахов и подсобными хозяйственными помещениями.

В монастыре было три храма. Главный храм Ряснянского монастыря – Собор святого великомученика Дмитрия Солунского, освященный в честь этого святого 25 октября 1881 г. Именем этого святого освящены храмы в Рясном, Новодмитривке, и сам монастырь носит имя Святого Дмитрия. Свято-Дмитриевский храм в монастыре был крытый белым железом, внешне побеленный, внутри расписан картинами высокого мастерства на религиозные сюжеты. Пол паркетный. Иконостас деревянный, позолоченный. Храм занимал площадь шириной 52 аршина, в длину – 60 аршин. На его месте сейчас установлен крест с надписью: «Сей крест установлен на месте разрушенного Свято Димитриевского собора Ряснянского монастыря по благословению эпископа Сумского и Ахтырского Иова в лето 2000 года от Р.Хр.».

Храм Архистратига Михаила. В Ряснянского монастыре был построен трапезный храм из красного кирпича, теплый, имел деревянный иконостас, окрашенный масляной краской, и большей частью позолоченный. Храм освящен 22 октября 1881 в честь Архистратига Михаила.

Свято-Преображенский храм. В Ряснянском монастыре был построен теплый храм из красного кирпича, имел деревянный иконостас, окрашенный масляной краской, большей частью позолоченный, с иконами работы высокого художественного мастерства. Пол был паркетным. Под храмом была калориферная печь. Храм, освященный в честь знаменательного события – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Освящение состоялось 4 июля 1900 г.

Колокольня в монастыре была одна. Это была высокое кирпичное архитектурное сооружение, крытое железом, снаружи и внутри оштукатурена. Под ее аркой были святые ворота в монастырь. На колокольне было 13 колоколов. Вес главного колокола составляла 423 пуда. Кроме того, в 1902 г. на колокольне был установлены башенные часы с громким боем. С северной стороны колокольни к ограде была пристроена кирпичная сторожка.

На территории монастыря было пять двухэтажных корпусов, крытых железом. В двух из них нижние этажи кирпичные, верхние – деревянные: в первом пекли хлеб и просфоры, а также было 8 келий, во втором – братском, длинною 46,5 аршин, шириной 22 аршина – холодильник. В одном из корпусов было восемь келий вверху, а внизу – мастерские: сапожная, красильная, портняжная, а так же - сторожка и конюшня для 8 лошадей. Этот корпус имел размер 52 аршина в длину и 25 аршин в ширину. Еще один добротный корпус длиной 38 и шириной 18 аршин, побеленный снаружи и внутри, с широкой галереей на верхнем этаже. Верхний этаж – с помещением для покоев настоятеля монастыря, а нижний – для келий. С южной стороны колокольни пристроен каменный флигель длиной 15, шириной 12 аршин. С северной стороны ограды – небольшой двухэтажный флигель с кельями для монахов. Возле каждого корпуса были сараи для дров, в корпусах смонтирован водопровод. Все корпуса между собой соединялись кирпичными тротуарами. Внутри двора по всей площади росли липы, каштаны, белые акации, фруктовые деревья.

Многие здания были за пределами ограды монастыря. Так, с северной стороны, перед его фасадом стояло двухэтажное кирпичное помещение для посетителей и богомольцев, побеленное, крытое железом, с жилым подвальным помещением. В нем было 32 комнаты. Верхний этаж имел особое назначение: здесь был приют для престарелых лиц духовного звания, нижний этаж предназначался для приюта старых мирян. Длина этого помещения 61 аршин, 21 аршин – ширина.

Еще был деревянный на кирпичном фундаменте одноэтажный отель на 8 номеров, а возле него огражден деревянным забором двор с крытым гонтом сараем для экипажей и лошадей принадлежащих паломникам. Здесь же был кирпичный одноэтажный дом с 7 комнатами, с подвальными жилыми помещениями для путешествующих паломников, пришедших пешком молиться Богу. Был тут еще дом с номерами, кухней, столовой для паломников, которых много прибывало сюда летом. В деревянном одноэтажном доме, обложенном кирпичом, крытом железом, с подвальным помещением, находилась монастырская больница для мирян с 10 комнатами и аптекой. Здесь работал фельдшер, аптекарь и 3 медсестры. Во дворе больницы у колодца построена двухэтажная кирпичная водокачка, крытая железом. Внизу был двигатель, а наверху – два больших чана для воды до 3000 ведер. По чугунным трубам вода текла во все корпуса. Рядом с двором больницы – кирпичная баня с тремя достаточно большими помещениями для мойки, на верхнем этаже было два больших чана для воды, которая нагревалась паровой.

