Храмы комплекса:
Храмы комплекса:
На территории древнего села Ликурга нынешнего Буйского района есть интересный исторический памятник – Троицкая церковь. Впервые волость Ликурга упоминается в грамотах 1428 года, более ранние грамоты не сохранились. В дальнейшем название этой волости не раз встречается в грамотах, связанных с феодальной войной, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах. В 1505 году Ликургская волость числилась в Костромском уезде и простиралась почти до Галичского озера. Из рек, протекающих по территории Ликурги, упоминаются Векса, Ноля, Касть, Гарница, Шача, Юрменка, Коломша. В течение 15 и 16 веков костромские волости не раз подвергались набегам казанских татар с целью грабежа и захвата пленных. В 1536 году Ликургская волость вместе с другими волостями: Корегой, Залесьем, Железным Борком била челом великому князю Ивану Васильевичу Грозному, чтобы государь велел поставить город для того, что "там волостей много, а от городов далеко".
Вследствие этой челобитной, в 1536 году матерью царя Еленой было положено основание городу Бую, сделавшемуся оплотом для защиты этой стороны от частых набегов казанских татар, которые по рекам Костроме и Вексе доходили до Галича и разоряли прибрежные волости. Центром волости был погост Ликурга , а вблизи - село Троицкое (Григорьевское). На территории волости имелось множество церквей, но главной считалась Троицкая церковь в Ликурге. В XVII и начале XVIII века Ликурга принадлежала роду бояр Готовцевых, и центр состоял из двух сел (двух приходов) - Ликурга Троица и Ликурга Рождество. Уже в начале XVII века церкви в Ликурге считались крупными и относились к двурядным, имели патриаршие несудимые грамоты, предоставляющие им ряд льгот, за что они платили двойную дань непосредственно в патриаршую казну в Москве.
Каменная Троицкая церковь построена вместо деревянной в 1685 году местным помещиком стольником Семеном Васильевичем Готовцевым. Церковь одноэтажная, построена в виде разностороннего креста. Своды в храме конические, в приделах в виде круговой дуги. Алтарь с одним полукружьем отделяется от храма каменной стеной с тремя пролетами. Два придела: правый во имя Рождества Христова, левый - во имя Казанской иконы Божьей Матери. Приделы расположены параллельно Главному алтарю и соединены галереями с главным храмом. Крыша на четыре ската. На церкви 8 глав, одна на середине храма, 4 по углам и 3 на алтарях. Иконостас в 5 ярусов с колоннами и резьбой, помещенной на светло - желтом фоне. Резьба изображает виноградные лозы. В 1833 году оба придела и трапеза главного храма сделаны теплыми.
Рядом с Троицкой находится Архангельская церковь, построена также С.В. Готовцевым в 1685 году. Церковь каменная, одноэтажная, в основании квадратная. Свод конический. Алтарь в одно полукружие с тремя окнами. Для более наглядного выражения идеи о храме, как лестницы к восхождению на небо, по стенам храма от края иконостаса, под окнами были устроены изображения херувимов на досках. В церкви два придела: южный - во имя святителя Николая, северный - во имя св. пророка Ильи. Стены выложены из тяжеловесного кирпича (25 и 28 фунтов). У церкви одна глава. Колокольня построена в 30-х годах XIX века в виде четырехгранной башни. На ней было 5 колоколов.
Церкви обнесены каменной оградой. В ограде 7 небольших башен, из которых угловые круглые, а средние - четырехугольные. На западной стороне ограды устроены святые врата в виде часовни, разделенной воротной аркой на две половины, в каждой половине в особых помещениях располагались иконы.
Вблизи алтаря Троицкой церкви расположено отдельное каменное здание, которое является родовой усыпальницей Готовцевых. Здесь находится 12 гробниц, где похоронены стольник С.В. Готовцев, его сын А.С. Готовцев, "павший в бою под Полтавой", и тут же плита с надписью: "1661 год июля в 27 день преставилася раба Божия схимница Ефтимия Петровна – мать Григорьевича Голенищева-Кутузова". Это потомок костромской ветви Голенищевых-Кутузовых. Существование на сельском кладбище двух монашеских могил дает предположение, что в начале ХУII века это был монастырь сначала мужской, а потом девичий. После междоусобной войны Москвы с Галичем, когда победила Москва, волость была у московского великого князя Василия Васильевича Тёмного, который Ликургскую волость дал московскому митрополиту. При каких обстоятельствах это великокняжеское имение перешло в собственность частных лиц неизвестно. После смерти Семена Васильевича Готовцева имение перешло в род Нарышкиных, которое принадлежало до 1917 года. В середине 18 века деревни перешли к Нарышкиным, в том числе к отцу декабриста М.П. Нарышкину, который женился на Евдокии Михайловне Готовцевой, и деревни были даны за ней в приданое.
В тридцатые годы ХХ столетия, годы борьбы с религией, репрессируются церковнослужители, церкви закрываются и варварски разрушаются. Не миновала эта участь и храмы в Ликурге...
В 1975 году было принято решение о реставрации Троицкой и Архангельской церквей. Через год восстановление началось, но из-за недостатка средств вскоре прекратилось. Однако в конце 1990-х годов совершилось событие, в реальность которого совсем недавно ещё невозможно было поверить: был произведён внутренний ремонт небольшого придела при Троицкой церкви, и в определённые дни здесь теперь совершаются службы.
