ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Днепр. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская (Казанская) церковь


Днепр. Церковь Вознесения Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня
Архитектурные стили:Эклектика, Неовизантийский стиль
Год постройки:Между 1907 и 1912.
Год утраты:1935 (взорвана)
Архитектор:А. Миклашевский
Адрес:
Украина, Днепропетровская область, г. Днепр, угол улиц Михаила Грушевского и Игоря Сикорского

Координаты: 48.450344, 35.030873 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Вознесения Господня, Частная коллекция. Фото 1915 г.<br>, Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Частная коллекция. Фото 1915 г.
Михаил Мещанинов
31 мая 1915



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   21 июля 2018

Об одном из красивейших храмов города информации осталось не много. Известно, что строительство храма началось в конце 1910-х годов. На карте города 1913 года под №36 уже была отмечена Вознесенская церковь.

Проект будущего храма в 1906 году создал младший губернский архитектор Алексей Миклашевский. Согласно проекту, это было сравнительно небольшое по размеру здание, но достаточно высокое. Строительство храма стартовало в 1907 году. Возведенное в неовизантийском стиле здание выделялось своей оригинальностью и неповторимой красотой среди всех храмов Екатеринослава. По своему строению он был похож на Свято-Владимирский собор в Киеве. Храм венчал один внушительных размеров купол и четыре полукупола с каждой стороны здания, которые были необыкновенно богато украшены лепкой и позолотой. При этом крест над Вознесенской церковью оказался выше всех других зданий города.

Новый храм освятили в честь Вознесения Господня, но благодаря месту расположения за ним укрепилось звание «Казанской» церкви. Примечательно, что другая улица, образующая перекресток с Казанской, носила название храма – Вознесенская.

Для того чтобы прихожане могли добраться от вокзала к храму, была проложена трамвайная линия, которая действует и сегодня. Пожертвования на строительство храма отчисляли не только набожные горожане из рабочих. Согласно историческим данным, среди благотворителей числились император Николай II, гласный Городской Думы и потомственный почётный гражданин Екатеринослава Мина Копылов, губернское и поветовое земства.

Бытует мнение, что ступени храма сделали из розового мрамора, купола были голубыми, а отделка — позолоченой. Через год после окончания строительства установили керамический иконостас, сделанный в Московской мастерской Кузнецова. Но имеются и сведения о том, что из-за хронического недостатка средств заказать художникам настенную иконопись не смогли. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов, а церковь Вознесения Господня навсегда осталась недостроенной.

Во время больших праздников у подножия церкви устраивали народные гуляния. В 20-е годы прошлого века, то есть с приходом советской власти, Вознесенскую церковь закрыли. Архитектура здания не годилась для очередного пролетарского клуба, а склады в данном районе были ни к чему. Позже храм встал на пути первого областного асфальтированного шоссе Днепропетровск-Запорожье, которое начали строить в 1935 и закончили в 1936 году. Дорога из города на юг тогда начиналась от ул. Троицкой (ул. Красная) и проходила через ул. Казанскую, упиравшуюся в Казанскую церковь.

Ни к чему непригодный храм решили взорвать, а материалы использовать для строительства других объектов. Стоит отметить, что храмовое здание взрывали в течение трех дней, но и это не дало желаемого результата. Прочные стены храма распадались не на отдельные кирпичи или небольшие фрагменты, а на большие куски. По рассказам днепропетровских старожилов, некоторые обломки фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике «четверки» до 1960-х годов. И, возможно, часть из них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев четвертого маршрута, которые, как известно, ходили от вокзала до конца ул. Казанской с начала прошлого века.

Главной святыней Вознесенского храма была «Казанская» икона Божьей Матери. По сведениям историков, она была перенесена в Свято-Троицкий собор, в котором она до сих пор и находится. Также в соборном приделе был установлен малый резной иконостас — часть уникальной работы Московской мастерской Кузнецова.

Феодосий Макаревский: Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского, 1880. Георгий Скубак: «Кафедральные соборы Днепропетровской епархии: история и современность». Днепропетровск: Издательский отдел Днепропетровской епархии УПЦ. 2010. Сс. 32-47. https://dnepr.info/news/kusochek-vizantii-na-sklonah-dnepra


Сергей Ковров   22 августа 2018

В 1906 году младший губернский архитектор Алексей Миклашевский создал весьма оригинальный проект. И уже на следующий год началось строительство церкви Вознесения Господня - одной из последних и, наверное, самой красивой из дореволюционных культовых сооружений города. Первым внес пожертвования на строительство сам император Николай II. Кроме того, в числе, как теперь говорят, спонсоров были меценат Мина Коптилов, губернское и уездное земства, а также множество мелких благотворителей.

К 1912 году церковь уже возвышалась над городом. Сравнительно небольшой по размеру, храм этот был достаточно высоким и имел, как говорят специалисты-архитекторы, сложный византийский силуэт. Крест над Вознесенской церковью был поднят на недосягаемую для других зданий города высоту. По воспоминаниям днепропетровской долгожительницы, писательницы Галины Анненковой, ступени храма были сделаны из розового мрамора, купола - голубыми, а отделка - позолоченной. Еще через год был установлен керамический иконостас, сделанный в московской мастерской Кузнецова. Однако из-за хронического недостатка средств заказать художникам настенную живопись оказалось невозможным. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов.

В 20-х годах прошлого века, то есть с приходом советской власти, Вознесенскую церковь закрыли. Большевики понятия не имели, что с ней делать. Из-за особенностей строения для очередного пролетарского клуба она не годилась, а склады в данном районе были ни к чему. В конце концов оказалось, что храм не только не нужен, но даже мешает. Причина - первое в области асфальтовое шоссе, которое начали строить в 1935-м и закончили в 1936 году. Речь идет об участке Днепропетровск-Запорожье, стратегической трассы Москва-Симферополь. Дорога из города на юг тогда начиналась от ул. Троицкой (ул. Красная) и проходила через ул. К. Либкнехта, упиравшуюся в Казанскую церковь. Тогдашние правители не стали делать дорогу вокруг храма. Видимо, считали, что даже лишенная креста церковь своим характерным силуэтом портит (!) вид города, строящего социализм. Потому в 1935 году городские власти решили храм взорвать, а кирпич использовать для строительства других объектов.

Вот так - «на благо» индустриализации - большевики уничтожили Казанскую церковь. И город навек утратил чуть ли не самое оригинальное и эффектно выглядевшее культовое сооружение. Но, как утверждают историки, ездить от этого легче не стало...

Кстати, крепкое здание не сразу поддалось разрушению. Казалось, само небо встало на его защиту. По воспоминаниям Галины Анненковой, церковь взрывали в течение трех дней (!!!). Прочные стены храма распадались не на отдельные кирпичи или небольшие фрагменты (как того хотели вандалы), а на большие куски. Некоторые из не пригодных к использованию обломков фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике «четверки» аж до 60-х годов. И, возможно, часть из них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев четвертого маршрута, которые, как известно, ходили от вокзала до конца ул. Казанской с 1907 года. Остатки двух столбов можно еще увидеть.

https://www.shukach.com/ru/node/15955



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.