Была приписана к церкви Богоявления Господня в с. Ловозеро
Была приписана к церкви Богоявления Господня в с. Ловозеро
В Ловозерском районе Мурманской области найден уникальный исторический и архитектурный памятник - часовня во имя Рождества Христова. Она затерялась в одном из густых березовых лесов в верховьях реки Харловки, поиски велись в течение долгих лет. Обнаружил старинную часовню Иван Вдовин, директор краеведческого музея ОАО "Севредмет" из Ревды.
Новизна любого факта теряет свой вкус с течением времени, но никогда не умирает история. В ней порой причудливо переплетаются эпохи и человеческое упорство в стремлении заглянуть в прошлые столетия. И судьба часовни представляет особый интерес. Год с небольшим прошел с того июньского дня, когда Вдовин обнаружил в лесной глуши культовый памятник. С тех пор тот никому не нужен. В лесной глуши его навещает только один человек - сам открыватель.
- История часовни окутана тайной, - рассказывает Иван Васильевич. - В течение многих экспедиций я и сотрудники музея пытались ее найти, расспрашивали местных пастухов. Они слышали о часовне, но где она находится, кто ее строил, не могли сказать. Некоторые говорили, что искать следует у Сухого Контозера, однако предупрежали: место, где стоит часовня, худое и лучше туда не ходить. На момент поиска не было даже никаких документов, подтверждающих существование часовни. Иногда казалось, что мы гоняемся за призраком.
Первый раз Контозерскую часовню пытались найти тринадцать лет назад. Экспедицию по реке Харловка организовал Александр Комаров, руководивший тогда краеведческим музеем. В числе участников был и Иван Вдовин. Поиски, увы, ни к чему не привели и были отложены до лучших времен. У работников музея хватало и других забот, поэтому интерес к часовне-призраку постепенно отошел на второй план.
И вот пару лет назад Контозерская легенда неожиданно напомнила о себе. В музей попали две ее фотографии, сделанные геологами в середине 1970-х годов. Значит, все-таки была часовня!
- В прошлом феврале мы отправились на снегоходах на поиски, - продолжает Вдовин. - Погода стояла ясная, казалось, что на этот раз непременно повезет. Но надежды на скорый успех были преждевременными. Всю экспедицию мы потратили на определение конкретного района поисков. Попытались было запустить человека на параплане, чтобы сверху разглядеть часовню. И опять неудача: снегоход не мог набрать достаточную скорость, чтобы параплан летел на большой высоте. Через месяц решили вновь отправиться на поиски. За пятнадцать километров до места у снегохода вдруг забарахлил мотор, пришлось вернуться в Ловозеро. Будто какая-то неведомая сила не пускала к часовне. Но Иван Вдовин оказался упрямее "потусторонних сил". Он дождался конца мая: снег уже растаял, листвы на деревьях пока нет, значит, видимость в лесу отличная. И в одиночку отправился в путь.
- На третий день добрался до озера Кукесьявр, - рассказывает Иван Васильевич. - Здесь лет сорок назад геологи построили баню. Она стала для меня не только временным приютом, но и ориентиром. Все те, с кем приходилось говорить о часовне, объясняли ее расположение примерно одинаково: пройдешь от бани на северо-запад. А вот дальше путались: одни утверждали, что пройти надо метров пятьсот, другие - километр, третьи - два километра. Были еще две приметы: рядом с часовней находятся небольшое озеро и старая вездеходная дорога. Я начал прочесывать окрестные березняки. Лес долго не хотел открывать Ивану Васильевичу свои тайны. Тот грешным делом подумал, что опять все напрасно. Но как только мелькнула эта мысль, Вдовину что-то показалось среди деревьев. Бегом пробравшись сквозь березняк, он увидел заросшую мхом крышу и маковку часовни, на которой был установлен православный крест. И кому вздумалось в такой глуши, вдалеке от погостов ее строить? Внутри часовня оказалась пустой: ни икон, ни церковной утвари.
