Село Плоское расположено в Броварском районе Киевской области, в 10 километрах от районного центра Бровары и в 7 километрах от автодороги Н-07 национального значения Киев–Сумы–Юнаковка. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Плоское (1889) – классический, очень красивый и пропорциональный храм, построенный в характерных традициях украинской народной архитектуры с элементами псевдорусского стиля. Судьба церкви интересна тем, что храм, с момента своего создания, ни разу не закрывался – в нём всегда отправлялась служба, даже в советский период. Также церковь сохранила свой первозданный облик – её ни разу не перестраивали.
Церковь была построена на месте старинной деревянной, которая, по свидетельствам архивных источников, уже существовала на этом месте в 1764 г. В 1888 г. Андрей Дмитриевич Фессалоницкий, черниговский губернский архитектор, разработал для нового храма проект, в основе которого лежала концепция старинной церкви. В том же 1888 г. старый храм разобрали и построили новый, строительство которого, по разным данным, завершилось в 1889 или 1890 г.
В архивных материалах самой церкви есть свидетельства о том, что построили новую церковь по указанию некоей монахини Флоровского Вознесенского женского монастыря: часть земель, относящихся к современной территории села Плоское, принадлежала монастырю. Монахиня носила странное имя Чернеча («черница» в переводе со старославянского и есть монахиня).
В 1916 г. в селе была открыта четырёхклассная церковно-приходская школа. В течение всего советского периода, вплоть до сегодняшнего дня, в церкви не прекращались богослужения.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в стиле деревянной украинской народной архитектуры с элементами псевдорусского стиля. Деревянная, на каменном фундаменте, обшита брусом горизонтально, за исключением верхней части четверика основного объёма, который обшит вертикально. Церковь относится к крестово-купольному типу, крестообразная в плане, имеет трёхчастную продольно-осевую композицию, девятисрубная. Все срубы прямоугольные в плане, алтарь – гранёный. Центральный четверик увенчан восьмигранным световым барабаном со сферическим ребристым куполом, который заканчивается грушевидными главками. Окна – большие, прямоугольной формы, украшены наличниками. Церковь окрашена в голубой цвет, обводы – в синий, на фасаде – изображения Покрова Богородицы. Колокольня – пристроенная, трёхъярусная, с шатровым завершением и грушевидной маковкой.
Очень интересно то, что святыня сохранилась в совершенно аутентичном состоянии, без перестроек, и полностью соответствует изначальной задумке своего создателя, Андрея Дмитриевича Фессалоницкого. По его проекту, который напоминает Покровский храм, была также построена ныне, к сожалению, уничтоженная пожаром Успенская церковь в селе Кобыжча.
Удивительно то, что Покровская церковь вообще сохранилась – не иначе как Богородица сохранила храм. Во время Второй Мировой войны село было полностью сожжено, и местные жители вспоминают, что люди жили в землянках или мазанках. А деревянная церковь – чудом выстояла.
Броварской краевед Владимир Гузий в историческом очерке «Золота очеретина» высказал предположение, что изначально передовой пост Плоского входил в систему оповещення и безопасности древнерусского городища Свитильня на Трубежском рубеже обороны древней Басанской дороги. Название же своё село получило, вероятнее всего, от протекающей рядом речки Плоска Руда, да и окружающий рельеф соответствует названию. По другой версии, в период гетманства Мазепы вокруг Плоского был вырублен весь лес, чтобы следить за приближением вражеских войск к Гоголеву.
В 1624 г. село упоминается в судебных документах в связи с тяжбой княгини Марьяны Корецкой с монастырём (возможно, Вознесенским женским) за местные земли. Упоминается там и то, что княгиня «осадила» в этих местах переселенцев из Дымера. Обозначено село и на картах Гийома Левассера де Боплана издания 1662 г. В целом же, село было типичным казацким – в нем жили, по большей части, казаки Гоголевской сотни. В середине ХVІІ в. село перешло в собственность гетмана Выговского, после отречения и смерти которого отошёл Киево-Вознесенскому Флоровскому монастырю. Кроме того, часть здешних земель принадлежала семейству киевских сотников Гудымов-Левковичей. Один из них, сотник Михаил Гудыма, прославился своей винокурней, которая давала 1200 вёдер водки в год.
Союз православных журналистов