С юга за стенами монастыря на склоне рос роскошный и достаточно большой фруктовый сад, а в нем – пасека на 300 ульев, со всеми необходимыми для сада и пасеки зданиями. На расстоянии 400 сажен от монастыря была монастырская экономия, а в ней 8 капитальных зданий. Там было два корпуса, в которых нижний этаж кирпичный, верхний деревянный. В одном из них жили монахи, которые обслуживали экономию, во втором: внизу – бочарня, столярная, 4 кельи, а вверху – 12 келий. Было еще 2 жилых дома: в одном располагались служащие, во втором – казарма для рабочих (1905 г. сожжена, в 1909 г. – восстановлена). Было еще 4 здания хозяйственного назначения: амбар из дубового дерева (для зерна), крытый железом, с деревянным полом. Был навес на столбах с пятью отделениями, где хранилось зерно. Длина – 102, ширина – 12 аршин; кирпичные риги – для сортировки зерна и вторая – для засыпки зерна; кирпичная конюшня, построенная в 1881 г., на 40 лошадей. Длина – 30, ширина – 14 аршин. С западной стороны пристроен каретный сарай и помещение для конюхов. Кирпичный под железом сарай для скота. Длина 30 саженей. Во дворе экономии был молокозавод, где перерабатывалось молоко на масло и твердый сыр.

На расстоянии 1,5 версты с восточной стороны от монастыря располагались две мельницы: деревянная трехэтажная водяная мельница на 4 отделения с просорушкою, крупорушки и кирпичная двухэтажная паровая мельница на 2 отделения. К нему пристроены отделения для двигателей, слесарных и для приезжих. Еще одно кирпичное помещение предназначалось для муки. К нему пристроены кухня и кельи для монахов, которые обслуживали мельницу. Здесь также были: сукновальня, кирпичный дом для монахов, двухэтажный дом (нижний этаж кирпичный, верхний – деревянный) для служащих. Еще двухэтажный дом с помещениями: внизу – для стирки белья, а сверху – 19 келий для прачек. Здесь же деревянный сарай для сушки белья и деревянная кухня для питания прачек.

В двух верстах от монастыря, за Рясным, был монастырский кирпичный завод. При нем два деревянных здания для сторожа и рабочих, деревянные сараи для сушки кирпича и 4 печи для его выжигания. Количество кирпича удовлетворяло нужды монастыря и населения.

За семь верст от монастыря к северу располагалось село Закобылье, которое в 1840 г. в связи со смертью Дмитрия Андреевича Хрущева в результате прошения его сына Константина для увековечивания памяти отца переименовано в Новодмитровку. На средства монастыря здесь было построено немало капитальных помещений. Двухэтажный дом (нижний этаж кирпичный, верхний – деревянно-каменный, обложенный кирпичом), крытый железом. В нем 14 келий вверху, а внизу – кухня, столовая, кладовая, 3 кельи. Теперь здесь лесничество. Рядом с мельницей была деревянная, крытая железом, сукновальня с 12 ступами. К ней пристроена деревянная кочегарка с 2 чугунными котлами. При мельнице были: деревянный дом для монахов и рабочих, деревянная кладовая и подъездной сарай под железом. В 1909 г. построена достаточно крепкая плотина.

В 1910-1912 г.г. на средства монастыря и прихожан сел Новодмитровка, Таратутино, Москалевки с их трудовым участием построена церковь из кирпича достаточно оригинальной конструкции с высоким куполом. В 1930 г. в ней было зернохранилище, а после войны ее разобрали.

Управлялся монастырь настоятелем с помощниками. За богослужением следил ризничий (особа, выдававшая священникам ризы). За поведением и порядком в монастыре следили благочинный и его помощники. Монахи в день своего пострижения, в день бритья, обязаны были быть на исповеди у духовника, избиравшегося братией. За монастырским хозяйством ухаживал эконом. В хозяйстве рабочие трудились помесячно, но больше поденно. Выплату денег и другие расходы проводил кассир (казначей). На него возлагалась обязанность вести приходно-расходные книги, которые ежегодно проверялись комиссией при Харьковской Духовной Консистории. Табельщик-послушник ежедневно проверял рабочих. Образовательное и общественное благотворения монастыря началось тогда, когда монастырь был приведен в надлежащий внешний вид.

