ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Алматы. Иверско-Серафимовский женский монастырь.


Алматы. Иверско-Серафимовский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1908.
Ссылки: Страница на сайте епархии 
Адрес:
Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Латифа Хамиди, 30/4

Координаты: 43.268888, 76.958773
Проезд:на метро до станции "Райымбек батыра", далее пешком 1,4 км. Наземным транспортом до остановки "Улица Ашимбаева", далее пешком 150 м.



Храмы монастыря:

Монастырь образован из женской общины, действовавшей при утраченной церкви Всех Святых у кладбища на Ташкентской аллее.



Иверско-Серафимовский женский монастырь, Храм Матроны Московской (справа), слева - часовня Серафима Саровского<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Храм Матроны Московской (справа), слева - часовня Серафима Саровского
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Часовня Серафима Саровского<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Часовня Серафима Саровского
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Софийский собор, главный вход в храм<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Софийский собор, главный вход в храм
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Восточный фасад Софийского собора<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Восточный фасад Софийского собора
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Водосвятная часовня над источником<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Водосвятная часовня над источником
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Софийский собор<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Софийский собор
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Здание епархиального управления на территории монастыря<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Здание епархиального управления на территории монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
4 января 2023
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Игуменский корпус<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Игуменский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
4 января 2023
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Новое здание Алматинской семинарии в жилом комплексе через улицу от монастыря<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Новое здание Алматинской семинарии в жилом комплексе через улицу от монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
4 января 2023
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Территория монастыря, в перспективе здание Астанайской и Алма-Атинской епархии<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Территория монастыря, в перспективе здание Астанайской и Алма-Атинской епархии
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Здание монастырской лавки и воскресной школы<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Здание монастырской лавки и воскресной школы
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Вид на игуменский корпус<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Вид на игуменский корпус
Елена Григорьева
7 августа 2018
Иверско-Серафимовский женский монастырь, Центральные ворота монастыря<br>, Алматы, Алматы, город, Казахстан
Центральные ворота монастыря
Елена Григорьева
7 августа 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 августа 2018

Бывший в прошлом казачьим, Софийский собор (освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) является старейшим храмом города Верного (Алма-Аты). Он был построен по проекту архитектора Брусенцова в 1895 году на месте более раннего собора, воздвигнутого в 1871 году и разрушенного землетрясением 1887 года. Этот разрушенный приход, в свою очередь, возник на месте молитвенного дома, построенного в 1855 году. Эта дата граничит с годом основания города Верного, что позволяет говорить о Софийском соборе как первом храме в столице Семиречья.

12 июля 1907 года сестры Мария и Христина Николенковы, мещанки Верного, обратились к местному городскому голове с ходатайством следующего содержания: «Имея искреннее желание посвятить себя на служение Господу Богу, мы желали бы учредить в гордое Верном женскую монашескую общину, оборудование которой мы принимаем на себя; посему, обращаяся к Вашему Высокоблагородию с настоящим заявлением имеем честь покорнейше просить Вас выделить небольшой участок городской земли, безразлично где, на котором мы могли бы основать женскую общину». Прошение сестре поддержали депутат городской думы от духовного ведомства протоиерей Михаил Колобов, депутат – член городской управы Петр Бреусов, член Туркестанской духовной консистории протоиерей Сергий Апполов, новый секретарь Туркестанской духовной консистории Иван Ракитин.

Примерно в это же время из ташкентского Николаевского монастыря прибыла в город для сбора податей на обитель уроженка Верного монахиня Паисия вместе с сестрами Дарьей Орловой и Агриппиной Копытовой, которые активно включились в хлопоты об учреждении в городе Верном монашеской общины. Испросив у владыки Димитрия права проживания в Верном в течение года, монахиня Паисия поселилась со своими сестрами в маленькой келье, пожертвованной ташкентскому монастырю для подворья. В этой келье сестры читали акафисты, жития святых и собирали к себе на благочестивые беседы сочувствующих им жен и девиц. Собрания эти с течением времени увеличивались, и дошли до того количества, что маленькая келья уже не всегда могла вместить всех делающих.

Уединенное житие обитателей кельи, их благочестивая жизнь, лишенная мирской суеты и брани, напоминавшая собой тихие обители, невольно пробуждала в сознании многочисленных посетительниц, возгоревших желанием жить целомудренной жизнью, мысль расширить эту келью настолько, чтобы она могла вместить в свои стены всех, ищущих иноческого жития. Когда число девиц, желающих посвятить себя монастырской жизни, возросло до такого числа, при котором легко могла существовать отдельная монастырская община, монахиня Паисия, посоветовавшись с сестрами, отправилась к владыке Димитрию с просьбой открыть женский монастырь.

