ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ипрари. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов.

Тарнгзел


Ипрари. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила и Гавриила Архангелов
Год постройки:приблизительно 1000 - 1100.
Адрес:
Грузия, край Самегрело и Земо-Сванети, Местийский муниципалитет, община Кала, село Ипрари

Координаты: 42.936853, 42.92454
Проезд:Если ехать по дороге, соединяющей Местию и Ушгули, метров через 500 после села Хе будет слева будет дорога, уходящая вверх, в гору. Она ведет в село Ипрари.



Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, Вид с северо-востока<br>, Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
Вид с северо-востока
zavar-vera
17 августа 2017
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, , Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
zavar-vera
28 июля 2016
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, восточный фасад<br>, Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
восточный фасад
zavar-vera
28 июля 2016
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, Вид с северо-запада<br>, Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
Вид с северо-запада
zavar-vera
27 июля 2016
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, , Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
zavar-vera
18 августа 2017
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, Фреска конхи абсиды. Деисус. Художник Тевдоре. 1096 г.<br>, Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
Фреска конхи абсиды. Деисус. Художник Тевдоре. 1096 г.
zavar-vera
18 августа 2017
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, алтарная преграда и иконы XII-XIII вв.<br>, Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
алтарная преграда и иконы XII-XIII вв.
zavar-vera
18 августа 2017
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, Федор Стратилат. Художник Тевдоре. 1096 г.<br>, Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
Федор Стратилат. Художник Тевдоре. 1096 г.
zavar-vera
18 августа 2017
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, Архангел Гавриил. Художник Тевдоре. 1096 г.<br>, Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
Архангел Гавриил. Художник Тевдоре. 1096 г.
zavar-vera
18 августа 2017
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, Архангел Михаил. Художник Тевдоре. 1096 г.<br>, Ипрари, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
Архангел Михаил. Художник Тевдоре. 1096 г.
zavar-vera
18 августа 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 января 2025

Небольшая зальная церковь построена из резных плиток из галлового камня и датируется XI веком. Фасады простые, сохранились только фрагменты фресок на южном фасаде, наверху которого была помещена композиция Деисуса, состоящая из семи фигур. Каждая фигура имела иконоподобную рамку. Фасад был выложен полосой геометрического орнамента, под которой был изображен всадник-стрелец с надписью «Св. Эсат». Вход с запада, арочный изнутри и прямоугольный снаружи. Алтарь приподнят на две ступени и отделен от остального пространства трехарочным иконостасом, в середине которого входная арка широкая и слегка заостренная, а боковые проемы представляют собой архитравы со стороны алтаря. Конховая арка опирается на плечи апсиды. Свод арки опирается на пилястры юго-западного и юго-восточного углов. К северной и западной стенам ведут лестницы. Интерьер церкви расписан царским художником Теодором, который также расписывал монастырь Св. Квирике и Ивлиты Калийской, церковь Спасителя Цвирми и церковь Св. Георгия Накипари.

По материалам сайта "Georgian travel guide"


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 января 2025

Выстроена на кладбище. Это небольшое прямоугольное сооружение (4,75×2,6 кв. м) зального типа, характерное для сванской архитектуры. С восточной стороны строение завершено апсидой. В качестве строительного материала использованы хорошо тесанные квадры ширими (водяного туфа) желтоватого цвета. Фасады простые, без декоративных акцентов. Единственный вход расположен с запада. Интерьер освещен 2 окнами - в апсиде и над входом. В толще стены по обеим сторонам алтарного окна вырезаны прямоугольные ниши. Алтарь отделен от зального пространства каменной алтарной преградой, которая открывается 3 арочными пролетами. Стены церкви гладкие, без архитектурных деталей; для подпружной и триумфальной арок на продольных стенах использованы кронштейны. В алтаре под окном помещен каменный престол. В интерьере церкви сохранились процарапанные поминальные граффити. Часть из них датируют периодом до росписи церкви (1096), другие надписи относят к концу XI-XV в. (Силогава. 1988. С. 264-274).

Церковь, непримечательная в архитектурном отношении, отличается богатством и высоким уровнем исполнения росписи. Интерьер был выполнен царским художником Тевдоре (Феодором) в 1096 г. по заказу общины, что явствует из надписи на антаблементе алтарной преграды: «Именем Божиим расписана и украшена эта святая церковь в моление всех [жителей] этого ущелья, больших и малых, их детей и потомков и за души усопших их. Святые архангелы, помилуйте в обеих жизнях, аминь. Расписана и украшена в годы от сотворения [мира] 7600, в хороникон 316, рукой Тевдоре, царского художника. Святые архангелы, помилуйте [его]» (Он же. 1977. С. 80). Тевдоре выполнил роспись также 2 друних храмов Сванети: церкви Лагурка во имя мученика. Квирике близ села Хе (1111) и церкви Накипари во имя великомученика Георгия (1130); роспись Ипрари наиболее ранняя из них. Изучение творчества Тевдоре тесно связано с художественной школой Сванети, исследователи считают, что он местного происхождения (Аладашвили, Вольская. 1967. С. 33).

