ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Плоское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Плоское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1890.
Архитектор:А.Д. Фессалоницкий
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Украина, Киевская область, Броварский район, с. Плоское

Координаты: 50.543599, 31.092136



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Титов П.Н.  24 октября 2016

Село Плоское и прилегающие земли были собственностью Киево-Печерской лавры и лично монахини Чернечей. Особого имущественного расслоения между крестьянами не было. Выделялись отдельные казацкие семьи, которые владели большими участками земли, но не в результате эксплуатации, а благодаря усердной и тяжелой работе самих казаков.

По приказу монахини Киево-Печерской лавры Чернечей в 1890 году построена церковь, о чем свидетельствуют архивные данные церкви. В 1916 году была построена церковно-приходская школа на четыре класса.

За все время существования церковь никогда не закрывалась, даже в тяжелые для всей православной веры советские времена. И на сегодняшний день эта святыня стоит в своем первозданном виде. Стараниями прихожан и сельской общины церковь восстанавливается. За последние три года в храме проведены ремонтные работы по замене куполов. На новые заменены кресты над куполами, укреплен старый фундамент и залиты новые пешие дорожки.

По материалам официального сайта Бориспольской епархии


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 июля 2020

В свое время, в 1624 г., согласно судебным документам, территория поселения принадлежала Марьяне Корецкой, которая имела прямое отношение и к селу Великая Старица, расположенному неподалеку. Плоское обозначено и на карте инженера-картографа Гийома де Боплана за 1662 г. Право собственности на землю уже после М. Корецкой принадлежало роду Выговских, а позже и Фроловскому монастырю, который по сей день находится на Подоле и был объединен в 1712 г. Петром I с Вознесенским монастырем, поскольку земли последнего понадобились под постройку арсенала. В 19 в. Плоское принадлежало Киево-Печерской лавре.

Церковь возводили в 1889-1890 г.г. На то время в селе Плоское насчитывалось 972 прихожанина. В 1916 г. была построена церковно-приходская школа с 4-мя классами обучения. В период советского правления церковь не закрывалась. Если проанализировать внешний вид храма, на первый взгляд мы видим одноэтажную с колокольней деревянную церковь, поставленную на невысоком холме в центре села, но в то же время являющуюся его архитектурной доминантой.

Проект сооружения разработал в 1888 г. Андрей Дмитриевич Фессалоницкий (1842-1897 г.г.), который в течение 1876-1890 г.г. занимал должность черниговского губернского архитектора.

Строительство храма завершилось в 1889 г. Его распланировано-пространственное решение повторяет структуру разобранной в 1888 г. старожитной Покровской деревянной церкви, которая была крещатой, девятисрубной, одноэтажной. Основной объем церкви крестообразный, девятисрубный, с граненым алтарем, остальные срубы прямоугольные в плане. В полной мере использованы декоративные возможности горизонтального шалевания фасадов в сочетании с накладными дощатыми элементами – наличником, пилястрами, другими вертикальными и горизонтальными членениями.

В интерьере храма все срубы объединены трапециевидными арками-вырезами. Потолки во всех срубах, кроме центрального, плоские, на деревянных балках. Иконостас и росписи не имеют историко-художественной ценности.

Памятник сохранился в аутентичном состоянии, без перестроек и потерь. Храм является одним из высокопрофессиональных образцов церковной архитектуры эпохи историзма, ориентированной на использование и развитие украинских национальных традиций.

Об архитекторе храма: Андрей Дмитриевич Фессалоницкий учился в Петербургском строительном училище в 1855-1863 г.г. По получении диплома приобрел звание помощника архитектора и чин 10-го класса. В 1869 г. удостоился звания полноправного архитектора. С 1876-1890 г.г. занимал должность Черниговского губернского архитектора. В работе предпочитал использовать формы неорусского стилевого направления и неоренессанса. В 1890 г. ушёл в отставку и начал заниматься частной практикой. В настоящее время имя этого архитектора незаслуженно забыто. Кроме Покровской церкви в Плоском, есть ряд других шедевров, возведенных А.Д. Фессалоницким на территории Украины и России.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 июля 2020

Село Плоское расположено в Броварском районе Киевской области, в 10 километрах от районного центра Бровары и в 7 километрах от автодороги Н-07 национального значения Киев–Сумы–Юнаковка. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Плоское (1889) – классический, очень красивый и пропорциональный храм, построенный в характерных традициях украинской народной архитектуры с элементами псевдорусского стиля. Судьба церкви интересна тем, что храм, с момента своего создания, ни разу не закрывался – в нём всегда отправлялась служба, даже в советский период. Также церковь сохранила свой первозданный облик – её ни разу не перестраивали.