Монастырь содержал в своем помещении и на свои средства учительскую семинарию, в которой обучались преимущественно дочери священников и лиц духовного звания. После окончания семинарии они направлялись на работу учителями в церковно-приходские школы. Эта семинария в 1920 г. была переведена в Ахтырку и переименована в педагогическое училище. Монастырь содержал две церковно-приходские школы. Одну в Новодмитривке на 80 учеников, там был интернат на 10 детей-сирот, на эту школу монастырь ежегодно тратил 1000 рублей, попечителем был монастырь. Вторая школа была в Рясном непосредственно в помещении монастыря.

Харьковскому епархиальному женскому училищу монастырь отправлял ежегодно 2 стипендии для содержания 2 учениц. С 1910 г. начали устраивать для служащих, рабочих монастыря и посторонних лиц религиозно-нравственные чтения с показом картин такого же значения. С разрешения настоятеля монастыря библиотека выдавала книги для населения. Бедные люди села и окрестностей получали от монастыря необходимые продукты, а иногда даже деньги. Это делалось в Рождественские праздники и Воскресение Христа. Также отпускались дрова и лесоматериал для строительства малоимущим жителям Рясного, доски для гробов беднякам окрестных сел. По доступной цене монастырь сдавал крестьянам в аренду более 3000 десятин пахотной земли и сенокосов, а также в экономии давал возможность заработать деньги. Крестьяне пользовались услугами больницы – фельдшера, медсестры, аптекаря, а при необходимости – приглашался врач. Монастырь имел богадельню для духовных и мирских стариков и тяжелобольных инвалидов.

С 1888 по 1920 гг. включительно с разрешения епархиального начальства Харьковской губернии ежегодно осуществлялся крестный ход с чудотворной иконой Святителя Христа и Николая угодника из села Великого Бобрика в Ряснянский монастырь. На время от воскресенья Всех Святых, то есть через месяц после Пасхи, 24 июня, на праздник Петра и Павла, икону несли назад, в Великобобрицкую церковь. Икону сопровождала вся церковь и монашеская братия с большой пышностью и святостью.

Монастырю была возвращена икона святого Великомученика Димитрия, находившаяся ранее в одном из храмов монастыря. Возрождение монастыря совершается трудами инокини Тамары, которая там же и проживает. В 2003 г. труды по возрождению обители внёс иеродиакон Варнава (Андоньев), почивший 2 мая 2005 г. и погребённый на монастырском кладбище. Его послушание продолжила инокиня Тамара (в миру Александра Дорошенко — прихожанка кафедрального Спасо-Преображенского собора г. Сумы, принявшая постриг в рясофор 14 мая 2005 г.).

https://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Rjasnoe.php


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  5 августа 2022

Ансамбль Свято-Дмитриевского монастыря, 1869-1907 г.г. расположен вдали от села, за его южной окраиной. Местоположение монастыря очень удачно - живописная возвышенность, отделенная от села яром, впоследствии превращенным в искусственные пруды, окружающие монастырь с востока, юга и севера.

Основан помещиком Константином Дмитриевичем Хрущевым, который в 1864 г. подал Александру II прошение об открытии монастыря. 14 сентября 1867 г. было разрешено «открыть мужской монастырь второго разряда с училищем и богадельней». Игумен Евстратий назначен настоятелем монастыря архиепископом Макарием и 6 мая 1668 г. утвержден Святейшим Синодом. Хрущев отдает под монастырь четыре тысячи четыреста тридцать четыре десятины земли и завещает монастырю сто тысяч рублей в процентных бумагах с условием содержать на проценты богадельню и училище.

15 мая 1869 г. происходит закладка монастыря. Архитектурное решение монастырского комплекса, строящегося с 1869 по 1907 гг., определяется переходным характером архитектуры периода классицизма к периоду историзма конца 19 в. В 1874 г. закончено строительство трех двухэтажных, включающих в себя по 26 келий каждый, братских корпусов и настоятельского, выполненных в стиле позднего классицизма. Начато строительство собора, трапезного храма и высокой каменной стены, окружающей монастырскую усадьбу. Дмитриевский собор и трапезный храм Архистратига Михаила, в формах русской архитектуры 16-17 в.в., освящены в 1881 г. (25 и 22 октября соответственно), а 4 июня 1900 г. была освящена теплая церковь Преображения Господня с братской больницей, представляющая собой типичный образец «кирпичной» архитектуры конца 19 в. В 1902 г. закончено строительство просфирного корпуса, каменной стены с башенками и надвратной колокольни в стиле «русской» архитектуры с «тоновскими» мотивами, с колоколом весом 23 пуда.

