ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мёдон. Церковь Воскресения Христова.


Мёдон. Церковь Воскресения Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова
Год постройки:Между 1980 и 1982.
Архитектор:Отар Коблов
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
France, Meudon, rue des Bigots 8

Координаты: 48.814743, 2.235579






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 мая 2017

В годы распада Российской империи после переворота 1917 года городок Мёдон между Парижем и Версалем был облюбован русскими беженцами. В 1924 году в местной колонии возникла мысль начать в городе постоянные богослужения, и Л.Г. Сиригос получила от мэра разрешение пользоваться для этого залом на ул. Леклерк. Семья Е.П. Ковалевского принесла в этот зал походный иконостас и позаботилась о приглашении хора; другие русские собрали иконы. Были куплены свечи, испечены просфоры, из домовой церкви кн. Трубецких в Кламаре приглашен священник - отец Александр Калашников. Первая литургия состоялась в Благовещение 1924 года, на нее пришли около 200 человек. Узнав о службе, многие русские из соседних городков - Севра, Бельвю, Шавиля - пожелали быть на ней в Страстной четверг, и потому в одном из ресторанов пришлось снять другой, более вместительный зал, который оказался переполнен. После Пасхи богослужения продолжались на квартирах А.Д. Быченской и проф. А.К. Витта, а позднее - в новоотстроенном доме С.Г. Чаева на ул. де Пари, 81. Чтобы обеспечить их проведение, устраивались благотворительные концерты, в которых, в частности, принимал участие известный квартет братьев Кедровых.

Члены оргкомитета обратились в Париж к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), который прислал в Мёдон первого настоятеля - священник Бориса Молчанова. Свою первую литургию отец Борис отслужил в Вербное воскресенье 1927 года. По его просьбе Чаев в следующем году купил участок земли на ул. Биго для возведения глинобитного храма. Закладку церкви отец Борис совершил в 1928 году, Великим постом, в присутствии великого князя Бориса Владимировича, пожертвовавшего средства на иконостас, четыре образа в котором написала княжна Е.С. Львова из общества "Икона." Ею же было исполнено Распятие в память Царственных мучеников. Новое скромное здание выросло буквально за неделю, на Страстной седмице в нём начались богослужения, а к Троице отделка была завершена. Храм из "соломита" (смеси соломы и цемента) имел вид барака, главка и звонница отсутствовали.

Осенью 1928 года община разделилась: большинство вместе с настоятелем, строителем С.Г. Чаевым и старостой генералом С.Н. Розановым решили придерживаться Русской Православной Церкви Заграницей, меньшинство - митрополита Евлогия. Храм остался за большинством, тогда как другая часть образовала общину святого Иоанна Воина. В Фомино воскресенье 1929 года, в день престольного праздника, новый храм освятил архиепископ Западноевропейский Серафим (Лукьянов). На освящении снова присутствовал вел. кн. Борис Владимирович с супругой. В этот же день настоятель посадил у храма березки и две елочки, росшие и на начало XXI века.

В годы Второй мировой войны многие прихожане уехали. Оставшиеся в приходе, под началом игумена Зосимы (Валяева) и старосты И.А. Мацевича, обязались ежемесячно вносить на содержание церкви по 25 франков с человека. В 1946 году в церкви случилось чудо обновления двух икон: Воскресения Христова и четырёхчастного образа Божией Матери. После освидетельствования обе иконы были помещены на видном месте.

В 1946 году в Мёдон переехала школа-интернат святого Георгия для русских мальчиков, в которой имелась двухпридельная церковь с иконостасом по эскизу Н.И. Исцеленова и иконами кисти Е.С. Львовой, Г.В. Морозова и Т.В. Ельчаниновой; работала иконописная школа. В 1947-1952 годах Мёдон сделался резиденцией Западноевропейских владык Нафанаила (Львова) и святителя Иоанна (Максимовича), а маленькая церковь на время сделалась кафедральным собором. При епископе Нафанаиле на приходе было создано сестричество. В 1970-е годы школа-интернат святого Георгия закрылась.