По материалам творческой работы "История села Ликурга" (автор Щёголева В.) с сайта www.koipkro.kostroma.ru
Троицкая с. Троицкое, что в Ликурге (Ликурга). Два храма: летний во имя Св. Троицы, каменный в связи с такою же колокольнею, зимний во имя св. архистр. Михаила, тоже каменный. Оба построены стольником Семеном Васильевичем Готовцевым в 1685 г.
Обнесены каменною оградою. Кладбище при церкви в ограде. Престолов в обоих 6: в летнем: а) во имя Св. Животворящей Троицы, б) правый в ч. Рождества Христова, в) левый в ч. Казанской иконы Божией Матери; в зимнем: г) в ч. св. архистратига Михаила, д) во имя святит. Николая, е) во имя св. прор. Илии.
У прот. И.Беляева (1863 г.) иное посвящение престолов: в летней церкви во славу Пресвятой Троицы, в честь Божией Матери празднования Ее иконы Казанской и св. Архистратига Михаила; в зимней церкви во славу Рождества Христова, св. пророка Илии и святителя Николая. Между церквами есть каменная усыпальница, в коей похоронен строитель храма и его родственники. Из достопримечательностей следует отметить: 1) св. антиминс, которому слишком полтораста лет; напрестольное Евангелие, изданное в царствование царя Алексея Михайловича с благословения патр. Никона; 3) два серебр. креста напрестол. со св. мощами, один из коих пожертвован строителем храма; из них первому 225 лет, а второму 209 лет. Расстояние от Костромы 125 в., от Буя 24 в. Ближайшая церковь Христорождественская в Ликурге в 3 в., Покровская села Романцева в 14 в. и соборная Благовещенская г. Буя в 20 в.
В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Галичский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается "церковь Живоначальныя Троицы в Ликурге". В 1676 г. - "церковь Живоначальныя Троицы в Ликургской волости в селе Григорьевском Троицкое тож в вотчине Василья Готовцева". В 1681 г. церковь была переведена из Плесской десятины в Галицкую. В апреле 1698 г. "по благословенной грамоте даны три антиминса к освящению новопостроенныя церкви Рождества Христова да в приделе св. пророка Илии да Николая чудотворца, что в Галиц. уезде в Ликурской волости в вотчине стольника Семена Васильева сына Готовцева в селе Григорьевском".
http://www.old-churches.ru/bu_036.htm
Один из древнейших и наиболее ценных по своим художественным достоинствам сельских храмовых комплексов, сохранившихся на территории Костромской области. Созданные на протяжении нескольких лет постройки образуют цельный архитектурный комплекс, отражающий приемы и формы допетровского зодчества 17 в. Находится на юго-восточной окраине села, расположенного на возвышенности; от комплекса рельеф понижается в южном направлении к реке Шаче.
Наиболее раннее документальное упоминание о селе под именем Георгиевского погоста относится к 1653 г., когда здесь стояли деревянные храмы. В 17 в. село называлось Троицким, «Григорьевским тож» и было родовой вотчиной бояр Готовцевых. В 1775 г. село получило современное название по Ликургской волости, на территории которой оно находилось. Все каменные сооружения комплекса были возведены по заказу стольника Семена Васильевича Готовцева, как предполагают солигаличскими мастерами. Строительство летней церкви Троицы с приделами Михаила Архангела и Казанской Божьей Матери относится к 1-й пол. 1680-х гг., поскольку она была освящена 20 мая 1685 г., о чем свидетельствовали надписи на клеймах существовавшего в ней иконостаса, заказанного С.В. Готовцевым в 1721 г. Точные даты остальных построек не известны. Очевидно, зимняя церковь Рождества Христова с приделами Николая Чудотворца и Ильи Пророка, отдельно стоящая трапезная палата, усыпальница Готовцевых, Святые ворота и ограда с башнями сооружены одновременно с Троицкой церковью или вскоре после нее, в 1680-е – 1690-е гг. В усыпальнице самое раннее надгробие над могилой Дмитрия Маркеловича Готовцева датируется 1624 г. Последним был захоронен Семен Васильевич Готовцев, скончавшийся в 1725 г. После него село перешло во владение Нарышкиных. Вплоть до 1830-х гг. оба храма были холодными, а рядом с ними стояла деревянная зимняя церковь Николая Чудотворца, несколько раз горевшая.
Большие строительные работы велись в 1830-е гг. Тогда Троицкая церковь была превращена в теплую, первоначальная шатровая колокольня при ней была заменена новой, ныне существующей, но при сохранении первоначального первого яруса; в церкви Рождества Христова помещения приделов были увеличены в восточном направлении, при этом в южной и северной стенах храма пробили широкие арки, а с запада на всю ширину трапезной пристроили галерею-паперть. В 1865 г. церковь Рождества Христова капитально ремонтировалась: очевидно, тогда на южном и северном фасадах приделов появились аттики, а своды во всех помещениях церкви, кроме алтаря, заменили плоскими перекрытиями; возможно, в том же году был установлен новый барабан с главой. В 1868 г. главный престол этой церкви получил иное посвящение – во имя Михаила Архангела, а одноименный придел Троицкой церкви переосвятили в честь Рождества Христова. Вероятно, около сер. 19 в. к трапезной палате на всю ширину северного фасада пристроен притвор, а сомкнутый свод заменен плоским перекрытием; окна на южном фасаде были растесаны в нач. 20 в. (после 1908 г.). В 1884 – 1885 гг. открытые арки галерей-папертей Троицкой церкви были заложены. Возможно, тогда же было расширено помещение северного придела этого храма: разобрана прежняя стена между приделом и папертью и возведена новая, в нескольких метрах к западу. Дом причта выстроен в нач. 20 в. Храмы были зарыты в 1930-е гг. В советское время в церкви Троицы растесаны или пробиты заново два окна первого света четверика, срублены наличники окон трапезной, в кон. 20 в. обрушились четыре главы храма. Почти полностью утрачено убранство интерьеров обоих храмов.