К 1907 г. строительство монастырского комплекса полностью закончено. Построены дворянская гостиница, заезжий гостиный двор, летние номера, предназначенные для размещения богомольцев в летнее время, странноприемная, богадельня, представляющая собой двухэтажное здание, в верхнем этаже которого находился приют для престарелых лиц духовного звания, а в нижнем - номера для приюта мирян. Полностью закончено строительство подсобно-обслуживающего комплекса, включающего в себя водяную и паровую мельницы, прачечную, водокачку и два здания складов. Все эти сооружения вынесены за пределы монастырской усадьбы и выполнены в «кирпичном» стиле. На подъезде к монастырю располагались двухклассное училище и дом помещика Хрущева, где он останавливался, когда приезжал в монастырь. К тому времени в монастыре проживало 250 монахов.

В 1918 г. монастырь был упразднен, а в 1930-е годы большая часть построек разрушена. К настоящему времени (в 1989 г.) уцелели: Преображенская церковь, странноприимная, дворянская гостиница, летние номера, училище, водокачка и дом помещика Хрущева.

После долгого запустения монастырь был возобновлен в конце 2004 года. Дело возрождения монастыря с реставрацией единственного оставшегося в нем храма требует много времени, усилий и больших средств, которых на сегодня явно недостаточно. И всё же, жизнь монастыря, так или иначе, продолжается. В здании бывшей монастырской водокачки устроена временная церковь, действует.

http://www.brodyaga.org/geography/683/31834/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  6 августа 2022

Доехав до села на автомобиле, нам пришлось минут тридцать добираться до обители по полю. На огромной территории виднелась небольшая церквушка. А впереди, в нескольких десятках метров, остатки когда-то величественного храма Ряснянского монастыря в честь Преображения Господнего. Фундаменты и стены – это все, что осталось от былой роскоши... А на рубеже ХІХ-ХХ столетий Свято-Димитриевский монастырь села Рясное (ныне Краснопольского района) был мощным центром не только культурной, но и хозяйственной жизни Восточной Украины.

Рясное было основано в 1670 году полковником Сумского слободского полка Андреем Герасимовичем Кондратьевым. Поселение на высоком холме, с трех сторон окруженном водой, сын основателя Сум назвал Рясным не случайно. Эта местность изобиловала природными дарами: прекрасным черноземом, густыми дубовыми лесами с дичью, ягодами и орехами. В зарослях диких яблонь и груш гудели пчелы, а в чистой речной воде во множестве водилась рыба.

В 1787-м Рясное перешло в качестве приданого одной из наследниц Кондратьева к ротмистру Дмитрию Хрущеву. Присоединив к поместью окрестные земли, гвардеец-кавалерист превратился в помещика-самодура, прославившегося жестоким обращением с крепостными. Сын же его, Константин, унаследовавший в 1840 году Рясное, стал для своих соседей образцом управления огромным имением. Не имея прямых наследников и будучи очень религиозным человеком, Константин Хрущев задумал на старости лет основать в селе монастырь – во искупление грехов своих и отца – и 14 сентября 1867 года получил императорское согласие на учреждение двухклассного мужского монастыря в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Помещик завещал монастырю все свое состояние – 4434 десятины земли и сто тысяч рублей в кредитных билетах, и в 1869 году в селе началось строительство первых монастырских сооружений.

Своим расцветом монастырь обязан иеромонаху Святогорской Успенской пустыни Софронию. Став настоятелем, отец Софроний с усердием принялся за благоустройство храма и братских келий, построенных еще при жизни К.Д. Хрущева, а также за окончание строительства трапезного корпуса с церковью.

25 октября 1881 года главный храм обители был освящен во имя великомученика Димитрия Солунского, а иеромонах Софроний стал игуменом. Через четыре года монастырский комплекс приобрел законченный вид. В это время монастырь насчитывал 247 насельников (22 иеромонаха, 3 иеродиакона, схимник, 38 монахов, 177 послушников) и представлял собой целый городок.

