ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гудово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественская церковь


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1778.
Год утраты:1979 (сгорела)
Адрес:
Брянская область, Унечский р-н, с. Гудово

Координаты:52.7925, 32.9159
Проезд:С а/д Брянск-Гомель 1 км по указателю. Повернуть в первую улицу направо. Храмовое место через 300 м справа от дороги.


Добавить фотографию
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Гудово - Унечский район - Брянская область
Фото 1971 г. из архива архитектора В. Н. Городкова
Михаил Мещанинов
12 июня 1971
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Гудово - Унечский район - Брянская область
Фото 1971 г. из архива архитектора В. Н. Городкова
Михаил Мещанинов
12 июня 1971
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Гудово - Унечский район - Брянская область
Церковное место
Сергей Меркулов
26 мая 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Гудово - Унечский район - Брянская область
Фотография сделана в середине 1970-х годов
Владимир Каринский
1 июля 1973
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Гудово - Унечский район - Брянская область
Фотография сделана в середине 1970-х годов
Владимир Каринский
1 июля 1973



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  29 мая 2018

Гудово (Гудов) - село Унечского района Брянской области, Высокского сельского поселения, в 3 км к западу от села Рассуха. Основано около 1670 г.; первоначально принадлежало стародубскому магистрату, с 1710-х годов во владении Жоравко и других; на рубеже XVIII-XIX веков - генерал-майора М.В. Гудовича. Храм Рождества Богородицы упоминается с первой половины XVIII века; последнее здание было построено на средства А.Т. Жоравко в 1778 г. (деревянный, закрыт в 1946 г., не сохранился).

 Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов. / [сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  8 апреля 2021

В удивительном умении старых мастеров располагать в сельском ландшафте важнейшие по тем временам общественные здания - церкви - ещё раз можно убедиться на примере села Гудова. Церковь Рождества Богородицы находится на холме между двух оврагов: с ручьём в одном и речкой в другом. Обильное озеленение, живописно раскинутое по склонам и на вершине холма, выделяет его среди других холмов, занятых застройкой. А там внутри зелёного оклада поставлена небольшая церковь. Она является композиционным центром старинного села. В седьмой книге «Историко-статистического описания Черниговской епархии» (1873 г.) датой постройки церкви указан 1778 г. Там же сказано, что она построена «иждивением бунчукового товарища Антона Тимофеевича Жоравки».

Архитектура памятника покоряет стилистическим единством, чёткостью композиционного построения, замечательной пропорциональной слаженной всех частей и целого, какой-то необыкновенной теплотой и интимностью своего облика, как снаружи, так и внутри. Её план не отличается оригинальностью. В пределах традиционной крещатой схемы зодчий сумел найти своеобразное решение объемной композиции. Прежде всего он выделил главное - возвышенный куб собственно церкви. Подчеркнул его значение низкими боковыми приделами с фронтонами по торцам восьмиугольной купольной крыши на двухступенчатом основании сверху. В верхнем ярусе, по высоте в полтора раза большем нижнего яруса и пределов, массив стены прорезан крупными круглыми окнами - по два на каждой стороне куба. Завершение купола - небольшая цилиндрическая трибунка с шаром под крестом - также призвана подсказать значительность этой части объемной композиции. Скромная трапезная, подчинённая, как приделы и алтарь, основному кубу церкви, соединяет последний с колокольней. Колокольня двухъярусная с более мощным нижним ярусом и небольшим лёгким верхним ярусом звона. Её покрытие - куполок - в малом масштабе повторяет главный купол, куполок завершён очень характерным для XVII(!) века шпилем с красивым прорезным крестом.

Значительность этой, по существу, небольшой церкви, величавость её масштабу придают скупые, но выразительные детали, их формы следуют каменным формам классицизма. Полуциркульные клинчатые, с выделенными трёхчастными замковыми «камнями» арки украшают нижний ярус колокольни. Пилястры портиков боковых приделов и второго яруса колокольни украшены вырезанными из дерева, упрощёнными ионическими капителями. Венчающие карнизы имеют модульоны. Зубчатой цепью они оживляют гладь стен. Вольность мастера - антаблемент, обегающий здание, не ионический, а дорический. Под каждым модульоном помещён триглиф. Это наивное смешение ордеров здесь, однако, выгладит естественно.

Внутри, как и снаружи, рубленые стены обшиты тёсом. Под купольной крышей находится зеркальный свод на крутых падугах. Свод и стены окрашены масляной краской по наклеенному на обшивку холсту. На зеркале свода - масляная роспись. Сохранился иконостас и почти все иконы. Часть из них, а также утварь относятся ко времени построения храма. На живописи сельских церквей стоит остановить наше внимание. Живопись составляет неотъемлемую часть интерьера. И очень жаль, что в большинстве памятников она не сохранилась. Исключение составляют две церкви Унечского района в сёлах Гудове и Семешкове.