Комплекс занимает неправильную четырехугольную, близкую квадрату территорию. Западная и восточная стороны имеют небольшие изломы, благодаря чему северная сторона участка немного короче южной. Оба храма поставлены строго параллельно южной и северной сторонам участка. В центральной части территории возвышается наиболее монументальное сооружение комплекса – церковь Троицы, доминирующая в панораме всего села. В нескольких метров к югу от нее со значительным смещением к востоку стоит церковь Рождества Христова (Михаила Архангела). Между ними, на равном расстоянии от обоих храмов, расположена усыпальница Готовцевых. По периметру территория окружена оградой с семью башнями – четырьмя угловыми и по одной на северной, южной и восточной сторонах. На западной стороне ограду прерывают Святые ворота. За пределами основной территории комплекса, в нескольких метрах южнее ограды стоит трапезная палата. Еще южнее расположен дом причта. Все постройки комплекса, за исключением дома причта, сложены из большемерного кирпича и покрыты по кладке известковым раствором; дом причта рублен с остатком, обшит тесом и имеет кирпичный цоколь.
Трапезная палата, кон.17 в.
Одноэтажная трапезная палата – типологически чрезвычайно редкая для сельских приходских комплексов постройка, выдержанная в духе «дивного узорочья». Прямоугольный в плане объем, слегка вытянутый в направлении север-юг, завершен вальмовой кровлей. Края фасадов, а также граница первоначального объема и пристройки отмечены широкими лопатками, на углах – огибающими. Широкие окна с лучковыми перемычками – четыре на западном и два на южном – обрамлены нарядными наборными наличниками с трехлопастными килевидными очельями. На северном фасаде арочный входной проем, расположенный посередине, фланкируют два проема с лучковыми перемычками, оформленные полуналичниками, объединенными с сандриками-полочками. Восточный фасад прорезан тремя окнами с лучковыми перемычками без наличников. По всем фасадам проходят полочка в цокольной части стен и лента пилы под свесом кровли.
Основное пространство (первоначальный объем) занимает просторная квадратная в плане палата, сообщающаяся с пристройкой, в которой по сторонам притвора-прихожей расположены два небольших квадратных в плане помещения.
Башни, 1690-е гг.
Башни представляют собой небольшие сооружения – круглые в плане на углах и прямоугольные в плане посередине южной, северной и восточной сторон. Глухие угловые башни имеют кирпичное конусообразное завершение, прямоугольные в плане башни – четырехскатное (завершения сохранились фрагментарно). Южная и восточная башни прорезаны арочными проемами калиток. На внешней стороне глухой северной башни расположена арочная ниша ложного проема. Все башни понизу обработаны валиком, а поверху опоясаны карнизом с поребриком.
Дом причта, нач. 20 в.
Одноэтажный дом причта типичен для сельской застройки периода эклектики, в декоре которой широко используется пропильная резьба, отличаясь при этом индивидуальной особенностью в объемной композиции. Прямоугольный в плане вытянутый в глубину участка дом-пятистенок под двускатной кровлей необычен сильно выступающим перед фронтоном главного (западного) фасада застекленным балконом-верандой. Главный фасад делится выступом переруба на две части в два и три окна. Выступы бревен переруба и на углах оформлены филенчатыми лопатками с накладным орнаментом. Прямоугольные окна обрамлены наличниками, обильно украшенными резьбой: затейливыми завитками внизу и «каскадами» полотенец вверху. Наличники соединены с тонкими профилированными сандриками, дополненными мелкими зубцами. Сильно нависающий венчающий карниз обработан ажурным подзором. Балкон-веранда завершен треугольным фронтоном. Наличники трех окон на боковом северном фасаде – такие же, как на главном. Два входа в дом расположены на боковых фасадах в глубине участка, перед ними выступают новые тамбуры.
Святые ворота, 1690-е гг.
Редкий пример подобного сооружения в составе сельского храмового комплекса кон. 17 в., отличается традиционными для архитектуры этого столетия формами. Кубический четверик прорезан посередине арочным проездом, достигающим примерно половины его высоты. Над четырехскатной кровлей возвышается восьмигранный с узкими диагональными сторонами постамент, который несет глухой цилиндрический барабан с луковичной главкой. Основной объем на углах акцентирован пучками строенных полуколонн. Западный и восточный фасады одинаковы по композиции и декору. Проездную арку окаймляют два валика с лентой поребрика между ними. Такая же лента выложена в цокольной части стен и на уровне пят арок. По периметру четверик завершается многообломным карнизом с двухступенчатыми зубцами, раскрепованным над колоннами. Основные грани постамента под барабаном увенчаны килевидными кокошниками.
Пространство проездной арки делится поперечной стеной с широким проемом на две части. Каждая из них перекрыта цилиндрическим сводом.
Ограда, 1690-е гг.
