ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Доляни. Сопочанский Троицкий монастырь.

Српски православни манастир Свете Тројице, "Дом Свјатија Тројици", Свештена царска лавра манастир Сопоћани


Доляни. Сопочанский Троицкий монастырь
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: приблизительно 1260.
Епархия: Сербская православная церковь. Рашско-Призренская епархия
Адрес:
Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Нови-Пазар, с. Доляни
Село Дољани, општина Нови Пазар, Рашки управни округ, Шумадија и западна Србија, Србија

Координаты: 43.117761, 20.373789



Сопочанский Троицкий монастырь, , Доляни, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь, , Доляни, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь, , Доляни, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь, Вход в монастырь, Доляни, Рашский округ, Сербия
Вход в монастырь
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь, Современный монастырский корпус, Доляни, Рашский округ, Сербия
Современный монастырский корпус
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь, Руины келейного корпуса, Доляни, Рашский округ, Сербия
Руины келейного корпуса
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь, Руины трапезной, Доляни, Рашский округ, Сербия
Руины трапезной
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь, Два века монастырь находился в запустении., Доляни, Рашский округ, Сербия
Два века монастырь находился в запустении.
Dmitry N.



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

«…Наиболее крупным фресковым циклом XIII века является роспись церкви св. Троицы в Сопочанах, воздвигнутой сербским королем Стефаном Урошем около 1260 года и украшенной между 1263 и 1268 годами. Если фрески Морачи лишь в слабой степени отражают процесс нарождения нового стиля, поскольку они во многом примыкают к традициям византийского искусства XII века, роспись Сопочан, наоборот, служит яркой иллюстрацией того, как новый стиль внедряется в сербскую монументальную живопись. Это произошло, скорее всего, в результате самостоятельного развития сербской живописи, хотя не исключена возможность проникновения в Сербию византийских влияний. Но откуда они шли — из Никеи, Константинополя или Салоник, — этого мы не знаем. Так или иначе, всегда следует помнить о том, что Сопочаны представляют самый ранний известный нам памятник нового стиля.

Роспись храма в Сопочанах лишена монолитного единства. Отдельные ее части относятся к различным эпохам. Сам храм и внутренний нарфик с двумя приделами (Стефана архидиакона и Симеона Немани) были расписаны около 1265 года, наружный нарфик — около 1340 года, а боковые приделы Николая и Георгия украшены еще позже: в 50–60-х годах XIV века. Наиболее значительной и интересной является древнейшая часть росписи, от которой сохранились многочисленные фрагменты. В конхе апсиды была изображена ныне утраченная фигура Богоматери с двумя ангелами. В средней части апсиды находится Евхаристия, а нижний регистр содержит композицию Поклонение жертве: на красном престоле стоит дискос с лежащим на нем обнаженным младенцем Христом, по сторонам представлены два ангела в диаконских облачениях и процессии святителей (эта композиция, зрелая форма которой появилась во второй половине XII века, повторяется также в апсиде придела Симеона Немани). В куполе находились ныне погибшие изображения пророков, в парусах фигуры евангелистов и над арками медальоны с праотцами.

В кафоликоне развертывается, начиная с Благовещения, обширный евангельский цикл, причем на западной стене представлена многофигурная композиция Успения. Нижние части южной и западной стены направо от входа занимает характерный для сербских храмов групповой портрет основателя церкви, членов его семьи и предков: Богородица подводит к Иисусу Христу идущих в ряд Симеона Неманю, Стефана Первовенчанного, короля Уроша I с моделью церкви в руках и его сыновей Драгутина и Милутина (этот портрет пострадал от утрат и записей). На сводах южной и северной оконечностей трансепта написаны Гостеприимство Авраама и Сорок мучеников севастийских. Над аркой, соединяющей алтарь и жертвенник, мы видим Спаса Нерукотворного, на концах трансепта двенадцать апостолов, а в нижних регистрах кафоликона многочисленные фигуры праотцев, воинов и святителей.

В жертвеннике представлена полуфигура Богоматери типа Знамение, младенец Христос на дискосе с двумя ангелами по сторонам и сцены из жития Богоматери, а в диаконнике Деисус, Спас Нерукотворный и сцены из жития св. Николы. На фресках внутреннего нарфика, одновременных с росписью храма, фигурируют следующие изображения: семь Вселенских соборов, Собор Стефана Немани, Древо Иессеево, Три еврейских отрока, сцены из жизни Иосифа, Страшный суд. Здесь же написаны Христос на троне, Константин и Елена, святые монахи и две монументальные композиции: Кончина матери Уроша королевы Анны Дандоло и ктиторская группа, где перед восседающей на троне Богоматерью стоят Стефан Урош, его жена Елена и их сыновья Драгутин и Милутин. Стены и своды придела Стефана архидиакона украшены сценами из жития св. Стефана, фигурами святых и образом Спаса Нерукотворного, а на сводах придела Симеона Немани помещались четыре исторические композиции, от которых уцелели Смерть Симеона и Перенесение останков Симеона Немани из Хиландарского монастыря в Студеницу.

