В 1634 г. мстиславский воевода Иосиф Львович Корсак подарил униатам свое имение Березвечье, где еще при его отце Льве Корсаке была построена православная церковь. В 1634 г. Иосиф Корсак умер, и в том же году в имении был учрежден мужской униатский базилианский монастырь.
В 1756-1763 гг. на месте прежних деревянных построек базилиан на средства покойного Корсака строится каменный монастырь с церковью, которую на первом этапе сооружали по проекту архитектора Иоганна Кристофа Глаубица в стиле виленского барокко. Впоследствии его заменил краковский зодчий Ян Дидерштейн. В 1760-х гг. окончательно сформировался архитектурный комплекс, включавший в себя церковь с зимней часовней, жилой двухэтажный корпус, хозяйственные постройки, сад. Все это было обнесено каменной оградой с брамой. При монастыре была школа для простого народа, а с 1782 по 1830 гг. - училище для дворян.
После Полоцкого Собора, воссоединившего униатов с Православной Церковью, монастырь стал православным и был причислен ко 2-му классу штатных монастырей. 28 октября 1874 г. указом Святейшего Синода униатский монастырь был упразднен, а его церковь обращена в приходскую.
31 января 1901 г. Святейший Синод принял указ об учреждении в Березвечье женского общежительного монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы и учительской женской школы при нем на 35 воспитанниц. Настоятельницей стала игуменья Алексия, настоятельница Антолепского монастыря Ковенской губернии. Она трудилась тут 4 месяца, потом уехала. И тогда из Елецкого монастыря Орловской губернии вызвали казначею Сергию.
В июле 1901 г. вместе с монахиней Сергией в Березвечье прибыли 9 сестер-послушниц, из которых некоторые не выдержали неожиданных трудностей и вскоре отбыли обратно… Остались лишь твердые духом, среди них и рясофорная послушница Раиса Каллиникова, которая учительствовала в школе. Сначала отремонтировали и даже увеличили теплую церковь, потом монастырский корпус, распахали поля и огороды на взятых в аренду землях. Через некоторое время число сестер стало увеличиваться и дошло до 60.
В 1906 г. начали работы по внутреннему ремонту большого храма. Священник этого монастыря Александр Вераксин, как член Государственной Думы, выезжал в 1907 г. в Санкт-Петербург и выхлопотал в Святейшем Синоде 12 000 рублей на ремонт.
Летом 1908 г. из Вильно был вызван позолотчик, который кроме иконостаса позолотил еще и капители на всех колоннах и немало карнизов. Летом 1909 г. наружный ремонт церкви еще продолжался. Храм восстанавливался по чертежам проектировщика и с сохранением настенных рисунков во всей их точности. А игуменья Сергия своею заботой по восстановлению обители в Березвечье совершила настоящий подвиг. Монастырь просуществовал только до начала Первой Мировой войны.
В 1919 г. монастырская церковь перешла к католикам и была освещена как костел во имя Святых Петра и Павла. В 1920-1939 гг. здесь располагался полк польских пограничных войск.
С 1939 по 1941 гг. в монастыре находились застенки НКВД, в которых содержалось около 2 тысяч политзаключенных. В июне 1941 г. после начала Великой Отечественной войны НКВД осуществила массовый расстрел политических заключённых, содержащихся в Березвечьи
В сентябре 1941 г. здесь же фашисты устроили лагерь массового уничтожения советских военнопленных, так называемый шталаг № 351. Он просуществовал до июля 1944 г. Среди казнённых нацистами были также католические священники Мечислав Боготкевич, Владислав Мацьковяк и Станислав Пыртек, которые были беатифицированы папой Иоанном Павлом II в 1999 г.
Костел, поврежденный во Вторую Мировую войну, в 1970 г. был взорван. С 2000 г. сохранившиеся монастырские постройки используются в качестве исправительной колонии - РУП ИК-13 ДИН МВД РБ (Советская ул., 205).
Источники: Православные русские обители., СПб, 1910, сс. 539-540; https://drevo-info.ru/articles/17818.html ;