Ограда представляет собой глухую стенку высотой около трех с половиной метров, некогда имевшую двускатное покрытие. С наружной стороны она расчленена широкими лопатками на равные прясла. В цокольной части стены проходит лента валика, а в верхней – карниз, состоящий из полочки и полувала. С северной стороны от Святых ворот ограду прорезает калитка. Еще три калитки в виде более высокого пилона с арочным проемом расположены в средней части южной, восточной и северной сторон ограды.
Усыпальница Готовцевых, кон. 17 в.
Уникальное для своего времени мемориальное сооружение кон. 17 в., выдержанное в традициях середины этого столетия. Большую историко-художественную ценность представляют сохранившиеся внутри надгробные плиты 17 – 1-й четв. 18 в. Одноэтажная прямоугольная в плане приземистая постройка под вальмовой кровлей вытянута в направлении север-юг. Углы объема акцентированы огибающими лопатками. На западном фасаде расположен арочный входной проем с перспективным рамочным порталом, имевшим треугольный фронтончик (в настоящее время от него остались только следы срубленных кирпичей). Южнее входа – окно с коробовой перемычкой, заключенное в двойное прямоугольное обрамление с полуциркульным перспективным очельем, имеющим килевидное завершение. Посередине южного фасада размещено такое же окно, но без очелья. Северный и восточный фасады глухие. По всему периметру постройки проходят две ленты поребрика между двумя валиками, выложенные в цокольной и верхней частях стен. Единое помещение усыпальницы перекрыто лотковым сводом. Внутри находилось 12 могил с белокаменными надгробными плитами, часть которых сохранилась. Они украшены орнаментальным декором типа плетенки.
Библиография: Диев М.Я. В селе Ликурге // Труды и летописи Общества истории и древностей Российских, учрежденного при Императорском московском университете. Часть VI. М., 1833. С. 124, 130; Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 237 – 238; Самарянов В.А. Троицкая церковь, что в Ликурге, Костромской губернии, в Буйском уезде // Костромские губернские ведомости. Кострома, 1875. № 45-47. С. 428, 429; Холмогоров Г.И. Материалы для Костромской епархии. Вып. 4. Кострома, 1908. С. 158; Диев М.Я. Старинные волости и станы в Костромской стороне. М., 1909. С. IV – V; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 129 – 131. № 163 – 165; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 224 – 225; Лукомский Г.К. Старинные церкви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигаличский, Чухломский. Петроград, 1916. С. 21 – 28; Кудряшов Е.В. Малоизвестный памятник древнерусского культового зодчества XVII в. // Краеведческие записки Костромского музея-заповедника. Вып. 1. Ярославль, 1973. С. 12 – 15; Кудряшов Е.В. Костромское каменное зодчество XVII века. Его особенности и пути развития. Автореферат диссертации. М., 1975. С. 33 – 35; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 107–112; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 131-139.
«…Два храма: летний во имя Св. Троицы, каменный в связи с такою же колокольнею, зимний во имя св. архистр. Михаила, тоже каменный. Оба построены стольником Семеном Васильевичем Готовцевым в 1685 г. О времени построения Троицкой церкви говорит помещенная в клейме, внизу иконостаса, надпись: "Благословением и благостью Творца всех Бога создася сей св. храм во славу святыя, единосущныя, живоночальныя и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Св. Духа при державе благочестивейших государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России самодержцев и при святейшем патриархе Иоакиме, желанием и прошением у Зиждителя Творца всех Бога стольника Семена Васильевича Готовцева в молитву и моление и вспоминание своих родителей в лето от создания мира 7193, а от Рождества Бога Слова 1685, и освящена мая в 20 день". Обнесены каменною оградою. Кладбище при церкви в ограде. Престолов в обоих 6: в летнем: а) во имя Св. Животворящей Троицы, б) правый в ч. Рождества Христова, в) левый в ч. Казанской иконы Божией Матери; в зимнем: г) в ч. св. архистратига Михаила, д) во имя святит. Николая, е) во имя св. прор. Илии. У прот. И. Беляева (1863 г.) иное посвящение престолов: в летней церкви во славу Пресвятой Троицы, в честь Божией Матери празднования Ее иконы Казанской и св. Архистратига Михаила; в зимней церкви во славу Рождества Христова, св. пророка Илии и святителя Николая.
Между церквами есть каменная усыпальница, в коей похоронен строитель храма и его родственники. Из достопримечательностей следует отметить: 1) св. антиминс, которому слишком полтораста лет; напрестольное Евангелие, изданное в царствование царя Алексея Михайловича с благословения патр. Никона; 3) два серебр. креста напрестол. со св. мощами, один из коих пожертвован строителем храма; из них первому 225 лет, а второму 209 лет. Расстояние от Костромы 125 в., от Буя 24 в. Ближайшая церковь Христорождественская в Ликурге в 3 в., Покровская села Романцева в 14 в. и соборная Благовещенская г. Буя в 20 в.
В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Галичский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается "церковь Живоначальныя Троицы в Ликурге".
1474 г. января 20. - Жалованная грамота тарханно-несудимая и с другими привилегиями, великого князя Ивана Васильевича митрополиту Геронтию на владения церкви в Унорожи, в Ликуржской волости, Костромского уезда: "По деда своего грамоте великого князя Василья Дмитреевича и по отца своего грамоте великого князя Василья Васильевичя, се яз князь великий Иван Васильевич, отца своего для Геронтия митрополита всеа Руси, пожаловал есмь игуменов и попов, которые имут пети у церкви Благовещенья пречистыа в Ликурзе и у церкви святыа и живоначальныа Троицы в Вершачье, в Ликурзе же, и у церкви святого великомученика Георгиа в Сельцех..."[Сей текст прилагается с некоторым сомнением. Если "Вершачье" трактовать как "вверх по Шаче", тогда храм вполне подходит под описание, но если предположить, что "Вершачье" - это "в верховье речки Шачи", то упомянутой церковью вполне может оказаться Троицкий храм в Пилятине. Правда, в XVII в. он упоминается как - "Афанасия и Кирилла Александринских".]
