ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Слуцк. Слуцкий Троицкий монастырь.

Тройчанский монастырь


Слуцк. Слуцкий Троицкий монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1445.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Минская обл., г. Слуцк

Координаты: 53.016759, 27.545748 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной (утрачен)
2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (утрачен)
3. Церковь Иоанна Богослова над святыми вратами (утрачен)



Слуцкий Троицкий монастырь, , Слуцк, Слуцкий район, Беларусь, Минская область
Сергей Ковров
1 января 1904
Слуцкий Троицкий монастырь, Тройчанский монастырь. 1909 год<br>, Слуцк, Слуцкий район, Беларусь, Минская область
Тройчанский монастырь. 1909 год
Сергей Ковров
1 июня 1901
Слуцкий Троицкий монастырь, Ансамбль Троицкого монастыря<br>, Слуцк, Слуцкий район, Беларусь, Минская область
Ансамбль Троицкого монастыря
Николай М
??
Слуцкий Троицкий монастырь, 2-я половина XIX века <br>, Слуцк, Слуцкий район, Беларусь, Минская область
2-я половина XIX века
Николай М
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   13 мая 2018

Время основания Свято-Троицкого (Тройчанского) монастыря неизвестно. Первое упоминание о нём датируется 1445 г. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 г. при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 г. было 45 книг.

В 1571 г. настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза, будущий киевский митрополит. С 1659 г. архимандриты монастыря являются заместителями киевского митрополита на территории Великого княжества Литовского.

При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 г. бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий. После него семинарию возглавил ученик Артемия Марк Сарыхозин. В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она (коллегиум) возникает в XVIII в. Слуцкий архимандрит Досифей Галяховский в 1761 г. писал русскому послу в Варшаве Ф. М. Воейкову, что, борясь с невежеством и суевериями среди духовенства и прихожан, открыл в Слуцке семинарию: «Достал православных профессоров, а великое множество поповских детей, весьма к наукам способных, имеется». Преемник Досифея архимандрит Павел Волчанский в 1768 г. писал киевскому митрополиту Арсению, что при его предшественнике уже обучалось в «коллегиуме» более 70 учеников, однако за время перед новым назначением архимандрита «кто по домам, кто по разным местам разбрелися». Уже был дом для сирот и нищих детей священнических; в 1767 г. обучалось 15 человек. Учителем был виленский иеродиакон Иоасаф Статкевич.

В 1582 г., когда братья Олельковичи разделили Слуцкое княжество, монастырь остался их совместным владением. Сохранился документ, в котором они обязываются давать монастырю пожертвования. В документе также приводятся деревни, приписанные к монастырю: Пуховичи, Редковичи, Шипиловичи, Яминск, Убибахи. Монастырь имел большое хозяйство. В 1659 г. архимандрит монастыря перечислил работы, которые следует выполнить монастырским вёскам. Так, Редковичи и Шипиловичи сеяли жито, содержали коров, поставляли монастырю масло, рыбу, мёд и воск, волчьи и лисьи шкуры. Яминск и Убибахи выращивали для монастыря овощи, хлеб. Издавна монастырь имел право рыбной ловли в реке Оресса и озере Ужин. Жители Тройчан сеяли жито, выращивали овощи. В местечке была корчма; известно, что её в 1677 г. арендовал еврей Пушман.

Януш Радзивилл, которому от Олельковичей перешёл Слуцк, как обещал жене, опекал монастырь. В завещании он писал: «Церкви и монастыри религии старарусской во владениях моих по-прежнему должны сохраняться и потомки должны следить, чтобы не произошло в том никакой перемены…».

До сентября 1840 г. минские архиепископы имели большей частью пребывания Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

В монастырский ризнице хранились пожертвованные (1580) слуцким князем Юрием Олелько настоятельский посох из литого серебра, серебряный золоченый потир и писаное им уставное четвероевангелие. Здесь же находилась фелонь из самотканой цельной серебряной парчи и кипарисный посох, присланный в благословение монастырю в 1611 г. иерусалимским патриархом Феофаном через слуцкого князя Иеронима Радзивилла.

В 1842 г. монастырь возведён в 1-й класс, с начала XX в. — третьеклассный. В 1870 г. стараниями минского епископа Александра Добрынина переведён в Минск и назван Свято-Духовским монастырем, а на его месте поселились иноки упразднённого третьеклассного мужского Иоаннно-Богословского (Свято-Николаевского) монастыря из местечка Грозово.

