История общины, зарегистрированной только 28 мая 1908 года, начинается задолго до строительства самой церкви. Первые сведения о ней следует отнести к 1850-60 гг., когда появляются доносы новообрядствующих иерархов на заподозренных в «оживленной агитации в пользу раскола» старообрядцев, обосновавшихся к этому времени в Барнауле, о первых священниках белокриницкой иерархии, образованной незадолго до этого. Существование общины, при давлении как светских, так духовных властей, в определенной степени было возможно благодаря организаторской и финансовой поддержке со стороны «капиталистых» старообрядцев: Афониных, Черкасовых, Волковых. Да и основание прихода, его деятельность, во многом будет связана с именами этих представителей купеческих фамилий.
К концу 1890-х гг. Крестовоздвиженская община уже достаточно крепко стояла на ногах. Около 1897 года, неподалеку от будущей церкви, был выстроен двухэтажный дом. В верхнем этаже дома устроили моленную, возможно, с походным алтарем, внизу — квартиру для священника. Первым священником, насколько известно, был о. Степан Шумихин, наезжавший из находившейся недалеко от Барнаула д. Полковниково. Первым постоянным священником станет барнаульский мещанин о. Антоний Пучков, а с 1912 года станет служить о. Иаков Чучалин, происходивший из крестьян д. Н-Каянчи, и служивший до этого епархиальным диаконом.
Легальная жизнь общины станет возможной только после выхода Императорского указа «О началах веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и указа Сената «О порядке устройства общин» от 17 октября 1906 года. Решение о регистрации общины будет принято на одном из общинных собраний в 1907 г., тогда же — решение о постройке каменного храма во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня. Храм будет заложен через два года — в 1909 году. Единственное на сегодняшний день свидетельство о постройке церковного здания, построенного в основном в 1911 г., содержится в «Перечне храмов, построенных старообрядцами за 1905-1914 гг.». Указанный перечень опубликовали в качестве приложения в книге известного старообрядческого писателя и публициста И.А. Кириллова «Правда старой веры» в 1916 году. В «Перечень», за исключением храмов Москвы и Петербурга, выстроенных к указанному году, вошло более 400 старообрядческих церквей. Крестовоздвиженская церковь была одной из них.
1911 год не явился годом окончательной постройки Крестовоздвиженской церкви. Во-первых, сказывалась нехватка средств. Ведь старообрядцы всегда исходили из своих собственных ресурсов и возможностей. Во-вторых, немалую часть средств община тратила на организацию общинной и епархиальной деятельности (к указанному периоду Барнаульская община станет одним из ведущих общинно-епархиальных центров). Так, поднятие крестов состоится только в мае 1915 года, а спустя почти полгода — в декабре — храм будет освящен. Редкая по красоте и боголепию служба состоялась 13 декабря, при огромном стечении народа (только в барнаульском приходе в это время числилось более 600 человек). Освящение храма совершил епископ Томско-Алтайский и Минусинский Иоасаф (Журавлев), в сослужении 8 священников. После литургии были провозглашены «многолетны» «царствующему дому», российскому воинству (шла война), создателям и благотворителям храма. По древнему русскому обычаю настоятель храма о. Иаков (Чучалин) вручил икону Спасителя К.А. Волкову, возглавлявшему строительную комиссию...
Здание церкви окончательно конфискуют в начале 1938 года. Конфискации предшествовали массовые расстрелы священства и прихожан общины. Кроме самого церковного здания, общине принадлежала и бывшая моленная, располагавшаяся по ул. Подгорной — Мамонтова, 61 (церковь находилась по той же улице под № 81). До конфискации в этом помещении размещалась церковная начальная школа, какое-то время — редакция журнала «Сибирский старообрядец», выходившего в Барнауле в 1918-19 годах. Отметим, что фактически своим имуществом, а к 1930-м годам здание церкви вместе с внутренним убранством оценивалось в 9882 рубля, община не распоряжалась уже с 1924 года, когда по договору, «заключенному» с Административным Отделом Алтайского губисполкома, церковное здание сдавалось в «бессрочное бесплатное пользование с богослужебными предметами»...
В настоящее время духовной преемницей бывшей Крестовоздвиженской общины является община Крестовоздвиженско-Покровская. В строящемся общиной храмовом комплексе запланировано строительство двух церквей — Покровской и Крестовоздвиженской. Название их более чем символично для старообрядчества. В первом — упование на заступление Богородицы — «Царицы Небесной», домом которой является Русь, во втором — вера в Крест Христов — «хранитель всей вселенной», «красоту церковную», наследницей которой являлось и является старообрядчество.
Автор: Николай Алексеевич Старухин. Епархиальный церковно-общественный журнал «Сибирский старообрядец», №7 (28) от 7 января 2002 г.
http://altaistarover.ru/articles/history/126-iz-istorii-barnaulskoj-krestovozdvizhenskoj-cerkvi