Его территория, обрамленная беленым кирпичным забором с башенками, была застроена храмами, двухэтажными жилыми корпусами и множеством подсобных помещений. Все здания соединялись между собой тротуарами из огнеупорного клинкерного кирпича, вдоль которых росли липы, каштаны, белые акации, фруктовые деревья. В монастыре был водопровод, работала больница для мирян с десятью комнатами и аптекой, большая гостиница для паломников, различные мастерские, была богадельня для одиноких и пожилых людей, а также тяжелобольных и инвалидов. Была и своя электростанция, которая обслуживала не только монастырь, но и близлежащие села. Чтобы обеспечить монастырь водой, братия вырыла колодец глубиной 89 метров и диаметром в 3 метра. Воду вначале качали лошадьми, а позже локомобилем. В сутки выкачивали по 5 тысяч ведер. На южном склоне за стенами монастыря рос большой фруктовый сад, а в нем – пасека на 300 ульев. По всему саду были разбиты аллеи с цветами и лавочками для отдыхающих. В монастырских прудах плескалась рыба, работали фермы, молочный и кирпичный заводы, водяная и паровая мельницы, крупорушки. Большое хозяйство не только обеспечивало братию всем необходимым, но и позволяло вести обширную просветительскую и благотворительную работу. Монастырь содержал две церковно-приходские школы и учительскую семинарию, в которой обучались преимущественно дочери священников. После окончания семинарии их направляли учителями в церковноприходские школы (в 1920 году эта семинария была переведена в Ахтырку и переименована в педагогическое училище).

С 1910 года на территории монастыря стали устраивать для служащих, рабочих монастыря и жителей окрестных сел религиозно-нравственные чтения с показом картин такого же содержания, а монастырская библиотека выдавала населению книги. К Рождеству и Пасхе бедняки получали от монастыря продукты, а иногда даже деньги. С разрешения настоятеля малоимущим жителям Рясного отпускались дрова и лесоматериал для строительства. Монастырь строил церкви в соседних селах, сдавал крестьянам по доступной цене пахотную землю и сенокосы, а также давал возможность заработать. С 1888-го по 1920 год ежегодно проводился крестный ход из Великого Бобрика в Ряснянский монастырь с чудотворной иконой, которую на Петра и Павла с такой же пышностью несли назад в Великобобрицкую церковь.

Спасо-Преображенский храм, руины которого сегодня виднеются, рясняне когда-то называли «теплой церковью», так как в его подвале была калориферная печь. Монастырь имел еще два храма: соборный – в честь св. вмч. Димитрия Солунского (семикупольный) и трапезный – в честь архистратига Михаила. На колокольне было 13 колоколов, главный весил 423 пуда (6768 кг!). А в 1902 году на ней установили огромные часы (шестерни – в человеческий рост), бой которых был слышен на двадцать верст. С центром села монастырь связывала широкая пешеходная дорога с деревянным ажурным мостом через пруд.

Вспоминает 71-летний житель Рясного, бывший агроном Николай Алексеевич Пащенко:

– Ряснянский монастырь не просуществовал и сорока лет. В 1920 году он был полностью разграблен и прекратил свое существование. Игумена с его крестницей зарубила одна из банд, приехавшая грабить монастырь в Рождественскую ночь. Девушка в тот вечер принесла вечерю своему крестному. И уже за территорией храма, когда отец-игумен провожал ее, их зарубили. Монастырские земли распределили между крестьянами, а в 1922-м в монастырских зданиях поселилась одна из первых в СССР коммун – имени Ленина. Сюда от голода и бандитов бежали около сорока семей переселенцев из Оренбургской губернии. Все, что можно, они проели и пропили. Жили одними лозунгами и идеями. Коммунары разобрали на кирпичи храм Димитрия Солунского и 62-метровую колокольню, которая, к слову, была самой высокой на то время в Харьковской губернии. Разбили уникальные башенные часы. Остатки монастырской библиотеки разворовали селяне, вандализму подверглась и усыпальница Хрущева, располагавшаяся, по рассказам местных жителей, в подвале собора. Череп основателя святой обители один из коммунаров надел на палку и с дикими криками носил по территории монастыря, а кости его куда-то выбросили. Монахи разбрелись кто куда, но трое остались на его территории и позднее работали в коммуне и колхозе.

В 1936-м в здании монастырской гостиницы открылась школа-десятилетка, игуменский корпус отдали под сортоиспытательный участок, а монашеские кельи – под квартиры для жителей Рясного. Культурный центр села переместился на территорию бывшего монастыря. В помещениях трапезной церкви разместился сельский клуб. В школе училось около 500 учеников. Это была единственная десятилетка в районе. А летом на территории монастыря работал пионерлагерь. Позже были построены скотные дворы для птицы, свиней, коров. До 90-х годов ХХ века некоторые здания использовались для хранения зерна.