В Первую мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 г. строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель архимандрит Афанасий Вечерко выслан.

В 1927 г. среди братии монастыря произошёл раскол, некоторые стали выражать поддержку обновленцам. Обновленческие церковные власти назначали слуцким епископом игумена монастыря Савватия Зосимовича. 21 февраля 1930 г. монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-х гг. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 г. верующими установлен памятный крест.

Церкви Свято-Троицкого монастыря

Из описания 1678 г. известно, что вход в монастырь был через высокие деревянные ворота с деревянными башнями по бокам, — меж ними надвратная церковь св. Никиты. Главный храм монастыря — Свято-Троицкий собор — как утверждают некоторые белорусские историки, построен в 1505 г. княгиней Анастасией Олелькович, но документальных сведений нет; видимо, это дата закладки в память об удачной обороне города от татар. Известно, что он в 1795 г. обновлен архиепископом Виктором Садковским. Имел два придела: правый во имя св. великомученицы Екатерины, построенный на средства императрицы Екатерины II, и левый — во имя св. князя Александра Невского. В 1654 г. церковь уже каменная, стоящая в центре монастырского двора, остальные деревянные. Позже храм неоднократно горел и грабился казаками, особенно в 1655 и 1660 гг. Иконостас в соборе был семиярусный, из трех частей, с резными позолоченными орнаментами.

Как пишет А. Снитко, владелец Слуцка князь Богуслав Радзивилл в 1667 г. дал архимандриту Феодосию Василевичу на строительство «опустошена и разрушенного неприятелем» монастыря леса, а слуцкие купцы и шляхта в 1668-1669 гг. оплатили камень. Уже описание 1678 г. говорит о том, что храм почти восстановлен, так как велась только реставрация алтаря. В 1732 получен привилей с разрешением на сбор денег на ремонт храма от короля Августа II. В мае 1732 г. к работе, по договоренности с монастырем, приступает артель каменщиков. В 1785-1788 гг. церковь построена по проекту и под руководством «Шаи Вольфовича Турова, мещанина слуцкого» по заказу слуцкого архимандрита Виктора Садковского. Второстепенные работы велись до 1795 г., а иконостас закончен в 1804 г.

В 1773 г. епископ в то время единственной в Беларуси православной Могилевской епархии святитель Георгий Конисский писал в Священный Синод: «Сей монастырь вотчину имеет и угодия не худые, и если бы довелось за рубежом в Польше быть особливо православному епископу для всех томов остающихся церквей и монастырей, то сей Слуцкий монастырь, в разсуждении протчих, как центральный, для жития такому епископу был бы найспособнейший».

Предположительно во второй половине XVII в. собор имел в плане форму креста, одну алтарную апсиду, две четвериковые трехъярусные башни. На левой были часы с курантами, правая была звонницей. Массивный четверик, возведенный над межкрестовьем, покрывал трехъярусный купол.

Храм имел следующие реликвии: чудотворную икону Божией Матери византийского письма, икону Казанской Божией Матери византийского письма, Евангелие 1582 г., писанное слуцким князем Юрием Олельковичем, портреты слуцких князей Александра Олельковича и трех его сыновей — Юрия, Семена и Александра. В левом приделе в XIX в. находились мощи Гавриила Белостокского, перевезенные из сгоревший Заблудовской приходской церкви (ныне мощи находятся в кафедральном Свято-Николаевском соборе Белостока). В стене правого придела в свинцовой раке было погребено тело последней из рода Олельковичей — Софьи Олелькович-Радзивилл. Невдалеке стояла деревянная домашняя Свято-Благовещенская церковь; в 1800 г. ее уже не было, на ее месте церковь Введения во храм Святой Богородицы. Близ церкви — звонница с малым и большим колоколами. Куски большого, отлитого еще при Олельковичах, долго лежали на земле; колокол, видимо, был сброшен при очередном разгроме XVII в. В начале XIX в. на звоннице было 8 колоколов, больший, отлитый слуцкими литейщиками в 1799 г., весил 207 пудов.

Далее было 5 келий, большой деревянный дом настоятеля на каменном фундаменте, окруженный верандой, с поварней и трапезной. И еще дальше — колодец, баня, сараи, жилые постройки, ставок с рыбой, огороды, сад. Со временем деревянные постройки исчезли, и в 1865-1867 гг. строится двухэтажное каменное здание в стиле позднего классицизма с комнатами настоятеля, кельями и церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/architecture/24/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.