В 1676 г. - "церковь Живоначальныя Троицы в Ликургской волости в селе Григорьевском Троицкое тож в вотчине Василья Готовцева".
В 1681 г. церковь была переведена из Плесской десятины в Галицкую.
В апреле 1698 г. "по благословенной грамоте даны три антиминса к освящению новопостроенныя церкви Рождества Христова да в приделе св. пророка Илии да Николая чудотворца, что в Галицком уезде в Ликурской волости в вотчине стольника Семена Васильева сына Готовцева в селе Григорьевском"…»
По материалам сайта «Православные храмы Костромской губернии»
«…Село Троицкое, что в Ликурге, находится в 25 в. от г. Буя, в 125 в. от Костромы у реки Шачи, принадлежащей к системе Волги с левой ея стороны. Церковь этого села есть одна из многих церквей обширной Ликургской волости, известной еще в начале XV века. Вместе с соседним Щачебольским станом «Ликурга» составляла в XV в. удельную собственность князей Галичских, от которых перешла во владение Великаго князя Московскаго Василия Васильевича Темнаго.
В настоящее время в селе Троицком два каменные храма, построенные в 1685 году. 1. Троицкий холодный с двумя приделами, из которых один в честь Рождества Христова, до 1868 года называвшийся Архангельским, а другой в честь Казанския иконы Божией Матери и 2. зимний во имя Архангела Михаила, до 1868 года называвшийся Рождественским, так же с двумя приделами, во имя Николая Чудотворца и пророка Илии.
Троицкий храм устроен в форме креста. Над куполом главнаго храма поверх двух комар возвышаются пять глав и, кроме того, на каждом из алтарей по одной главе. Главы покрыты чешуйчатым железом. Крестя на них железныя: средний – осьмиконечный, прорезной, с короною, а прочие четвероконечныя, и все с цепями и полумесяцем. Приделы в храме имеют в длину не более 3; сажен со включением алтарей, расположены параллельно главному алтарю и галереями соединены с главным храмом, северныя и южныя врата котораго выходят в эти галереи. Длина галерей доходит до 2/3 длины храма. Длина храма от алтаря до входных дверей 14 сажен, включая и трапезу, которая имеет в длину 4 сажени. Главный вход под колокольнею, устроенною в связи с церковью; длина его 3 сажени.
Храм освещается с боков чрез окна, устроенныя над приделами и над трапезою его, и снизу частию посредством арки, ведущей из трапезы в главный храм, а частию чрез боковыя врата северныя и южныя, выходящия в галереи. Купол храма сведен шатром и не имеет для своей опоры колонн или столбов, но покоится единственно на стенах. Солея с клиросами и алтарь возвышаются над полом средней части храма на три ступени.
Иконостас резной в пять ярусов, украшен колоннами, которыя резаны насквозь и обвиты виноградными лозами и кистями. В клейме цоколя иконостаса против праваго клироса сохранилась следующая надпись: «Благословением и благодатию творца всех Бога создася сей св. храм во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и сына и Св. Духа, при державе благочестивейшаго государя царя и великого князя Иоанна Алексеевича всея России самодержца и при Святейшем Патриархе Иоакиме желанием и прошением у Зиждителя Творца всех Бога стольника Семена Васильевича Готовцева, в молитву и моление и воспоминание своих родителей, в лето от создания мира 7193, а от Рождества Бога слова 1685, и освящена мая в 20 день».
«Обновлен в храме сем новый иконостас, ради благолепия и красоты его – второе небо земное, идеже приносится жертва новая и молитва, яко кадило благовонное, в небо, яко же праотец патриарх Иаков видя лествицу, ея же глава досязаше до небес и Ангели Господни восхождаху и нисхождаху по ней, Господь же утверждашеся в ней, такожде и приносимых в святом храме сем молитвы и моления, т.е. и лествица до небес тщанием и иждивением от дому своего имением Стольником Семеном Васильевичем сыном Готовцевым, из усерднаго желания восхода до небес в святым храме сем, чрез художническия или мастерския руки, а за труд мастерам и золото отдано пятьсот рублев в 1721 году».
Правый придел сохранился без изменения в своем первоначальном виде со времени постройки храма. В алтаре этого придела устроены на горнем месте деревянныя лавки (сопрестолие). Иконостас в нем двухярусный глухой без резьбы и позолоты. Освещается придел двумя небольшими окнами с железными затворами.
Другой храм зимний во имя Архангела Михаила, до 1868 года называвшийся Рождественским, в разное время подвергался значительным переделкам. В 1865 году даже наружный вид его изменен до того, что архитектура его утратила свой прежний характер.
Колокольня, находящаяся в связи с Троицкою церковью, в 30-х годах нынешняго столетия также переделана: вместо древняго конуса, увенчаннаго главой, надстроен на ней другой пролет, над которым возвышается шпиль с крестом.
Троицкий и Архангельский храмы обнесены каменною глухою оградою. В ограде 7 небольших башен, из которых угловая круглая, а средния четыреугольныя. В западной стороне храма устроены св. врата в виде часовни с главою и четыреконечным крестом.