Во время войны в церкви архистратига Михаила возобновилась служба, но в феврале 1943-го, по приказу председателя сельсовета, храм взорвали. Последний раз в церкви Преображения Господня служили в 1957 году, а в 1959-м храм разграбили.

В 1974 году в селе построили новую школу и современный свинооткормочный комплекс. Необходимость в монастырских помещениях постепенно отпала. Наступили 90-е – время, когда помещения монастыря, незаконно отобранные в 20-е годы, следовало бы возвратить Сумской епархии. Однако руководство КСП им. Ленина рассудило иначе. Для него монастырские строения были лишь грудой дармового кирпича. Территорию распаевали и пустили под лом, оставив на месте бывшего райского уголка заросшую сорняками пустыню.

По словам местных жителей, поводом для разборки последних сооружений монастыря стал странный пожар в руинах заброшенной теплой церкви летом 1995 года, длившийся три недели.

По-видимому, разборка зданий и продажа кирпича для тогдашнего председателя Ряснянского КСП была более приоритетной, чем сохранение духовной святыни. И это при том, что двумя годами раньше в сельсовет пришла охранная грамота, в которой говорилось, что уцелевший храм является памятником архитектуры украинского барокко и подлежит охране как историческая ценность!

Начало возрождения монашеской жизни на развалинах монастыря было положено в начале 2003 года. Здесь по благословению епископа Сумского и Ахтырского Иова в сохранившемся погребе поселился иеродиакон Варнава (Авдоньев). По его словам, он не мог найти столь чудесного и уединенного места даже на Соловках.

Рассказывает насельник монастыря иеромонах Иннокентий (Ивлев):

– Летом 2004 года по благословению епископа Сумского и Ахтырского Иова на месте разрушенного Свято-Димитриевского собора был установлен мраморный крест, а в конце 2004 года было принято решение о возрождении Ряснянского монастыря. Тогда же Александра Дорошенко и Нина Фидирко получили благословение восстановить обитель. Следует сказать, они очень много потрудились. После смерти о. Варнавы в 2005 году Александра была пострижена в инокини с именем Тамара.

При активной помощи руководителя сельхозпредприятия «Ряснянское» Юрия Викторовича Цаплиенко на месте бывшей водокачки появилась церквушка с кельями, территорию монастыря более или менее привели в порядок, провели электричество, поставили металлическую арку-ворота. Однако женской обителью Димитриевский монастырь не стал. На данный момент это место имеет официальный статус – Димитриевский скит Свято-Николаевского архиерейского монастырского подворья. В скиту я в качестве насельника с 2014 года. Кроме меня, здесь проживает несколько трудников.

– Что за эти несколько лет вам удалось сделать в монастыре?

– За это время нам удалось по новой подключить электричество (когда я поселился, оно было отключено). Пробили скважину, подвели воду к зданию. До этого ее носили из села. Купили бойлер и водонакопительные баки. Планируем устроить душевую. Из-за сырости в стенах бывшей водокачки разросся грибок. Поэтому пришлось оббивать штукатурку и по новой делать ремонт в храме. Частично построили конюшню. Завели хозяйство. Есть козы, пару овечек, десятка три кур.

– Кто вам помогает?

– С финансами сейчас очень тяжело, как и у всех. Что-то зарабатываю с продажи рукоделия, вяжу четки. Собираем, как говорится, с миру по нитке. Помогают родственники, кумовья, друзья, духовные чада. Многое делается руками трудников, которые время от времени приезжают к нам со всей страны, в том числе и с Западной Украины. Больше полутора лет проживал у нас канадец итальянского происхождения, который приехал в Украину делать бизнес. Сейчас он трудится в Миропольском монастыре. Длительное время находится у нас и трудник Георгий, который готовит еду для нашей братии (в миру он был поваром, работал даже за границей). Сажаем огород, ловим рыбу. Потихоньку обустраиваемся. Работы у нас здесь много, рук не хватает. Но делаем что можем. Стараемся максимально использовать светлое время суток для труда, а для служб и молитв – вечернее и ночное. Конечно, далеко не всегда у нас получается соблюсти распорядок. Ведь из священнослужителей и монашествующей братии я здесь сейчас один. Поэтому сказывается и усталость, и болезни. Есть люди, которые приезжают, чтобы помочь, потрудиться в деле возрождения обители. Но не многие из них могут петь на службе или читать. Среди трудников есть и те, кто хотел бы в будущем принять монашеский постриг и подвизаться здесь уже в качестве таких же насельников, как и я. Есть среди приезжающих и люди, страдающие от разного рода зависимостей (алкоголь, никотин, наркотики). У кого-то получается избавиться от пагубной привычки или хотя бы начать бороться с ней, у кого-то нет. Бывали случаи, когда они понабирают в долг в местных магазинах или самогонных точках зелья, а мне потом приходится краснеть за них. Конечно, я даже не дерзаю ставить перед собой цель по организации некоего реабилитационного центра. Все, что я могу, – это постараться показать, что жить можно иначе.

