«…До второй половины ХХ в. считалось, что расположенная в центре Наума Охридского монастыря церковь относится к IX в. Но во время археологических исследований 1950-1955 и 1955-1956 гг. Д. Коцо доказал, что она была возведена в XVI-XVII вв. на частично сохранившемся фундаменте древней церкви. Согласно составленной реконструкции, древняя церковь имела 3 полукруглые конхи, с внешней стороны центральная была 3-гранной, а боковые - прямоугольными. С внешней стороны восточной стены шла аркада, как у церкви вмч. Пантелеимона на Плаошнике. С западной стороны к наосу примыкал прямоугольный нартекс, соединенный узким проходом с южной конхой. В юго-восточной части нартекса находилась часовня с гробницей св. Наума в аркосолии (в ней также были обнаружены захоронения 2 взрослых и ребенка).
Новый храм был возведен на фундаменте и уровне пола древней церкви, но получил иную планировку. На 1-м этапе был возведен 3-нефный, базиликального типа храм, центральный неф которого, подобно церкви вмч. Пантелеимона в Охриде, по всей длине покрывал свод. Над гробницей св. Наума построена новая: сначала она имела вид открытой галереи, позволяющей людям свободно подойти к надгробной плите, но в 1799-1800 гг. арки были заложены и она превратилась в небольшую часовню с входом из нартекса храма. На 2-м этапе, в 1711 г., на месте свода были поставлены купола над наосом, нартексом и часовней-гробницей, для их поддержки внутри установлены соединенные арками квадратные мраморные столбы (возможно, происходящие из древней церкви, т. к. на них были обнаружены вырезанные кириллические и глаголические надписи). С западной стороны к нартексу примыкала деревянная крытая галерея, вероятно построенная в 1877 г., на ее месте в 1925 г. возвели каменную галерею с мозаичным полом.
Настенная живопись в храме была раскрыта в 1962 г. Древнейшими считаются фрагменты 3 поясных фигур пророков располагавшейся над западным фасадом наоса композиции «Предсказания пророков» из цикла «Гимн Богородице» (в настоящее время находятся в помещении бывшей монастырской больницы). Эти фрагменты датируются серединой - 3-й четв. XVI в. и приписываются кругу мастеров школы Онуфрия и Николая из Охрида.
Греческая надпись на южной стене часовни-гробницы сообщает, что ее роспись 13 июня 1800 г. завершил мастер Трпо из г. Корица (ныне Корча, Албания), сын зографа Константина, известного мастера Охридской епархии. Над надгробной плитой помещена композиция «Успение Наума», на боковой стене справа - изображение равноап. Наума в виде молодого безусого диакона. Другие сцены посвящены жизни и чудесам равноап. Наума: «Наум беседует с Михаилом Борисом», «Наум ведет Михаила в тюрьму», «Наум крестит дочь Бориса», «По молитве Наума от ведра остается отпечаток на камне», «Наум прогоняет богомилов», «Наум запрягает медведя вместо вола», «Монаха, пытавшегося взять мощи Наума, разбивает паралич», «Наум лечит душевнобольных», «Укравшего коня заря застала перед входом в монастырь».
Над входом в основной храм сохранилась надпись, согласно которой тот же художник 6 сентября 1806 г. завершил его роспись, выполненную по заказу игум. Стефана во время правления митр. Преспанского Каллиника при помощи хаджи-кир Якова и епитропа мон-ря Йована Гаврилова. Программа росписи является традиционной для храмов Св. Горы и Охрида того периода. Значительное место в ней занимают сцены великих праздников и Страстей Господних. Также представлены изображения отдельных святых, в т. ч. нмч. Никодима Албанского († 1709). В алтарном пространстве представлены святители, «Причащение апостолов» и Богородица с Христом. Заказчик росписи иером. Стефан изображен в ктиторской композиции на южной стене - его портрет считается одним из лучших в Македонии кон. XVIII - нач. XIX в. Выделяя ряд отличий в росписи часовни, основного храма и нартекса, исследователи полагают, что в работе участвовал и 2-й мастер, возможно помощник Трпо. В нартексе, на североной стене, находится композиция св. Седмочисленников (равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников), образы болгарского царя Михаила и несколько святых.
Изящный, резной, 5-ярусный, отражающий афонское влияние иконостас так называемого высокого типа, увенчанный распятием, был выполнен иером. Константином в 1711 г., при игум. Гаврииле и насельниках Иерофее и Феодосии. Сам иером. Константин написал, вероятно, праздничные иконы 1-го и 2-го ряда, украшенные барочной орнаментикой. Он же в 1711 г. написал 13 т. н. целовальных праздничных икон (похищены в 1985, вместо них поставлены новые иконы работы Д. Ристески). Согласно надписи, полиелей был выполнен в 1830 г. по заказу игум. Дионисия: он украшен орнаментальными коваными элементами и образами св. апостолов…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ
Комментарии и обсуждение