Церкви принадлежит каменный одноэтажный дом, построенный в одно время с храмами, на разстоянии 3 саж. от ограды с южной стороны. Этот дом изстари назывался трапезою и служил сборным местом для прихожан до и после церковных служб. Здесь в прежнее время совершались некоторыя церковныя службы, как-то: вечерня, повечерие и утреня, так же крещение младенцев. В нем и доселе сохранились тябла со св. иконами, полки и шкафы в стене для хранения церковно-богослужебных книг и ризницы.
Замечательныя церковныя вещи, принадлежащия Троицкой церкви в Ликурге, следующия:
1. Напрестольный крест 1669 года деревянный, оправленный в серебро, осьмиконечный. Из вычеканенной на нем надписи видно, что крест этот «построен в июне 7177 года» архимандритом Христовором, который «положил» его «на престол церкви Живоначальныя Троицы, что в Ликурге, моля Бога о отпущении грехов по отце своем и по матери и по всех родителех в вечный помин».
2. Другой крест 1685 года такой же с следующею надписью: «Лета 7192 положил сей крест в церковь каменную во имя Св. Троицы стольник Семен Васильев Готовцев, что построил тое церковь он же Семен по обещанию своему в Галицском уезде, в Ликургской волости, в вотчине своей в селе Троицком, а Григорьевское тож». В крестах, как видно из клейм, были частицы св. мощей, ныне не сохранившияся: в первом 30 частиц, во втором 12-ть.
3. Евангелие напрестольное, печатанное при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете. Здесь после каждаго евангелия означены: счет стихов прописью и время написания евангелия.
4. Другой экземпляр печатнаго Евангелия, который относится, как предполагают, к тому же времени.
5. Листовое Евангелие, печатанное в Москве в 1681 году по благословению патриарха Иоакима. На лицевой стороне его по краям сделана надпись: «построил сие евангелие в церковь каменную Св. Троицы стольник Семен васильевич Готовцев, что построил тое же церковь он же Семен у себя в вотчине в Галицком уезде в Ликургской волости»….»
По материалам статьи Резепина П.П. «Вишневский И. А. Буйского у. с. Троицкое в Ликурге» на сайте Проза.ру:
Вишневский И. А. Буйского у. с. Троицкое в Ликурге (Резепин Павел Петрович) / Проза.ру
В селе с красивым названием сохранился ансамбль первоклассной архитектуры, главное украшение которого – Троицкая церковь в стиле московского узорочья, один из лучших в провинции примеров этого нарядного стиля. По нашим предложениям Троицкий храм, трапезная и усыпальница в Ликурге вошли в госпрограмму консервации на 2023 год, а в 2022 г. прошли консервационные работы на храме Архангела Михаила.
Троицкий храм давно удостоился ученого внимания, опубликованы многие сведения и хранившиеся в нем артефакты. На клейме внизу иконостаса была надпись, гласящая, что церковь построена «желанием и прошением» стольника Семена Васильевича Готовцева и освящена в 1685 г. «мая в 20 день». Готовцевы, потомки ордынского мурзы, присягнувшего в XV в. Василию Темному, были на виду у московских царей. Заказчик ликургской церкви, начав службу стряпчим, потом стал стольником и использовался для «разных посылок». В Крымском походе 1687 г. значился «завоеводчиком» (помощником воеводы), а в 1689 г. – судьёй Дворцового приказа. В общем, московские люди принесли в свою костромскую вотчину московскую архитектуру.
Троицкая церковь близка к эталонным памятникам придворного узорочья первых Романовых, царей Михаила и Алексея – пятиглавие вырастает из горки кокошников, кирпичный декор содержит многослойные карнизы и фигурные наличники, алтарь обрамляют симметричные одноглавые приделы. Первоначально шатровую колокольню в 1830-х гг. перестроили в классицизм и весьма недурно.
Второй храм, Архангела Михаила, был сооружен как теплый, видимо ближе к середине XVIII в. и сильно переделывался в 1865 г. Между церквями уцелел редчайший памятник – усыпальница Готовцевых с их захоронениями, одного времени с Троицкой церковью. Тогда же была выстроена и отдельная трапезная палата, позже – ограда с башенками и воротами. После закрытия весь ансамбль постепенно пришел в угрожающее состояние и требует скорейшей реставрации.
Редкое своеобразие церковному ансамблю Ликурги придает скромное одноэтажное строение, расположившееся между двух церквей. Это семейная усыпальница Готовцевых, владевших землями погоста в XVII – XVIII вв. Построена она была вслед за Троицкой церковью в 1690 г. Скупой кирпичный декор указывает на принадлежность тому же стилю московского узорочья. Таких мавзолеев в виде отдельной «палатки» от древнерусского периода почти не сохранилось, похожая усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре дошла в более позднем облике 1780-х гг.
Внутри, несмотря на разруху, до сих пор лежат несколько каменных надгробных плит с вырезанными эпитафиями на церковнославянском языке. Погребенный здесь храмоздатель, стольник Семен Готовцев, умерший в 1725 г. в 97-летнем возрасте, единственный был удостоен плиты, вделанной в стену напротив входа. Под одной из напольных плит в 1709 г. упокоился погибший в Полтавской битве его сын Александр, тоже стольник, числившийся сначала при царице Евдокии Лопухиной, а в 1700 г. взятый в службу Петром I.