Довольно скромная архитектура резного с позолотой иконостаса Гудовской церкви заключает в себе чрезвычайно интересную живопись икон. В иконостасе иконы размещены в четыре ряда. Они окружают Царские врата. Первый, нижний ряд составляют шесть икон. Их размер 55x65 сантиметров. Иконы посвящены жизни Марии - это «Рождество Богородицы», «Рождество», «Омовение младенца», «Иосиф и сатана», «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет». Общность в колорите и в композиционных приемах, самобытность художественного видения -все это выдаёт руку одного мастера-живописца.

Второй ряд - иконы более крупные, вписанные в арки иконостаса по обеим сторонам Царских врат. Центральная из них - «Спас Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» («Путеводительница») - иконы письма середины XIX в. Богоматерь изображена доброй и ласковой. В её глазах скрытая тоска за судьбу своего сына. Золотисто-охристый фон в сочетании с оливковым цветом лица и рук Марии придают теплоту и нежность всему изображению. Богоматерь помещена близко, как бы спускается к земле, к людям, неся им свою милость и доброту. Отсюда цвета её мафория (одежды): чернь (печаль, земля), красная (торжество жизни), голубая (милость, доброта). Эти иконы, по-видимому, заменили первоначальные. Можно заметить, что в алтаре находятся ещё две иконы одноимённых сюжетов. Их живопись заметно отличается от более позднего письма. Эти иконы были приобретены где-то в другом месте, они имели прямоугольную форму. Чтобы поместить их в иконостас Гудовской церкви, потребовалось изменять форму. Это выполнено просто: верхней части с помощью топора придано нужное закругление. Однако в иконостас они почему-то не были вставлены. Три иконы второго рада посвящены Николаю Угоднику. Этот святой - покровитель плавающих и путешествующих - был широко почитаем на Руси. В его честь было построено много церквей, в том числе и на Брянской земле. Одна из икон - крайняя правая в ряду изображает «Николая Зарайского». Вокруг изображения в шестнадцати миниатюрных клеймах написано его «житие» - эпизоды биографии святого, эта икона хорошего и тонкого письма, клейма ярким орнаментом обрамляют образ, который не лишен торжественной величавости. Остальные иконы второго ряда или «обновлены», или написаны заново в 1903 г. Над Царскими вратами помещена икона «Спас Нерукотворный». По местному преданию, она принадлежит кисти крепостного художника, который написал икону для только что построенной церкви. Это произведение, пожалуй, самое выразительное во всем иконостасе.

Третий ряд составляют двенадцать икон размером 28x35 сантиметров каждая. Они посвящены Христу («Христос среди учеников», «Жены-мироносицы», «Воскрешение Лазаря», «Крещение» и другие). Наиболее интересна икона «Успение». Вместо обычного фона - вида Иерусалима - художник изобразил закатное небо с красными отблескам солнечных лучей. Колорит картины подчеркивает драматизм момента. Четвертый ряд - Деисусныи. «Деисус» - это прошение, моление о милости к людям, к их грехам. Земное поднимается вверх - «выше». Деисусныи ряд состоит из восьми икон размером 50x70 сантиметров каждая. Центральный образ этого рада - «Спас». По его сторонам изображения «Богородицы» и «Иоанна-крестителя». А дальше, влево и вправо, изображены архангелы, апостолы, святители, великомученики, митрополиты.

Самая старая по времени написания и самая интересная икона - «Спас в Силах». Она находится над Царскими вратами. Спас изображен сидящим на простом деревянном кресле. Его одежда ярко-красная, с золотой разделкой. От Спаса исходят белые и золотые лучи. На левом колене его поддержанное рукой раскрытое Евангелие с изречением: «Придите ко Мне все труждающинеся и обречённые, и Я успокою вас». Правая рука в благословляющем жесте. Вокруг парят полупрозрачные серафимы. Очень выразительно написаны глаза Спаса - они кажутся устремлёнными на зрителя, в какой бы части церкви он ни находился.

Живописная композиция тускло поблёскивающего позолотой иконостаса завершается распятием. Фронт иконостаса в нижней части расширен двумя киотами. Левый киот занимает икона Богоматери «Умиление». Тема этого изображения традиционно происходит из Древней Руси, от «Богоматери Владимирской», некогда вывезенной Андреем Боголюбским из «стольного града Киева» во Владимир (эта редкостная икона хранится в Государственной Третьяковской галерее). В Гудовской церкви «Умиление» написано и установлено «за ниспослание дождя в засушливое жаркое лето 1865 года». В правом киоте - икона «Архистратига Михаила». Михаил Архангел считался предводителем небесного воинства. Церкви его имени на Руси часто ставились в память военных событий.

