Свое название село получило по речке Скворке и в XVIII – нач. XX вв. входило в состав Новосильского уезда Тульской губернии.
В 1769 г. в селе на средства помещицы Любови Орловой была возведена кирпичная церковь Воскресения Христова с приделом Покрова Богородицы и отдельно стоящей колокольней.
Село Вышнее Скворчее является родиной одного из наиболее видных иерархов Русской Православной Церкви второй половины XIX в. митрополита Иоанникия (Иван Максимович Руднев, 1826–1900 гг.). 14 декабря 1889 г. митрополит поручил известному архитектору Николаю Владимировичу Султанову разработать проект новой церкви для его родного села, поскольку старый храм был малопоместителен и весьма обветшал. Обращение Иоанникия именно к этому зодчему не случайно: в бытность свою Московским митрополитом (1882–1891) он был с ним знаком.
В 1891 г. состоялась закладка храма, а 29 декабря 1891 г. газета «Сын Отечества» в заметке, посвященной этому событию, писала: «Бывший Московский, а ныне Киевский митрополит, высокопреосвященный Иоанникий пожертвовал весьма крупную денежную сумму на постройку на его родине, в селе Высокое Скворчее, находящееся в Новосильском уезде Тульской губернии, громадного, красивой архитектуры, в «византийском» стиле, каменного храма. Храм будет двухэтажный, с шестью престолами и сооружен будет по проекту архитектора Султанова. Из сельских храмов этот будет едва ли не первый по своей величине храм на Руси». Этому отзыву вторит публикация за 1894 г.: «Вновь сооружаемый храм, закладка которого была совершена пять лет назад (в 1891 г. – В.Н. ), по своей величине и красивой архитектуре, а также роскошной внутренней отделке принадлежит к числу выдающихся церквей всей Тульской епархии».
Покровская церковь была спроектирована архитектором в «византийском» стиле. Храм имел в плане крестообразную форму и его венчали пять глав, располагавшихся не традиционно – по углам здания, а крестообразно, по сторонам света, впрочем, иное решение при подобном плане здания было бы невозможно. Шлемы куполов покрывали золотые звезды, сиявшие на голубом небесном фоне. По словам современников, церковь планировкой напоминала собор Донского монастыря в Москве, что возможно было вызвано пожеланиями заказчика. Еще одна особенность выделяла Покровскую церковь из храмовых сооружений региона – колокольни при ней не имелось, и колокола висели внутри главы, венчавшей западный фасад. Впервые подобный творческий прием использовал архитектор Константин Тон при строительстве храма Христа Спасителя в Москве (1839–1883).
Хотя внутреннее убранство церкви было выполнено по эскизам другого художника, оно составляло гармоничное целое с его архитектурными формами, образуя единый и целостный ансамбль. Храмовый иконостас был изготовлен из полированного дуба в «русско византийском» стиле, а его иконы «фряжского письма» выделялись на золоченом фоне. Церковь имела шесть престолов – три в верхнем и три в нижнем этажах. В верхнем этаже помещались следующие престолы: главный – Воскресения Христова, правый – Св. равноапостольной княгини Ольги в память матери митрополита, левый – Иверской Божией Матери. В нижнем этаже: центральный – Покрова Богородицы, правый – Св. преподобного Макария в честь ангела отца митрополита Иоанникия, левый – в честь небесного покровителя заказчика – Св. Иоанникия Великого. Облачения священнослужителей были выполнены из дорогой парчи, а вся утварь – из серебра. 12 июня 1894 г. храм был торжественно освящен в присутствии митрополита Иоанникия и других церковных иерархов, при пении хора архиерейских певчих и многолюдном стечении верующих. К числу наиболее чтимых образов церкви относились две иконы Богоматери: Иверская и «Взыскание погибших». Они были выписаны с Афона в 1872 и 1880 гг. и помещались в серебряных ризах.
В 30-е годы XX в. Покровская церковь была закрыта, а в 1945 г. – взорвана. До наших дней от храмового ансамбля сохранилась одна из причтовых построек, но она находится в заброшенном состоянии.
Источник: В. Неделин "Архитектурные древности Орловщины (ушедшее)". Стр. 117.