Старый храм, построенный как временная церковь, на десятилетия пережил срок годности и сильно обветшал. Церковь действовала до 1981 года, когда один мальчик оперся снаружи на стену церкви и упал прямо внутрь храма. Несколько ранее, при протоиерее Александре Трубникове, началась постройка нового храма по проекту Отара Коблова. Колокола на звонницу отлили в Голландии. Здание в 1980 заложил и 19 сентября 1982 освятил архиепископ Западноевропейский Антоний (Бартошевич). Всё внутреннее убранство было взято из прежней церкви. В 1982 году Е.Б. Бортоли подарила написанные ею девять икон праздников; в 1988 году икону с изображением Новомучеников Российских написала К.Б. Первишина. Паникадило, семисвечник и дарохранительницу в 1990-е гг. вырезал из дерева прихожанин скульптор С.Ф. Артамонов; он же сработал деревянный рельеф с изображением Воскресения Христова помещенный над северным входом.

Приход издавал бюллетень "Нувель дю монд ортодокс" ("Новости православного мира") и поддерживал традицию угощения блинами на масленице. На начало XXI века при приходе действовало сестричество, которое заботилось о благолепии храма и, по мере возможности, помогало нуждающимся. Работала также воскресная школа для детей.

Здание храма не отличается архитектурно-художественной ценностью. Одноэтажное вытянутое здание с узкими окнами и звонницей с голубой главкой над северным входом. Храм рассчитан на 150 человек.

http://drevo-info.ru/articles/24632.html


Марина Зуйкова  19 октября 2018

После большевистского переворота и Гражданской войны в эмиграцию ушло более двух миллионов русских людей, значительная часть которых (около 400 тысяч) нашла приют во Франции, прежде всего в Париже и его ближайших окрестностях.

Старинный небольшой город Медон, расположенный между Парижем и Версалем, был сразу облюбован беженцами из России — из него до столицы было всего 20 минут езды на поезде, да и квартиры здесь стоили дешевле. Уже в 1924 в местной колонии возникла мысль начать в городе постоянные богослужения, и Л. Г. Сиригос получила от мэра разрешение пользоваться для этого залом на ул. Леклерк.

Семья Е. П. Ковалевского, будущего епископа, принесла в этот зал походный иконостас и позаботилась о приглашении хора; другие русские собрали иконы. Были куплены свечи, испечены просфоры и из домовой церкви кн. Трубецких в Кламаре приглашен священник — о. Александр Калашников. Первая литургия состоялась в Благовещение 1924, и на нее пришли около 200 человек.

Узнав о службе, многие русские из соседних городков (Севр, Бельвю, Шавиль) пожелали быть на ней в Страстной четверг, и потому в одном из ресторанов пришлось снять другой, более вместительный зал, который и на сей раз был переполнен. После Пасхи богослужения продолжались на квартирах А. Д. Быченской и проф. А. К. Витта, а позднее — в только что выстроенном доме С. Г. Чаева на ул. де Пари, 81. Чтобы обеспечить их проведение, устраивались благотворительные концерты, в которых, в частности, принимал участие известный квартет братьев Кедровых.

Члены оргкомитета обратились в Париж. к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), который прислал в Медон о. Бориса Молчанова, выпускника Богословского института. Свою первую литургию о. Борис отслужил в Вербное воскресенье 1927 года. По его просьбе Чаев в следующем году купил участок земли на ул. Биго для возведения глинобитного храма из т. н. «соломита». Он имел вид барака, главка и звонница отсутствовали.

Закладку эмигрантской церкви о. Борис совершил в 1928, на Великом посту, в присутствии вел. кн. Бориса Владимировича, пожертвовавшего средства на иконостас, четыре образа в котором написала кжн. Е. С. Львова из общества «Икона». Ею же было исполнено Распятие в память Царственных мучеников. Новое скромное здание выросло буквально за неделю, и на Страстной седмице в нем уже начались богослужения. К Троице вся внешняя и внутренняя отделка была завершена. Осенью того же года община разделилась на две части: большинство вместе с настоятелем, строителем С. Г. Чаевым и старостой генералом С. Н. Розановым перешли в Русскую Православную Церковь за границей, а меньшинство осталось с митрополитом Евлогием, который затем подчинился Константинопольскому Патриарху (эта община св. Иоанна Воина сейчас не существует).

В Фомино воскресенье 1929, в день престольного праздника, новый храм освятил архиепископ Западноевропейский Серафим (Лукьянов). На освящении снова присутствовал вел. кн. Борис Владимирович с супругой. В этот же день настоятель посадил у храма березки и две елочки, и поныне растущие около одноэтажного вытянутого здания с узкими окнами и звонницей над северным входом, над которым помещен деревянный рельеф с изображением «Воскресения Христова» работы С. Ф. Артамонова.

