Церковь Перенесения Нерукотворного Образа Христа (1755-1943 гг.) в Спас-Телепнево
Достоверно неизвестно, существовала ли церковь в то время, когда селом владели князья Телепневы-Оболенские. Об этом не сохранилось никаких преданий. Вероятно, что деревянный храм в поместье стоял, но его сожгли или разрушили польско-литовские отряды, часто разорявшие эти края. Читаем в «Историко-статистическом описании села Спас-Телепнева»: «Действительное же существование церкви известно гораздо позднее, а именно с 1698 года. Она была построена вскоре после польско-литовскаго нашествия, известного в народе под именем «Пацова разорения»; селом в это время владели уже не Телепневы-Оболенские, а господа Карабановы. Первоначальный деревянный храм был построен в 1698 году стольником Феодором Михайловичем Карабановым на отведенной из помещичьей дачи под церковь и кладбище земле на том месте, которое прежде называлось «Ведерники». Церковь здесь господин Карабанов построил, как гласит предание, в то время когда перенес в Телепнево свою резиденцию из разоренного литовцами и поляками села Князь-Иванова, находившегося от Телепнева в трех верстах к северо-востоку.
Деревянная церковь, возведенная в 1698 году, была освящена в честь Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (празднование 16/29 августа н.ст.). К середине XVIII века она обветшала и была разобрана, а на ее месте к 1755 году поставлена новая, с тем же престолом. «Каменная сия церковь построена тщанием и иждивением Лейб-гвардии порутчицы вдовы Маргариты Феодоровны Карабановой, невестки ктитора... Иконостас в нее был перенесен из прежней деревянной церкви; табли его были окрашены зеленою краскою и украшены местами старинною резьбою с позолотою. В нем было много резных икон, из которых некоторые и доныне (1903 г.) сохранились, как-то: резной, особенно чтимый прихожанами образ Спасителя в сидячем положении с терновым венцом на главе и по сторонам его Божия Матерь и Иоанн Богослов в стоячем положении, тоже резные. Эти иконы до 1847 года находились близ иконостаса, с левой стороны арки, в высеченном в стене углублении, как бы в темнице, а ныне находится в церковной паперти, в таком же высеченном в стене углублении за стеклом. Еще сохранилась глава Святаго Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на блюде, тоже в футляре за стеклом и крест с распятием на нем Спасителем – тоже резной. При построении каменной церкви была выстроена и трапеза деревянная; колокольни же в то время построено не было, и колокола временно помещались возле церкви на деревянных столбах. В 1774-м году вокруг церкви тою же Маргаритою Феодоровной Карабановой выстроена каменная ограда, которая занимала места гораздо менее чем занимает ограда ныне существующая».
В 1792-1800 годах сын Маргариты Федоровны, надворный советник Петр Васильевич Карабанов провел работы по перестройке храма. Священник Алексий писал: «Вместо бывшей дотоле деревянной трапезы была устроена каменная и к ней пристроена высокая каменная же колокольня, существующая и по настоящее время; в настоящую церковь, вместо прежняго иконостаса, взятаго из старой церкви, был поставлен новый вызолоченный на полименте с новыми иконами, кроме двух местных особенно чтимых – Спаса Нерукотвореннаго Образа и Владимирской Божией Матери, которыя остались от прежняго иконостаса и на которыя он в то же время сделал серебряныя вызолоченныя ризы. Церковь покрыл белым листовым железом и купил три новых колокола на колокольню». В начале XX века на колокольне висели шесть колоколов: самый большой весил 109 пудов, второй – ночной и повседневный - 27 пудов 24 фунта; остальные: 13 пудов 22 фунта, 6 пудов 30 фунтов, 4 пуда 10 фунтов и 1 пуд 32 фунта. Все колокола были правильно подобраны и имели довольно приятный звук, особенно трезвон во все колокола отличался музыкальностью и гармоничностью. На средства вдовы генерал-майорши Анны Павловны Карабановой в 1844-1850 годах между церковью и колокольней был построен правый теплый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии». До 1844 года весь храм был холодный и с одним престолом в честь Нерукотвореннаго Образа Спасителя. Освящен он 26 августа 1850 года по благословению преосвященного Тимофея (Вещезерова; 1782-1862 гг.), епископа Смоленского и Дорогобужского «местным благочинным священником города Вязьмы отцом Сергием Бобровым с прочим духовенством».
Левый теплый придел в честь праздника Богоявления Господня устроен в 1869-1872 годах, при священнике Василии Чистякове на средства приходского попечительства. По благословению преосвященного Иоанна (Соколова; 1818-1869 гг.), епископа Смоленского и Дорогобужского, придел освящен 7 октября 1872 года. Иконостасы обоих теплых приделов были выкрашены красной краской, а резные царские врата – вызолочены червонным золотом. В 1870 году Спасский храм имел по штату: священника, дьячка, пономаря и сверх штата – диакона. Входил он в состав Федоровского благочиния, находившегося в 10 верстах в селе Федоровском.
Согласно описи, хранящейся в документах административного отдела Вяземского исполкома, в 1921 году в селе Телепневе стояла одна каменная церковь, в ветхом состоянии, требующая ремонта; престолов - 3, колоколов - 6, икон в алтарях - 16, в иконостасах - 112, в разных местах храма – 50. В ветхом состоянии находилась и каменная часовня. В опись комиссией были включены: один ветхий церковный каменный дом и деревянные амбар, сарай и навес.
С начала 1922 года Телепневский приход входил в состав Вяземского викариатства Смоленской епархии, возобновившего свою деятельность при епископе Венедикте (Алентове), расстрелянном в 1937 году. Изъятие церковных ценностей проведено в Спасском храме 18 мая 1922 года. В этот день из церкви взяты серебряные богослужебные предметы: крест малый, внутри с крестиком; дарохранительница; потир с полным прибором; три обложки с Евангелий; шестнадцать накладок и четыре ободка от Евангелий. Всего вес серебра составил 8 фунтов и 21 золотник. Несмотря на просьбы священника Попова, и церковного старосты Н. Фотиева в церкви оставлен лишь малый медный сосуд, употреблявшийся ранее для причащения больных.
В ноябре 1924 году церковь в селе Спас-Телепнево включена в список религиозных обществ, отосланных для регистрации в Административный отдел Губисполкома. Документы направлялись в Смоленск за подписью начальника Управления Вяземской рабоче-крестьянской милиции. С 1930 года Спасская церковь использовалась под школу. По воспоминаниям местных жителей храм был взорван немецко-фашисткими оккупантами при отступлении в марте 1943 года. Вяземский район освобожден от неприятеля 12 марта 1943 года. Руины разобраны местными жителями.
В 2007 году в деревне Телепнево Ермолинской сельской администрации проживало семьдесят человек местных жителей. У уроженцев данных мест появилось желание расчистить основание бывшего храма, установить на них памятный крест. И этот небольшой, первый шаг может стать началом, если не возрождения, то сохранения православных традиций старинного Телепнева.
Иеромонах Даниил (Сычев). Российская провинция. Из истории села Спас-Телепнево.
http://nasledie.admin-smolensk.ru/utrachennoe-nasledie/vyazemskij-rajon-1/cerkov-pereneseniya-nerukotvornogo-obraza-hrista-1755-1943-gg-v-spas-telepnevo/