Церковь была построена на месте старинной деревянной, которая, по свидетельствам архивных источников, уже существовала на этом месте в 1764 г. В 1888 г. Андрей Дмитриевич Фессалоницкий, черниговский губернский архитектор, разработал для нового храма проект, в основе которого лежала концепция старинной церкви. В том же 1888 г. старый храм разобрали и построили новый, строительство которого, по разным данным, завершилось в 1889 или 1890 г.

В архивных материалах самой церкви есть свидетельства о том, что построили новую церковь по указанию некоей монахини Флоровского Вознесенского женского монастыря: часть земель, относящихся к современной территории села Плоское, принадлежала монастырю. Монахиня носила странное имя Чернеча («черница» в переводе со старославянского и есть монахиня).

В 1916 г. в селе была открыта четырёхклассная церковно-приходская школа. В течение всего советского периода, вплоть до сегодняшнего дня, в церкви не прекращались богослужения.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в стиле деревянной украинской народной архитектуры с элементами псевдорусского стиля. Деревянная, на каменном фундаменте, обшита брусом горизонтально, за исключением верхней части четверика основного объёма, который обшит вертикально. Церковь относится к крестово-купольному типу, крестообразная в плане, имеет трёхчастную продольно-осевую композицию, девятисрубная. Все срубы прямоугольные в плане, алтарь – гранёный. Центральный четверик увенчан восьмигранным световым барабаном со сферическим ребристым куполом, который заканчивается грушевидными главками. Окна – большие, прямоугольной формы, украшены наличниками. Церковь окрашена в голубой цвет, обводы – в синий, на фасаде – изображения Покрова Богородицы. Колокольня – пристроенная, трёхъярусная, с шатровым завершением и грушевидной маковкой.

Очень интересно то, что святыня сохранилась в совершенно аутентичном состоянии, без перестроек, и полностью соответствует изначальной задумке своего создателя, Андрея Дмитриевича Фессалоницкого. По его проекту, который напоминает Покровский храм, была также построена ныне, к сожалению, уничтоженная пожаром Успенская церковь в селе Кобыжча.

Удивительно то, что Покровская церковь вообще сохранилась – не иначе как Богородица сохранила храм. Во время Второй Мировой войны село было полностью сожжено, и местные жители вспоминают, что люди жили в землянках или мазанках. А деревянная церковь – чудом выстояла.

Броварской краевед Владимир Гузий в историческом очерке «Золота очеретина» высказал предположение, что изначально передовой пост Плоского входил в систему оповещення и безопасности древнерусского городища Свитильня на Трубежском рубеже обороны древней Басанской дороги. Название же своё село получило, вероятнее всего, от протекающей рядом речки Плоска Руда, да и окружающий рельеф соответствует названию. По другой версии, в период гетманства Мазепы вокруг Плоского был вырублен весь лес, чтобы следить за приближением вражеских войск к Гоголеву.

В 1624 г. село упоминается в судебных документах в связи с тяжбой княгини Марьяны Корецкой с монастырём (возможно, Вознесенским женским) за местные земли. Упоминается там и то, что княгиня «осадила» в этих местах переселенцев из Дымера. Обозначено село и на картах Гийома Левассера де Боплана издания 1662 г. В целом же, село было типичным казацким – в нем жили, по большей части, казаки Гоголевской сотни. В середине ХVІІ в. село перешло в собственность гетмана Выговского, после отречения и смерти которого отошёл Киево-Вознесенскому Флоровскому монастырю. Кроме того, часть здешних земель принадлежала семейству киевских сотников Гудымов-Левковичей. Один из них, сотник Михаил Гудыма, прославился своей винокурней, которая давала 1200 вёдер водки в год.

Союз православных журналистов



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.