По мнению Вдовина, "постарались" геологи, работавшие в этих краях в конце 1950-х годов. С собой они прихватили и подшивку газет 1905 года, которую нашли здесь же. Об этом директору музея сообщили бывшие работники той самой геологической партии.
Иван Васильевич обследовал находку. Обнаружил на одной стене надпись, сделанную карандашом: "1933 года 31 июня здесь косил Филиппов Даниил Харитонович. Больше не думаю косить здесь". Брусья и доски, из которых собрана часовня, по виду явно заводского производства. Деревянная обшивка стен приколочена коваными гвоздями. На многих бревнах вырезано одно и то же клеймо, похожее на цифру восемь. Позже выяснилось, что это родовое клеймо саамов Шаршиных, потомки которых проживают в селе Ловозеро.
Уже после экспедиции Вдовин случайно обнаружил в музейном архиве еще одно свидетельство существования часовни. В "Третьем выпуске Архангельского Епархиального Церковно-Археологического комитета от 1896 года" было написано: "В пяти верстах от Лявозерского погоста находится ветхая часовня Во имя Рождества Христова, неизвестно кем и когда построенная".
- Сегодня это единственое старинное культовое православное здание на территории Ловозерского района. Все остальные давно сгорели. Последней в 1989 году была уничтожена церковь Петра и Павла в Поное, - говорит Иван Вдовин. - Ветхому храму надо срочно крышу отремонтировать, иначе она в ближайшее время проломится под тяжестью снега.
Кто будет заниматься реставрацией часовни, неизвестно. В надежде спасти находку, Вдовин передал фотографии часовни и информацию о ней в Ловозерскую администрацию и Мурманскую епархию. Ответов пока нет. О привлечении ученых-экспертов Иван Васильевич даже не мечтает.
- К сожалению, это никому не интересно, - заметил он. - Люди к часовне не ходят, потому что очень далеко. Только я туда и наведываюсь. Перевезти ее поближе к жилью? Не знаю, правильно ли это. Вот кровлю новую надо обязательно сделать...
Ольга Феофанова "Мурманский вестник"
В ведомости о церквях и церковнослужителях Кольского благочиния за 1828 год, составленных протопопом Воскресенского собора Колы Иоанном Дьяконовым имеется следующая запись: «От Понойского прихода по зимнему тракту в 500 верстах при Семиостровском погосте часовня во имя Рождества Иисус Христова, маленькая. А от города Колы в 200 верстах. По фундаменту, стенами и крышей еще прочна. Жители при часовне из собираемых кошельковых доходов по части иногда доставляют в местную церковь. Построена при заведенных частными людьми рыбных промыслах».
Это – самое раннее упоминание о Контозерской часовне. В ту пору она была приписана к Понойскому приходу, в 50-е годы XIX столетия перешла в ведение Кольского соборного прихода, а позже относилась к Ловозерскому лопарскому приходу. Внимательные читатели наверняка обратили внимание и на то, что вместо Лявозерского саамского погоста в ведомости упоминается Семиостровский. Дело в том, что в прежние времена Лявозерский погост частенько именовался одним из Семиостровских (всего их было 4). Так в рапорте от 19 февраля 1834 года Дьяконов сообщал епископу Архангельскому и Холмогорскому Георгию (Ящуржинскому): «Семиостровской же [погост] называемой Лявозерской, при коем часовня во имя Рождества Христова».
В ведомостях того времени не раз подчеркивается бедность часовни, непритязательность ее убранства. В 1831 году Понойский священник Дамиан Андрианов сообщает, что от часовни «прибыли в церковный кошелек никакой не получается, содержание же имеет скудное от подаяния в кошелек». «Утварью скудна», - пишет в 1850 году кольский протоиерей Матфий Поликин. «Утварью скудна, - вторит ему в 1853-м кольский священник Алексей Алексеевский. - Кошелькового сбора от сей часовни поступило 1 руб., а свечного не поступило».
https://www.murmansk.kp.ru/daily/26180.3/3067934/
Далеко в Ловозерской тундре, возле озера Контозеро обнаружена часовня 17 века. Неравнодушные к истории родного края жители Ловозера и Ревды решили сохранить памятник деревянного зодчества. Чтобы спасти постройку от разрушений, они возвели над ней 12-метровый купол.