Сейчас известно о 12 захоронениях, включая более ранние, перенесенные внутрь после постройки специального здания. Эпитафии упоминают «Димитрия Маркелова сына Готовцева, в иноце схимника Давида», умершего в 1624 г., «Аграфену Васильеву жену Димитрия Сергеевича Готовцева», умершую в 1650-м, некоего «Давида Урликова сына Готовцева», дата смерти которого стерлась. Есть загадочная плита «схимницы Евфимии Петровны», матери кого-то из Голенищевых-Кутузовых, представителя костромской ветви рода.
Снаружи, между усыпальницей и Троицким храмом сохранялась могила «Анны Ивановой дочери Готовцевой, жены капитана Герасима Яковлевича Кожевникова» 1729 г. Скорее всего, погребений Готовцевых и их родственников когда-то было намного больше, но не все могилы уцелели и не по всем погребенным есть достоверные сведения.
Троицкая церковь в Ликурге не просто примыкает к обширному кругу памятников московского узорочья, но конкретно ориентирована на пару знаменитых московских храмов, имевших общий архитектурный образец. Московский дворянин Семен Готовцев, бывший уже в летах (родился около 1628 г.) к началу возведения своего вотчинного храма, неплохо знал главные столичные церкви, возводившиеся на его глазах.
Можно предположить, что ему импонировали не новейшие образцы начала 1680-х гг., где уже проявил себя нарышкинский стиль, а постройки времен его молодости, пришедшейся на первую половину царствования Алексея Михайловича. Очевидно по его желанию, мастера в Ликурге воспроизвели немного упрощенную реплику церкви Николы в Пыжах в Замоскворечье, возводившейся в 1657-1672 гг. На старых фотографиях Ликургу нетрудно спутать с ее московским оригиналом, если бы не колокольня с колоннами и шпилем. До 1830-х ее колокольня имела «древний конус», т.е. шатер, как и подобает посадским храмам узорочья.
В остальном вся композиция повторена, включая силуэт, в котором пирамида кокошников и пятиглавие по высоте превосходят четверик под ними. Верхняя часть в Ликурге наиболее приближена к крупным и сочным московским формам, а вот в декоре есть упрощения, особенно в однотипности оконных наличников, тогда как московские примеры славились их разнообразием. Уменьшено количество полуколонок, они остались на углах, но исчезли в качестве междуоконных разделителей на фасадах
Типология и детали (например, карнизы), роднят Ликургу и с московской церковью Георгия в Ендове, построенной раньше пыжовской, в 1653 г. Видимо, этот памятник следует рассматривать как мостик к общему для всех подобных храмов прототипу – церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. В ее архитектуре московское узорочье сразу получило всю нужную ему «библиотеку форм», которую потом многократно воспроизводило.
Вторая церковь в Ликурге была выстроена как зимняя и выглядит скромно. У нее одна глава, венчающая четверик, обстроенный просторной трапезной. В декоре московское узорочье в виде перспективного портала и карнизов «пилой» соседствует с типичными нарышкинскими наличниками «с разорванными фронтонами». Широкая паперть и вовсе решена как классическая аркада. Стилистическая полифония может говорить о затянувшейся строительной истории памятника.
Старые источники говорят, что вторая церковь была возведена С.В. Готовцевым в 1685 г, одновременно с первой. Но исследователи склонны полагать, что тогда она могла быть заложена, а достроена ближе к середине XVIII в., когда Ликурга после замужества Евдокии Михайловны Готовцевой перешла в род Нарышкиных. В 1865 церковь капитально перестраивали, наверняка тогда и появилась пятиарочная паперть. В 1868 г. обновленный храм переосвятили, из Христорождественского он стал Михайло-Архангельским.
Мужем Е.М. Готовцевой стал генерал-поручик и камергер Петр Кириллович Нарышкин (1713-1770), сын троюродного брата царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Вероятно, при нем теплая церковь в Ликурге и была достроена. Семейство Нарышкиных владело землями погоста до 1861 г., барской усадьбы здесь не было. Владельцами Ликурги являлись известные герои русской истории.
Внуком П.К. Нарышкина был декабрист Михаил Михайлович Нарышкин (1798-1867), приговоренный к каторге на Петровском заводе, затем живший в Кургане и воевавший на Кавказе. В ссылку с ним поехала жена Елизавета, дочь генерала и героя 1812 года П.П. Коновницына. Старшая сестра декабриста Маргарита (1780-1852) более известна по фамилии мужа как Тучкова. Это она будет искать погибшего мужа Александра на Бородинском поле, заложит там храм-мавзолей в его память, а потом оставит свет и уже как мать Мария займется строительством Спасо-Бородинского монастыря.
Троицкая церковь в Ликурге при всей связи с московским узорочьем имеет редкую деталь, в московской архитектуре не встречающуюся. Эта деталь известна на единичных памятниках. Даже если предположить, что ее имели какие-то утраченные и неизвестные нам церкви, все равно она являлась скорее исключением, чем правилом. Речь идет об угловых кокошниках, расположенных во втором ряду, под барабанами угловых глав. В Ликурге плоскость этих кокошников не прямая, как было принято в московских храмах со времен Троицы в Никитниках или еще с годуновских, а выгнутая углом так, что на каждый фасад смотрит по четверти круга. У бывшей образцом для Ликурги церкви Николы в Пыжах на этом месте диагонально поставленные плоские кокошники.