12 октября того же года состоялось заседание Духовной консистории, на котором заслушав доклады протоиереев Михаила Колобова, Сергия Апполова, Димитрия Поливкина, было принято предложение Преосвященного Димитрия (Абашидзе) и записано «Заслушав изложенное предложение Его Преосвященства об устройстве в городе Верном женского монастыря с наименованием его Иверско-Серафимоским и об уполномочии законоучителя Верненской мужской гимназии, члена консистории протоиерея Михаила Колобова на предмет ходатайства пред местными властями относительно отвода земли и угодий для означенного выше монастырь».

Монастырь был учрежден указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года. Основой монастыря стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря опытная монахиня Нектария... 

31 декабря 1908 года владыка Димитрий после литургии торжественно обнародовал указ об открытии Иверско-Серафимовской женской монастырской общины. Первые постриги были совершены епископом Димитрием 24 мая 1909 года. Тогда он постриг в мантию послушниц Дарию, Агриппину и Христину. В скором времени из Москвы в Верный была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Святыня была передана общине Московским Донским монастырем.

К началу лета 1909 года число насельниц монастыря достигло 80 человек. В 1910 году по ходатайству епископа Димитрия (Абашидзе) община была преобразована в монастырь. Более 100 насельниц несли свой подвиг здесь под управлением монахини Нектарии. Сестер окормляли преподобномученики иеромонахи Серафим и Анатолий, а также иеромонахи Иов, Виталий, Николай и Харитон. В 1911 году в особом помещении монастыря была открыта церковно-приходская. В ней обучались 25 мальчиков и 22 девочки.

В декабре 1910 года когда Верный был разрушен землетрясением, был поврежден и Софийский собор.

После революции 1917 года история Софийского собора, равно как и множества других церквей, оборвалась.

С сентября 1918 года монастырь существовал на положении коммуны, испытывая разного рода лишения и бесчинства со стороны безбожной власти. Таким образом, монастырь просуществовал до весны 1921 года. И в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами. В 1929 году сестринский корпус разобрали и перевезли на новое место (угол улиц Гоголя – 8 марта), где он находится и поныне.

15 марта 1921 года Верненский горсовет вынес решение отдать кладбище, отобрав из ведения монастыря, занять помещение из 10 комнат, где находилась игумения, для общественного народного дела, а игумению Евфросинию удалить и предать суду согласно записи в журнале съезда духовенства» от 7 июля 1917 года...

Часть монахинь разбрелась по селам и станицам, часть небольшой общиной вместе с оставшимися в Верном мужчинами-монахами расселилась на Садовых участках. Общину возглавлял престарелый архимандрит, предположительно Петр – казначей-эконом Туркестанского архиерейского дома, а с 1908 по 1914 гг. – настоятель Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря. После его смерти в 1922 году преемником стал игумен (с 1924 г. архимандрит) Вадим. Часть сестер после закрытия монастыря стала ходить в Никольскую церковь. Потом они переселились туда, пели на клиросе, пекли просфоры, продавали свечи. И вновь зажили почти по монастырскому уставу. В феврале 1936 года Никольская церковь была закрыта, монахинь выселили.

Неоднократно среди прихожан и духовенства местных храмов Алма-Аты поднимался вопрос о судьбе некогда существовавшей женской обители. Одним из подвижников этого благородного дела стал священник Валерий Черненко. В конце 90-х годов ХХ века вместе с несколькими прихожанами он взялся за расчистку остатков фундамента Софийского храма и справился с этой работой. В ноябре 2003 года митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (немцов) (ныне – митрополит Пермский и Кунгурский) направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт с просьбой благословить возрождение монашеской обители и монашеской жизни. Вскоре благословение Патриарха и Священного Синода было получено. Решением Синода Иверско-Серафимовский монастырь предполагалось организовать на территории Софийского собора.