«В 5 верстах от Лявозерского погоста находится ветхая часовня во имя Рождества Христова, неизвестно когда и кем построенная». Одно лишь упоминание в церковных документах позапрошлого века сподвигло краеведов годами искать забытую часовню. Нашёл её Иван Вдовин в 2002 году. Сейчас его цель - сохранить её...
Иван Вдовин, краевед, организатор экспедиции: «За счет своей геометрии, за счет материала, он всё это выдерживает, и я просто знаю, что тут ничего не сломается, ничего не разрушится. Замечательная конструкция! Вокруг море снега, а здесь сухо».
Выглядит старинная часовня плачевно. Крыша рухнула несколько лет назад. Купол спас часовню от дальнейших разрушений. Архитектурным памятником покосившуюся постройку не назвать. Иван думал заняться реконструкцией еще в 2002 году, но тогда до дела не дошло: не была известна история часовни.
Иван Вдовин, краевед, организатор экспедиции: «Всегда тот или иной объект, он интересен своей историей. И спустя много лет, только в 2016 году я выяснил, что у часовни, оказывается, древнейшая история. И это послужило мощным импульсом, чтобы начать активную кампанию по спасению этой часовни».
Существует несколько гипотез происхождения контозерской часовни Рождества Христова. По одной из них, она была построена по указу царя Фёдора Алексеевича. В то время датчане брали дань с лопарей, и нужно было решать, чьи это земли. А наличие православной часовни могло быть весомым аргументов в спорах за территорию.
Никодим (Коливатов), настоятель кафедрального собора Воскресения Христова поселка Умба: «Это одно из древнейших церковных строений на Кольском полуострове, уступающий по времени наверное, только Успенской церкви в Варзуге. Нам не так много о ней известно. По всей видимости, она была построена в конце 17 века, и в какой-то период она была затеряна».
Снова нашли часовню в конце 19 века. Тогда её даже пытались ремонтировать. Об этом есть записи в церковных архивах.
Никодим (Коливатов), настоятель кафедрального собора Воскресения Христова поселка Умба: «Следы реставрации как раз можно здесь увидеть. Нам точно известно, что в 1894 году была пристроена сень к часовне, был поменян купол. И до начала революции 1917 года часовня ежегодно окормлялась священниками».
По еще одной гипотезе, строителем часовни был священник из Колы Алексий Симонов. Его миссией было просвещение коренного населения Кольского Севера. В некоторых лопарских становищах он строил часовни.
Никодим (Коливатов), настоятель кафедрального собора Воскресения Христова поселка Умба: «По указу Москвы заново фактически шло просвещение лопарей, чтобы установить полноценное окормление лопарей, чтобы они не просто крещёные были, а еще и жили христианской жизнью, причащались, исповедовались, соответственно, должны быть места».
И даже спустя столетия, в советские годы ловозерские оленеводы знали, что где-то в тундре есть забытая часовня. В разные годы прошлого века на нее наталкивались то сенокосы, то охотники, то геологи.
Владимир Школьников, корреспондент ТВ-21: «О том, что часовню в советские годы неоднократно находили люди, свидетельствуют многочисленные граффити, оставленные на стенах часовни: «Здесь были студенты ЛИТО», а вот эта надпись датирована 1938 годом».
Восстановить часовню согласился архитектор-реставратор из Ярославля Олег Береснев. Он занимался восстановлением и реконструкцией разрушенных церквей во многих городах России. Сегодня его задача - провести замеры, оценить масштаб работ. Вердикт неутешительный. Часовня в плачевном состоянии, дерево отсырело и разрушается.
Олег Береснёв, реставратор: «При реставрации те части, которые мы сейчас видим, поврежденные, их придется удалить, чтобы не распространялось на более-менее сохранившиеся. Процент сохранившейся древесины, вероятно, будет небольшой». По оценке реставратора, работа займёт не один год. Часовню придется разбирать практически до основания. Нижние брёвна сруба сгнили, часовню нужно приподнимать и делать фундамент, чтобы постройка не разрушилась. Вопрос еще и в финансировании. Сколько потребуется денег на реставрацию - пока неизвестно.