Тевдоре расположил изображения в строгом соответствии с архитектурой интерьера; орнаментальные мотивы использованы для выделения композиций, а также выполняют функцию организующих роспись элементов. Роспись апсиды лаконична, отличается симметрией. В конхе апсиды в верхнем регистре представлен поясной 3-фигурный Деисус, в нижнем регистре расположен 4-фигурный святительский ряд, который фланкируют изображения 2 подсвечников с горящими

Алтарная преграда также была расписана: здесь изображены поясные фигуры мученика Квирике, мученицы Иулитты, великомученика Димитрия Солунского и архидиакона первомученика Стефана. В нижней левой части сохранились фрагменты орнамента, состоящего в основном из больших круглых медальонов. Похожие мотивы встречаются в орнаментах дорогих тканей того времени.

Роспись стен и свода также представлена в 2 регистрах. На северной стене, в западной части свода изображена сцена «Крещение Господне», в восточной части - фигура архангела Михаила. В нижнем регистре - конная фигура великомученика Георгия, рядом - архангел Михаил и коленопреклоненный перед ним Иисус Навин. В западной части свода южной стены представлена композиция «Рождество Христово», в восточной - архангел Гавриил; в нижнем регистре изображены великомученика Феодор Стратилат на коне, образ Богородицы «Никопея», праведная Анна. В верхнем регистре западной стены находится сцена «Благовещение», внизу, по обеим сторонам входа, расположены изображения великомучениц Варвары и Екатерины.

В росписи Ипрари нашел отражение монументальный стиль, характерный для стенной живописи Грузии ХI в. Тевдоре, расписывая храмы малых размеров, ограничивался небольшим числом сцен и фигур. В отличие от образцов более ранней живописи, где использовался ковровый принцип расположения сцен, Тевдоре строил законченные композиции и структурировал их. Выбор изображений, распределение по стенам и композиционное решение придают ансамблю завершенность (Аладашвили и др. 1983. С. 51-52). Гармония цвета достигается ритмичным распределением зеленого, красновато-коричневого и серого. К этой сдержанной гамме добавляется ярко-бирюзовый цвет для фона в композиции конхи. Художник использовал нескольео орнаментальных мотивов: наложенные друг на друга листья дуба (мотив характерен для XI-XII вв.), волнообразный побег виноградной лозы и городчатый мотив (встречаются в грузинской монументальной живописи на протяжении всего периода ее развития) (Там же. С. 36).

Южный фасад Ипрари, обращенный в сторону села, был полностью покрыт росписью, датируемой ХII в. и исполненной, очевидно, провинциальным мастером (Аладашвили, Вольская. 1987. С. 106). Вероятно, живопись южного фасада была рассчитана на восприятие с большого расстояния. Роспись занимает 2 регистра стены, разделенные полосой орнамента «гармошка». В верхнем регистре, начинающемся под карнизом, помещен поясной 7-фигурный Деисус. Сохранились изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и архангела. Каждая фигура была обрамлена прямоугольниками серого и коричневого оттенков, расположенными в шахматном порядке: подобный тип обрамления характерен для сванской школы иконописи, он часто встречается на сванских иконах. Тесная взаимосвязь стенной росписи со станковой живописью типична для Сванети. Во 2-м регистре была расположена сцена охоты великомученика Евстафия Плакиды (утрачена) (Там же. С. 104).

В 1910 г. праведный Евфимий Такаишвили, путешествуя по Сванети, описал некоторые храмы и их утварь. В Ипрари, по его данным, хранилось 12 ценных предметов, среди которых - чеканные иконы Спасителя и вмч. Георгия (XVII-XVIII вв.) (Такаишвили. 1937. С. 208).

Праведный Евфимий описал 3-створчатый живописный складень (не сохранился). В центре изображена Пресвятая Богородица с Младенцем, справа от нее помещена фигура ктитора, подписанная «Давид». На створках складня находятся фигуры святого Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова. Давид и его супруга Гванца упоминаются в надписи на оборотной стороне иконы. Праведный Евфимий отождествил ктитора с грузинским царем Давидом V, сыном грузинского царя Георгия IV Лаши. Гванца, дочь Рачинского эристава Кахабери, в 1252 г. стала 2-й женой царя, в 1263 г. скончалась. На основании этих данных праведный Евфимий предположил, что икона могла быть написана не ранее 1252 г. и не позднее 1263 г. (Там же).

В иконостасе Ипрари сохранились живописная поясная икона архангела Михаила и Деисус. Образ архангела (73×50 см) датируется с большой долей вероятности XII-XIII вв. Экспрессивность изображению придают широко раскрытые глаза архангела, декоративные детали (искусно обработанная драпировка). Для обрамления использованы прямоугольники неск. оттенков, расположенные в шахматном порядке (Алибегашвили. 1978. С. 169-170). Деисус написан на 2 досках: на одной помещены фигуры Иисуса Христа и святого Иоанна Предтечи, на другой - фигура Пресвятой Богородицы. Графический характер исполнения, овал лица, своеобразная проработка глаз и т. д. указывают на исполнение иконы в XII-XIII вв. и на тесную связь с другими иконами местного происхождения того же периода (Кения, Аладашвили. 2000. С. 46).

По материалам сайта "Православная энциклопедия"



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.