21 марта 2004 года митрополитом Мефодием за богослужением был оглашен указ Синода, а 19 мая того же года был освящен фундамент и совершена закладка первого камня восстанавливаемого Софийского собора. 30 марта 2005 года настоятельницей обители является игуменья Любовь (Якушкина). 21 ноября 2005 года, в день празднования Собора Архистратига Михаила, митрополит Мефодий совершил чин освящения надгробного креста над могилами первых святителей Туркестанских: архиепископа Софонии и епископа Никона. 25 апреля 2006 года были освящены отлитые для монастыря колокола. Их общий вес более трех тонн. Самый крупный весит 1600 кг. 30 сентября 2007 года митрополит Мефодий совершил чин освящения возрожденного собора.

Иконостас и убранство собора изготовлены и установлены в декабре 2010 года. К концу 2010 года завершено строительство не только собора, но и всего монастырского комплекса, в который вошли: храм блаженной Матроны Московской (2005), водосвятная часовня (2008), общежительный келейный корпус на 70 мест (2009), игуменский корпус (2010), часовня преподобного Серафима Саровского (2011), гаражный блок с мастерскими на втором этаже (2012).

30 сентября 2011 года в Софийский собор был доставлен ковчег с великой святыней – цельбоносными мощами святых славных и всехвальных и добропобедных мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Святые мощи по ходатайству митрополита Астанайского и Казахстанского Александра были переданы в дар православным жителям Алматы из Константино-Еленинского женского монастыря под Санкт-Петербургом, настоятельницей обители игуменией Иларионой (Феоктистовой) и ктитором обители Константином Вениаминовичем Голощаповым. Ковчег для хранения святыни изготовлен по благословению митрополита Александра в художественной мастерской им. Александра Невского в г. Москве известным ювелиром А.И. Анискиным.

29 сентября 2015 года Глава Казахстанского Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил чин освящения новосозданных росписей Софийского собора Иверско-Серафимовского женского монастыря. Фрески были выполнены специально к престольному празднику храма – дню памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – небесных покровительниц Семиречья. Софийский собор расписывала артель изографов из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством члена Союза художников России В. К. Курилова. Работы над росписью Софийского собора продолжались в течение пяти месяцев. Площадь расписанных стен и сводов собора составила более 2000 квадратных метров. Фрески, выполненные по эскизам В. К. Курилова, покрывают стены сплошным живописным ковром и гармонируют с иконостасом собора. Фигуры Христа, Божией Матери, апостолов и святых написаны в лучших традициях палехских мастеров. В живописной отделке в изобилии присутствуют красные оттенки – символ мученичества, так как храм посвящен святым страдалицам за Христа, и золото – символ сияния Небесной славы и вечности. Среди ликов угодников Божиих представлены новомученики и исповедники, просиявшие в Казахстане.

По материалам: https://mitropolia.kz/info/organizations/monasteries/623-iversko-serafimovskij-monastyr.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 августа 2018

Вокруг Софийского собора, отстроенного в камне в 1864 году (когда Семиречье окончательно вошло в состав России, а Китай и Коканд от претензий на него отказались), постепенно стал образовываться монастырь, названный в честь Иверской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Активное участие в создании обители принимал епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе)...

Иверско-Серафимовский монастырь официально открылся в декабре 1908 года. Из Москвы в благословение новой обители передали копию чудотворной Иверской иконы. Первой настоятельницей стала монахиня Нектария, приехавшая из Ставрополья. К началу революции в обители насчитывалось более 100 насельниц. С приходом большевиов многие из них пострадали. Первой жертвой стала инокиня Евдокия, расстрелянная большевиками 28 сентября 1918 года. Через три года монастырь закрыли, не успевших уехать сестер тоже расстреляли. Удивительным образом удалось спастись и дожить до наших дней монахине Магдалине (в миру Феоктисте Савельевне Халиной). Последняя сестра Иверско-Серафимовской обители прожила почти 106 лет и умерла в январе 1993 года.

А через десять лет Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монастыря на месте разрушенного Софийского собора. Настоятельницей назначили игумению Любовь (Якушкину). Благодаря трудам новых насельниц и благотворителей монастырь стал возрождаться. Был построен храм во имя блаженной Матроны Московской, затем возвели новый Софийский собор, потом часовню преподобного Серафима Саровского и часовню над источником. Возвели жилой и административный корпуса, обнесли территорию оградой.

20 декабря 2008 года Иверско-Серафимовская обитель была открыта для верующих вновь. Сегодня это самый крупный православный монастырь в Алматы, занимающий территорию целого квартала, и один из самых важных духовных центров города, где ведется активная просветительская и благотворительная деятельность.

По материалам: http://journalpp.ru/открываем-казахстан/#sthash.ocg2uCpW.yLuuw5DR.dpbs



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.