В Гудовской церкви икона «Архистратига Михаила» была установлена в честь победы русских войск в Русско-турецкой войне под Измаилом, которая была одержана во время строительства церкви. Михаил изображён по пояс в виде молодого, сильного воина в золотой кольчуге со щитом и копьем в руках. Его голова не покрыта. Золотистые кудри хорошо гармонируют с блестящими доспехам. Цветовое решение иконы сообщает мажорность и величавость изображению.

За алтарной преградой (иконостасом) на восточной стене алтаря находятся ещё две иконы размером 50x70 сантиметров каждая. Это «Моление о чаше» и «Богородица Умиление». Особенно интересна живопись второй иконы. Одежды Богородицы, написанные в красно-вишнёвой и коричневой гамме, жемчужное шитьё, корона на голове создают колорит торжественности и царственности, но лицо Марии лишено гордости и величия, оно всё выражает человеческую нежность, безмерную любовь к младенцу, прижатому к щеке. Руки Марии - крупные, натруженные крестьянские руки. Лицо и руки безусловно написаны с натуры - не соответствуют царственности антуража. Но это не умаляет впечатляющей силы живописи иконы.

Гудовские иконы - это произведения местных мастеров. Они не блещут гладью живописи академической школы. Их достоинство в жизненной правде, достижение которой было главной целью художников. Искренняя наивность изображений не оставила места мистицизму в библейских сюжетах.

Традиционные, предписанные церковными канонами религиозные образы в Гудовских иконах - это изображения реальных людей, современных художнику, наряженных в библейские одежды. Их лица - это лица близких и знакомых, местных крестьян и крестьянок, с рабочими руками и с угловатыми линиями. Вероятно, современники художника, стоя в церкви, угадывали в библейских персонажах своих земляков, друзей и подруг. Иконы донесли до нас портреты крестьян XVIII в., крестьян села Гудова и окрестных деревень. «Галерея живописи» в Гудове - большая ценность для нас.

Сохранившаяся почти полностью, она требует глубокого изучения и полноценной государственной охраны. Пока этого нет. Это собрание икон не состоит даже на учёте в районных и областных органах охраны историко-культурного наследия! Иконы сохраняются лишь по доброй воле заведующего складом, в который превращен замечательный памятник русской архитектуры и народной живописи. Но если сменится заведующий? Охотников для пополнения частных «коллекций» сколько угодно. А «спрос», как известно, порождает «предложение». И лишиться ценных памятников можно очень просто и быстро. Пока этого не случилось - надо действовать. По моему мнению, необходимо немедленно прекратить использование памятника под хозяйственный склад. Привести в порядок здание снаружи и внутри - это не очень сложно сделать. Здесь не требуется научная реставрация. Достаточно выполнить аккуратный ремонт, это могут сделать 2-3 хороших плотника под наблюдением архитектора. Архитектурные элементы и детали имеются в наличии, исчезнувшие легко восстановить по этим образцам.

Памятник необходимо оборудовать как народный музей. Сама церковь является первоклассным экспонатом. В музее сделать ведущим отделом - отдел народного изобразительного искусства XVIII—XX веков. Можно подумать о пополнении Гудовского собрания икон иконами других церквей, в которые затруднен доступ ввиду удалённости. Первоклассный иконостас Семешковскои церкви с его иконами также мог бы быть выставлен здесь. Музей может быть развит также и другими отделами, например, истории села, перспектив его развития и другими...

Церковь Рождества Богородицы находится в одном километре от республиканской автодороги с интенсивным движением Брянск-Гомель. Организация музея в Гудове наверняка привлечёт внимание многих посетителей и транзитных туристов. Брянская область пополнится ещё одним весьма интересным историко-культурным центром. Разве не стоит во имя этого потрудиться и понести кое-какие начальные расходы?

Примечание: Статья написана до пожара 1979 года, в результате которого церковь Рождества Пресвятой Богородицы была утрачена.

http://www.puteshestvie32.ru/content/rozhdestva-1


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  18 июля 2021

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гудово упоминается с первой половины XVIII века; её последнее деревянное здание было построено на средства бунчукового товарища Антона Тимофеевича Жоравко в 1778 г.

После перевода священника И. Ливанцова в село Добродеевка (август 1949 г.) богослужения в храме прекратились. Уполномоченный по делам религий сообщал, что причиной отсутствия в селе священника является «слабая экономика прихода». Летом 1950 г. церковь была снята с регистрации и в последующем использовалась как зерносклад колхоза «Родина». Просьбы верующих об открытии храма, продолжавшиеся до 1955 г., остались без удовлетворения.

В ночь с 5 на 6 апреля 1979 г. здание храма было уничтожено пожаром.

Храмы Брянщины



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.