– Где освоили технику плетения четок?

– Приходилось все постигать самому. Еще когда я был прихожанином Ильинской церкви в Сумах в 90-е годы прошлого столетия, один из батюшек разобрал свои четки, которые ему подарили, чтобы посмотреть, как они сделаны. Вот с этих пор я и начал интересоваться плетением четок. Кое-что показала покойная схимонахиня Евстолия – духовное чадо глинских старцев. Однажды мы приехали к ней в Глухов и как-то поинтересовались техникой изготовления четок. Сама она их никогда не делала, а вот как разбрасывать на пальцах, для быстроты плетения, примерно вспомнила. Ну, а всему остальному приходилось учиться самому.

Монастырь обязательно возродится, нужно только верить и уповать на милость Божию. Вот и жители Рясного по мере сил стараются принимать участие. И желающие приехать потрудиться, приложить собственные руки есть. К сожалению, у нас пока нет такого количества келий и просто жилых помещении, чтобы принимать всех желающих. Поэтому всегда прошу желающих потрудиться согласовывать приезд заранее по телефону. На основе личного опыта скажу, что молитвами святого Димитрия Господь устраивает все наилучшим образом.

Некогда величественный и богатый Ряснянский монастырь сейчас ждет трудников и благотворителей.

Владимир Старосельский. «На Сумщине возрождают монастырь», 4 июня 2018 г., http://debaty.sumy.ua/publication/na-sumshhyne-vozrozhdayut-monastyr


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  6 августа 2022

Справка об архитектуре зданий монастыря (по состоянию на 1989 год)

1. Церковь Преображенская, 1900 г.

Расположена в восточной части церковной усадьбы.

Церковь представляет собой кирпичную, неоштукатуренную, протяженную, вытянутую вдоль оси север-юг постройку, состоящую из трехнефной четырехстолпной одноглавой церкви с полукруглой апсидой, с ризницей и пономарней и примыкающих к ней с севера и юга прямоугольных в плане крыльев коридорной планировки. Основной кубический объем церкви несколько приподнят по отношению к пристройкам и завершен шлемовидным куполом со шпилем на высоком восьмигранном барабане, прорезанном восьмью арочными окнами. Крылья перекрыты низкой вальмовой крышей. Под центральной частью здания расположены два обширных каменных сводчатых подвальных помещения, в одном из которых находилась калориферная печь.

Здание представляет собой типичный образец «кирпичной» архитектуры конца 19 в. с эклектическим методом формирования художественного образа. В основу архитектуры фасада положены мотивы византийской архитектуры /строенные окна на центральном ризалите/, русского зодчества 16-17в.в. /декоративные треугольные щипцы в основании купола/ и даже готические мотивы /щипец, завершающий главный ризалит и щипцы боковых ризалитов, подчеркнутые на углах квадратными в плане столбиками наподобие пинаклей/.

Здание имеет богатое декоративное убранство, придающее ему особую нарядность. Главный фасад трехчастный, средняя часть выделена ризалитом шириной на три окна и боковые - уплощенными ризалитами шириной на одно окно. Ризалиты фланкированы рустованными пилястрами и завершаются щипцами, украшенными кирпичным фризом характерного уступчатого рисунка. Рустованные лопатки, членящие плоскость стены между ризалитами, прерываются на уровне второго яруса и включают в себя невысокие, легкие, изящные, спаренные пилястры с базой и романскими капителями. Прясла стен между лопатками решены в виде западающих плоскостей, филенок, завершенных дентикулами. Окна первого яруса с лучковыми перемычками, арочные окна второго яруса и барабана обрамлены соответственно наличниками и архивольтами простого профиля. Особое внимание уделено окнам центрального и боковых ризалитов. Они обрамлены широкими архивольтами с зубчиками, которые опираются на спаренные полуколонки с романскими капителями. Рустованные лопатки, подчеркивающие углы барабана, придают ему некоторую тяжеловесность. Вход в церковь решен в виде низкого тамбура равного по высоте первому ярусу.