Примечательно, что примеров такого решения угловых кокошников наперечет. Скорее всего, мы имеем дело с творческой переработкой провинциальными мастерами пришедшей из столицы формы кокошника. Географически ближе всего к Ликурге Никольская церковь в Солигаличе (1686-1688 гг.), бывшая летним храмом большого прихода. У нее загибались угловые кокошники нижнего ряда. В советское время вся верхняя часть оказалась разобрана, сохранился только четверик до карниза. Вряд ли Троицкая церковь в Ликурге могла повлиять на солигаличских мастеров, но полностью исключать этого не стоит, между храмами всего 60 км.
Вторым примером является Богоявленская церковь в Ярославле (1684-1693 гг.). Ее новаторская для ярославской школы горка кокошников имеет по углам не по одному, а по два выгнутых кокошника – большой во втором ряду и маленький под ним. Памятник представляет собой симбиоз местных и московских форм. Ну и третьим известным случаем стала церковь Спаса Всемилостивого в Белозерске, датируемая уже 1723 г. и, возможно, возведенная с оглядкой на ярославский опыт. Думается, что тема необычных угловых кокошников требует дальнейшего изучения.
Статья Андрея Чекмарева «Храмовый комплекс погоста Ликурга в Костромской области» на сайте «Проект Консервация»
В древности у рек Шачи и Ноли располагалась Ликургская волость, принадлежавшая сыновьям Дмитрия Донского галичским князьям Юрию и Константину Дмитриевичам. После междоусобной войны Москвы с Галичем волость перешла к великому московскому князю Василию Тёмному, который отдал ее московскому митрополиту. В конце XVII века село вместе с деревнями Ляхово и Гуслино погост Ликурга – центр волости – принадлежал дворянам Готовцевым.
Семён Васильевич Готовцев построил в Ликурге каменную Троицкую церковь, о чём повествует сохранившаяся храмозданная надпись: «Благословением и багодатию Творца всех Бога создася сей св. храм во имя славы Святые, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Св. Духа при держав благочестивейших Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея России Самодержцев и при святейшем Патриархе Иоакиме желанием и прошением у Зиждителя Творца всех Бога стольника Семена Васильевича Готовцева в молитву и моление и воспоминание своих родителей в лето от создания мiра 7193, а от Рождества Бога Слова 1685 и освящена мая в 20 день».
Начав службу московским стряпчим, С. В. Готовцев в 1703 году показан стольником, а в 1706 и 1710 годам упоминался как отставной стольник для посылок. В Крымском походе 1687 года он значился «завоеводчиком» (помощником воеводы), в 1689–1689 годах – судьёй Дворцового приказа, Его сын Александр до 1698 года служил стольником царицы Евдокии Фёдоровны, в 1700 году пожалован в стольники Петра I.
Основной объём Троицкого храма – двусветный бесстолпный четверик, завершённый несколькими ярусами кокошников и пятиглавием. С востока к храму примыкает алтарь, с запада – небольшая трапезная и колокольня. Первоначально шатровая, в 1830-х годах колокольня перестроена в стиле классицизма. К алтарной апсиде с севера и юга примыкают малые одноглавые приделы с папертями, освящённые во имя Рождества Христова (до 1868 года – Михаила Архангела) и Казанской иконы Божией Матери.
Вблизи алтаря Троицкой церкви расположено отдельное каменное здание, которое является родовой усыпальницей Готовцевых. Там находится 12 саркофагов, в том числе гробница храмоздателя Семёна Васильевича и его сына Александра, «павшего в бою под Полтавой».
В середине XVIII века деревни Готовцевых перешли к Нарышкиным, возможно, как приданое после женитьбы камергера Петра Кирилловича Нарышкина (1713–1770), сына Кирилла Алексеевича, первого коменданта Санкт-Петербурга (1710–1716), на Евдокии Михайловне Готовцевой (1723). Нарышкины владели Ликургой до 1817 года.
По-видимому, при П. К. Нарышкине в середине XVIII века (по другой датировке – в 1685 году, т. е. также при Готовцеве) в усадьбе была построена вторая кирпичная церковь, сохранившаяся до наших дней. Храм представляет собой одноглавый одноапсидный четверик, увенчанный одноглавием, к которому примыкают Никольский и Ильинский приделы и трапезная. Первоначально Христорождественская, церковь в 1865 году была переосвящена во имя Михаила Архангела. Обе церкви и кладбище при них были обнесены каменной оградой с башенками по углам, частично сохранившейся до наших дней.
Обе церкви были закрыты и разорены в советский период. В 1975 году была начата реставрация обоих храмов (памятников федерального значения), прекращенная из-за недостатка средств. В конце 1990 годов произведён ремонт одного из приделов Троицкой церкви, где теперь происходят богослужения. Здание требует безотлагательного ремонта. Михаилоархангельская церковь бездействует.
По материалам сайта «Свод петровских памятников России и Европы»
Ликурга, вотчина Готовцевых с Церковью Троицы Живоначальной (Костромская обл.)
Священники: Никита Дмитриевич, (ок.1790); Василий Александрович, (1811); Самарянов Алексей Никитич, 1812-(1838); Кастальев Александр Федорович, 1906-1910; Ильинский Александр Васильевич, до 1936. Среди других: Иван Петрович, дьячок, (1811); Иорданский Павел Михайлович, дьячок, (1869); Знаменский Василий Сергеевич, дьякон, до 1872; Богословский Петр Петрович, дьякон, (1899); Орлов Александр, псаломщик, 1916-(1917).
Указаны годы их служения; в скобках - год упоминания.