В 1933 о. Борис Молчанов был переведен в Лондон и его место занял о. Симеон Солодовников, а затем — о. Иоанн Малижановский, в 1940 выехавший в Германию. Окормлять приход временно стал игум. Зосима (Валяев), которому с помощью нового старосты И. А. Мацевича удалось преодолеть трудности, вызванные войной и отъездом многих прихожан. Оставшиеся прихожане обязались ежемесячно вносить на содержание церкви по 25 франков с человека.

В сентябре 1941 настоятелем был назначен архим. Сергий (Пфефферман), который еще юношей перешел из иудаизма в Православие и шесть лет провел послушником на Валааме. Во время Первой мировой войны он был полковым священником и ушел в эмиграцию вместе с Белой армией. В Медоне архим. Сергий оставался до 1955 года. При нем в храме в 1947–1951 часто служил епископ Западноевропейский и Брюссельский Нафанаил (Львов), а в 1951–1952 — архиепископ Иоанн (Максимович), ныне прославленный в лике святых Русской Православной Церковью за границей. Оба они жили в Медоне, и маленькая местная церковь на время сделалась кафедральным собором.

Сразу после войны, в 1946, в церкви случилось чудо обновления двух икон. Первой, в Прощеное воскресение, обновилась икона «Воскресения Христова», привезенная из закрытого собора в Выборге, второй, во время Великого поста, — четырехчастный образ Божией Матери, тоже доставленный из России в 1920 и подаренный эмигрантами. После освидетельствования обе иконы были помещены на видном месте и пользуются почитанием прихожан. В престольный праздник перед ними служится молебен. Кроме этих чтимых икон в церкви находится мощевик с частицами многих святых, в том числе св. прав. Иоанна Кронштадтского, прп. Нектария Оптинского и мч. Иоанна Русского. Есть также икона прп. Сергия Радонежского с ковчежцем, где хранятся: кусочек камня, на котором молился святой, часть его ризы и четок. Две старушки-гречанки подарили храму большую икону вмц. Параскевы Пятницы, которую их отец получил в одном из афонских монастырей. Слева от иконостаса висит большая икона Феодоровской Божией Матери в серебряном окладе.

При Владыке Нафанаиле при церкви было создано сестричество, которое заботится об ее благолепии и, по мере возможности, приходит на помощь нуждающимся. Действует также воскресная школа для детей — 40% прихожан уже не говорят по-русски, но они просят служить на церковнославянском языке. В 1946 в Медон переехала школа-интернат св. Георгия для русских мальчиков, но, как и многие другие эмигрантские учреждения, в 1970-е она прекратила свое существование. В интернате имелась двухпридельная церковь с иконостасом по эскизу Н. И. Исцеленова и иконами кисти Е. С. Львовой, Г. В. Морозова и Т. В. Ельчаниновой; работала иконописная школа.

При прот. Александре Трубникове, долголетнем (1955–1984) и очень активном настоятеле, началась постройка нового храма, более обширного (на 150 человек) и украшенного звонницей с голубой главкой. Колокола на звонницу отлили в Голландии. Автором проекта был Отар Коблов. Здание в 1980 заложил и 19 сентября 1982 освятил архиепископ Западноевропейский и Женевский Антоний (Бартошевич). Все внутреннее убранство было взято из прежней церкви. Паникадило, семисвечник и дарохранительницу в 1990-е вырезал из дерева прихожанин скульптор С. Ф. Артамонов. В 1982 Е. Б. Бортоли подарила написанные ею девять икон праздников; в 1988 икону с изображением свв. Новомучеников Российских написала К. Б. Первишина.

В 1984–2002 прихожан окормлял прот. Михаил Арцимович, который еще в юности помогал в Медоне епископу Нафанаилу в его работе с советскими беженцами, а затем 20 лет служил в русских храмах Западной Германии. Он продолжил издание информационного бюллетеня «Нувель дю монд ортодокс» и традицию угощения блинами на масленице. Его место занял прот. Михаил Гудков.

Прихожан храма хоронят на двух кладбищах: небольшом на Лонг-Реаж и главном — Триво. Среди 300 русских могил есть могилы известного священника Александра Ельчанинова, писателя Ивана Лукаша, семьи Ковалевских, Грабаря и Зерновых, иконописицы Е. С. Львовой, генерала А. А. фон Лампе, начальника Русского Общевоинского Союза.

Воскресенская церковь в Медоне, стоящая на тихой улочке среди зелени, не имеет архитектурно-художественной ценности, но она интересна как выразительный памятник веры русских эмигрантов и их потомков, как исторический символ неутолимой любви к отеческому Православию.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804863251.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.