Иван Вдовин, краевед: «А дальше мы найдем способ… И средства найдём, я надеюсь… Я уверен! И люди будут. Они уже просятся. А это тоже очень важно!»
Важно, что когда работа закончится, контозерская часовня станет местом не только религиозного паломничества, но и привлечет туристов, которые всё чаще посещают Кольский край.
https://psk-mp.ru/120787.html
В 5 верстах от Лявозерского погоста находилась деревянная ветхая часовня во имя Рождества Христова, «неизвестно когда и кем построенная» и «на какую сумму». В 1896 году были пристроены деревянные сени под одну крышу с часовней. Из утвари в ней «кроме нескольких икон, ни ризницы и ни богослужебных книг не имеется». От Ловозерской приходской церкви находилась в 60 верстах. По клировой ведомости за 1918 год известно, что надзор за лявозерской часовней доверен часовенному старосте сааму Лявозерского погоста Фоме Николаевичу Мелентиеву. Богослужения в ней совершались: 26 декабря и 27 декабря.
ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 37-43а
Часовня плохо сохранилась. Значительная часть первоначальных венцов утрачена ещё в XIX веке. Они заменены тёсаными брусьями. Примерно, к тому же столетию относится притвор и купол с крестом. Крыша притвора полностью утеряна еще 20-25 лет назад, её доски полностью истлели под влиянием влаги и превратились в труху. Крыша центрального объёма обвалилась под тяжестью снега к 2004 году (доски и элементы перекрытия почти полностью сохранились, но не пригодны для повторного применения).
По предварительной оценке можно сказать, что часовня построена в границах конца XVII – конца XVIII века. Об этом свидетельствует характер сруба нижних венцов, форма стыков чашек и прокладка мхом, характерные для данного периода. Скорее всего, изначально часовня была квадратной в плане размером 400Х400 см и высотой до потолка 200-220 см. Справа от алтарной части вырублено световое окно. Крыша была двускатной. Приблизительная высота часовни под основание креста составляла в период строительства 250-270 см. Полуразвалившийся купол XIX века и балка его опоры свидетельствуют, что первоначально купола не было и крест крепился непосредственно к коньку. Можно предположить с достаточно высокой степенью уверенности, что общая высота часовни с крестом достигала 300-320 см. Уверенно можно утверждать, что сруб был изготовлен в каком-то другом месте, а потом перенесён и собран на нынешнем.
В XIX и ХХ веках часовня перестраивалась и подновлялась. Как предполагает Иван Вдовин, возможно, часовня переносилась (однако, это маловероятно). Скорее всего, в середине-второй половине XIX века к часовне был пристоен притвор из тонкого бруса (первоначальный размер 115Х75 см, высота – 200 см) и устроена маковка, сохранившаяся в абсолютно сгнившем состоянии до наших дней. Позже заменялись верхние венцы основного объёма, но очень спешно. Причём, использовался тонкий пиленый брус низкого качества. Судя по клеймам на стенах, как это установил Иван Вдовин, ремонтными работами в часовне занимались представители лопарского рода Шаршиных. Примерно в конце XIX - начале ХХ века часовня была обшита тонкой широкой доской. Судя по сохранившейся самодельной утвари, часовней продолжали пользоваться и в советское время. Однако, к 1950 -1960-м годам святыня была окончательно заброшена.
Судя по воспоминаниям очевидцев, ещё до конца 80-х годов прошлого века в часовне сохранялись иконы и некоторые предметы утвари. По следам можно судить, что на восточной стене располагался достаточно массивный иконостас. Некоторые из икон были писанными, но были и бумажные, остатки одной из них в виде доски, на которую был наклеен образ Богородицы, нашла экспедиция. Из утвари до нас дошли: упомянутая доска от иконки, самодельный аналой первой половины ХХ века (части второго аналоя были разбросаны вокруг часовни), два самодельных листовых подсвечника и фрагмент светильника, прикреплявшегося к потолку основного объёма.