Композиционным центром интерьера церкви является подкупольный квадрат, в который через высокие подпружные арки раскрываются пониженные апсида и притвор. В крыльях применена коридорная система с двусторонним расположением комнат.

Внутреннее убранство храма не сохранилось.

2. Странноприимная, 1904 г.

Здание расположено в северной части монастырского комплекса, вынесено за ограду монастырской усадьбы.

Представляет собой двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, с плоскими перекрытиями, вальмовой крышей, покрытое железом здание, выполненное в «кирпичном» стиле с элементами позднего классицизма. Под северной частью здания расположен обширный каменный, сводчатый подвал, имеющий наружный выход,

Архитектурное решение фасадов просто и лаконично. Плоскость стены равномерно членится редко расположенными окнами с лучковыми перемычками и лопатками, которые соответствуют внутренним капитальным стенам. Первый этаж здания рустован. Вход расположен в восточной части здания.

Планировка странноприемной коридорная с двусторонним расположением комнат.

В настоящее время здание полуразрушено и пустует.

3. Дворянская гостиница, 1904 г.

Расположена в непосредственной близости от странноприемной.

Здание гостиницы выполнено в стиле позднего классицизма, одноэтажное, кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, перекрытия плоские, балочные, крыша вальмовая, покрыта шифером, Под зданием находится небольшой сводчатый подвал с наружным выходом в северной части.

Решение фасадов плоскостное, основное внимание уделено большим редко расположенным арочным окнам, которые украшены архивольтами. Здание обегает карниз простого профиля. Вход расположен в южной части.

Планировка гостиницы коридорная с односторонним расположением комнат.

В настоящее время используется как склад.

4. Летние номера, 1906 г.

Расположены в северной части монастырского комплекса, вынесены за пределы церковной усадьбы.

Летние номера, в настоящее время практически разрушены, представляют собой деревянное, на кирпичном фундаменте, одноэтажное, оштукатуренное, покрытое железом здание.

5. Дом помещика Хрущева, 1903 г.

Здание расположено на подъезде к монастырю.

Представляет собой одноэтажное, кирпичное, неоштукатуренное, прямоугольное в плане здание с плоскими перекрытиями, вальмовой крышей, покрытое железом.

Внутренняя структура здания, выполнена в т.н. «кирпичном» стиле, на фасадах выявлена лопатками, которые соответствуют перегородкам. Средняя часть, соответствующая сеням, выявлена на фасаде уплощенным ризалитом, завершающимся высоким щипцом, украшенным карнизом с зубчиками. Фасады здания рустованы. Окна с лучковыми перемычками обрамлены наличниками геометрического рисунка. Здание обегает карниз с зубчиками, по периметру проходит подоконная тяга, отделяющая цоколь здания, украшенный прямоугольными нишками. Здание украшает козырек над входом, опирающийся на четыре деревянные колонки.

Планировка здания полностью сохранилась. Из сеней двери ведут в три комнаты. Сохранился дубовый паркет и две изразцовые печи.

6. Водокачка, 1902 г.

Расположена в южной части монастырского комплекса, вынесена за пределы церковной усадьбы.

Водокачка представляет собой кирпичное, двухэтажное, оштукатуренное, прямоугольное в плане сооружение с вальмовой крышей, покрытой железом.

Архитектура водокачки скромная. Продольный фасад в каждом ярусе членится пятью оконными проемами с лучковыми перемычками, расположенными в одинаковом ритме. Окна обрамлены наличниками простого профиля. Фасады лишены декора, увенчаны обегающим водокачку по периметру гладким фризом и небольшого выноса карнизом. Украшают здание гладкие лопатки, подчеркивающие углы, междуэтажная тяга сложного профиля и красивый деревянный резной подзор. Вход в здание расположен в западном торце.

На первом этаже водокачки находился керосиновый двигатель, предназначавшийся для снабжения водой монастырских помещений, на втором - два железных чана для воды, вместимостью три тысячи ведер, из которых вода по чугунным трубам поступала во все помещения. В настоящее время водокачка не действует.

Автор написанной в 1989 году историко-архитектурной справки о Свято-Дмитриевском монастыре - Кургаева А.В. В разделе по истории создания монастыря ею были использованы материалы краеведа пгт. Краснополье Косарева Андрея Григорьевича.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.