Уже простое перечисление изображений в сопочанской церкви ясно показывает, какому усложнению подвергается в XIII веке церковная роспись. Большинство сюжетов заимствовано из византийской живописи XII века, но дублирующие друг друга групповые портреты ктиторов или исторические сцены кончины и перенесения останков членов королевской семьи представляют оригинальное нововведение сербских художников. Как и росписи Милешевы и Градаца, фрески Сопочан имеют желтый фон, который в свое время был покрыт тонким слоем золота.

По своему стилю сопочанские фрески являются одним из наиболее передовых памятников монументальной живописи XIII века. Отдельные сцены отличаются подчеркнуто пространственным характером, чему немало способствуют архитектурные кулисы, умело использованные как пространственный фактор: евангелисты изображены на фоне сложных сооружений, украшенных велумами; в сцене Христос с книжниками на втором плане развертываются изогнутые, как в мозаиках Кахрие джами, здания; строения и скалы в Распятии расположены так, чтобы акцентировать чередование планов. Движения фигур стали много свободнее. Широкие, как бы надутые ветром одеяния оживляют некогда замкнутый контур, придавая ему особую живописность. В Распятии движение приобретает трагическую напряженность: Богоматерь падает в обморок, тело Христа сильнейшим образом изогнуто, голова его бессильно упала на плечо, воин с копьем представлен в резкой, порывистой позе. Одновременно радикально меняется и трактовка.

Вместо типичной для XII века линейной проработки форм вводится свободная живописная техника, базирующаяся на широких мягких мазках. Такими мазками накладываются последовательные слои красок, голубоватые и зеленые рефлексы и энергичные белые блики. Нетрудно заметить, что все отмеченные здесь особенности во многом предвосхищают стиль XIV века. Но в сопочанских фресках рядом с этими передовыми элементами продолжают существовать и романские пережитки, дающие о себе знать в некоторой тяжеловесности фигур, в грубоватом рисунке неуклюжих конечностей и жестких параллельных либо ломающихся складок.

Фрески Сопочан с их крупными формами и большими плоскостями, с их ясными, легко обозримыми композициями, с их удивительной слитностью со стеной могут быть смело причислены к шедеврам средневековой монументальной живописи. Это искусство привлекает своей полнокровностью, своим подлинно эпическим характером, своей величавой монументальностью. Оно могло сложиться только на почве молодой культуры, получившей крепкую народную прививку. В Сопочанах мы соприкасаемся с одним из самых здоровых и жизненных вариантов искусства XIII века. Нигде больше не встретится столь же реалистическая трактовка лиц, в которых отображен славянский тип, нигде краски не достигают такой светосилы и прозрачности. В Сопочанах невольно вспоминаются фрески Пьеро делла Франческа. И эта ассоциация далеко не случайна, ибо и здесь палитра строится на предельно высветленных цветах: небесно-голубом, светло-зеленом, бледно-лиловом, синевато-стальном, фиолетовом, белом, золотисто-желтом…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VIII.8. Сербия: Морача, Сопочаны, Градац] - Лазарев В. Н., История византийской живописи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

Монастырь Сопочаны расположен близ города Нови-Пазар (юг Сербии). Основан сербским королем Урошем в живописной долине реки Рашки, рядом с древнем Расом — центром Сербского государства. Единственная сохранившаяся часть древнего комплекса монастыря это церковь св. Троицы (1264—1265), постройка рашской школы, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью (открытый притвор и башня над входом — конец XIII века; боковые пристройки в виде пониженных нефов — начало XIV века). В Средние века монастырь был духовным центром, его братия насчитывала свыше 100 монахов.

Около 1265 года церковь расписана фресками (в центральной части храма имитируют мозаику). В апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, Причастие апостолов, Поклонение Жертве (в процессии изображены архиепископы Сербские Савва I, Арсений I, Савва II), на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора; в южном притворе — Житие святого Симеона Немани, в северном — Стефана Первомученика. В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков.

Фрески Сопочан — одного из центральных созданий византийского искусства — отличают внутренняя сосредоточенность образов, крупные масштабы, лапидарные формы, светлый колорит, в образах нет ничего эффектного, чрезмерно конкретного и чувственного, но впечатление покоя и величия. Фрескам Сопочан близки фрески других сербских монастырей этого периода (фрески в церкви Святых Апостолов в Печской патриархии, 1260 год; в церкви Успения монастыря Морача, 1251—1252).

В 1389 году после Косовской битвы монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году с сожжением обрушением кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929, 1948—1956 годах. В 1990-х гг. из монастыря Высокие Дечаны в Сопочаны были перенесены мощи святых врачей-бессеребренников Косьмы и Дамиана.

В 1979 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По материалам сайта «Моя Сербия»: https://www.srbija.ru/

Монастырь Сопочаны



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.