Найденные и обследованные материалы поставили перед членами экспедиции ряд важных вопросов. Самое главное, когда именно возникла часовня на этом месте?
Иван Вдовин предположил, что часовня связана с миссией кольского священника Алексея Симонова и построена, соответственно, в январе 1681 года (согласно отчёта данного клирика – РГАДА, Ф. 137, Оп. 2, Д. 114). На это указывают два момента: во-первых, наименование во имя Рождества Христова, во-вторых, клейма «воронежских» лопарей. Однако, описи XIX века чётко говорят, что часовня в Воронежском погосте сгорела и до начала XX века так и не была восстановлена. Кроме того, место, где находится нынешняя часовня отдалено от вышеуказанного погоста почти на 50 километров.
В качестве рабочей гипотезы, можно предположить, что данная часовня достаточно древняя (вероятно, то же связана с миссией священника Алексея Симонова). Скорее всего, она построена семиостровскими саамами, к которым относись территории от Харловки и Лявозеро на западе и до Дроздовки на востоке. Лявозеро было и местом зимних стоянок семиостровской лопи, и местом контактов с «воронежскими» и ловозерскими сородичами, и местом, где кольские священники могли окормлять эту часть коренного населения. Часовня была не только духовной скрепой крещёных саамов, но и служила своеобразным ориентиром племенных границ. То, что часовня находилась здесь изначально свидетельствует и лопарская топонимика; здание находится у озера Чесыньявр («чесынь» — часовня, «явр» — озеро).
К 30-м годам XIX века часть семиостровцев окончательно оседает на берегах озера Лявозеро, образуя отдельный погост. Вероятно, к этому времени относится первые ремонтные работы в часовне. Именно тогда потребовался притвор. Судя по найденным гладким камням, очень похожим на закладные, можно предположить, что в часовне некоторое время был престол. Но вскоре в Лявозерском погосте появилась своя часовня и нужда ходить за пять вёрст отпала. Новую жизнь святыня обрела, когда сгорели часовни в селе Воронье (бывший лопарский погост, а с 1861 г. – сельское общество) и Лявозерском погосте. Так как часовня Рождества Христова была ближайшей к этим беднейшим поселениям, именно она играла роль духовного центра. Видимо, именно по этой причине жители села Воронье участвовали в восстановительных работах и оставили свои родовые клейма на стенах часовни. Конечно, это всего лишь версия, которая отчасти может объяснить происхождение данной святыни и почему она возникла именно здесь.
Известно, что Лявозерский погост к концу XIX века приходит в упадок. Местные саами разбредаются по возникающим новым поселениям. Ещё в 1860-е годы, видимо, часть лявозерских лопарей ушла в Воронье, позже многие поселились в Териберке и Рынде. Осевшие на летнем погосте в Барышихе слились с ловозерцами. К 1926 г. в погосте оставалось по переписи 8 человек. В первой половине 30-х годов ХХ века погост окончательно исчез.
Конечно, часовню посещали лопари и позже, особенно из Вороньего (о чём есть косвенные свидетельства последних жителей этого села), но процесс ветшания уже начался. Определённую негативную роль сыграли охотники и геологи, останавливавшиеся в этих местах. Так или иначе часовня превратилась в развалины.
На данный момент можно выделить ряд аспектов истории изучаемой святыни. Во-первых, часовня возникла на Чесыньявре не ранее конца XVII и не позже конца XVIII века. Во-вторых, в 30-50-е годы XIX века она серьёзно перестраивалась и ремонтировалась. В это время она играла роль религиозной доминанты в данном районе. С конца XIX века она постепенно теряет своё значение, а с 30-х годов ХХ века почти полностью забрасывается людьми. Эти предварительные соображения могут служить отправной точкой для серьёзного научного исследования Православия в центральной и северной Лапландии. Возвращение святыни и её истории является важнейшим моментом в возрождении Православия на Кольском Севере.
https://severeparh.ru/2016/07/31/sostoyalas-ekspediciya-k-drevnej-chasovne-v-rajone-chesynyavra/