ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хасавюрт. Церковь Андрея Критского при 208-ом пехотном Лорийском полку.


Хасавюрт. Церковь Андрея Критского при 208-ом пехотном Лорийском полку
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Андрея Критского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1859.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Республика Дагестан, г. Хасавюрт

Координаты: 43.246265, 46.590044 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Андрея Критского при 208-ом пехотном Лорийском полку, Фото 1928 г. из фондов Хасавюртского краеведческого музея<br>, Хасавюрт, Хасавюрт, город, Республика Дагестан
Фото 1928 г. из фондов Хасавюртского краеведческого музея
Михаил Мещанинов
12 февраля 1928
Церковь Андрея Критского при 208-ом пехотном Лорийском полку, Старинное фото из фондов Хасавюртовского краеведческого музея<br>, Хасавюрт, Хасавюрт, город, Республика Дагестан
Старинное фото из фондов Хасавюртовского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 мая 1905



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  25 мая 2020

Слобода Хасав-Юрт (ныне г. Хасавюрт) была основана в качестве укрепления в мае мае 1846 г. 80-м пехотным Кабардинским полком князя А.И. Барятинского (Зиссерман А., 1881. С. 7). Позже благодаря отставным служащим Кабардинского полка и их семьям, которых в 1856 г. царское правительство разрешило выписывать и обосновывать на жительство в укреплении, оно разрослось. В 1867 г. военное положение было отменено, вследствие чего военный поселок был реорганизован в слободу. В 1876 г. слобода имела от 250 до 300 дворов жителей. До 1894 г. в ней не было прихода, поэтому ее жители ходили молиться в полковую церковь. В письменных источниках начала XX в. в слободе Хасав-Юрт Терской области значится военная «церковь 208-го пехотного Лорийского полка в честь Преподобного мученика Андрея Критского». Данный храм с 1859 г. (дата постройки) до 1895 г. являлся полковым храмом 80-го пехотного Кабардинского полка; с 1895 до 1910 гг. этот храм принадлежал Ширванскому полку. С уходом Ширванского полка в 1910 г. из Хасав-Юрта храм перешел к Лорийскому полку. Данная полковая церковь возводилась Кабардинским пехотным полком с 1856 по 1859 г. и вмещала до 700 человек (Цитович Г. А., 1913. С. 435, 444).

В 1894 г. Кабардинский полк был переведен в другое место, новая воинская часть не сразу прибыла в Хасав-Юрт. И жители слободы, которых было более 1000 человек, остались без священника и церковных служб. Это обстоятельство стало причиной открытия самостоятельного прихода (Распределение хуторов по 8-му благочинному округу. С. 201).

В 1895 г. церковь стала использоваться гражданским населением. В том же 1895 г. в Хасав-Юрт прибыл Ширванский полк, который продолжил пользоваться данной церковью. Но так как храмом после ухода Кабардинского полка пользовалось и гражданское население, была начата переписка о передаче церкви в епархиальное ведомство. Одновременно был составлен проект отдельного алтаря для совершения богослужений военными, но плохое состояние данной церкви, требующее больших капиталовложений на ремонт, стало причиной невозможности принятия такого решения.

Во Владикавказскую духовную консисторию 18 ноября 1896 г. из строительного отдела от областного архитектора было отправлено прошение: «Строительное отделение областного правления покорнейше просит духовную консисторию сообщить в дополнение к отзыву от 14 октября 1896 г. за № 5007, имеется ли согласие со стороны военного ведомства на предполагаемую пристройку придела к церкви слободы Хасав-Юрт, так как церковь эта и в настоящее время состоит в ведении военного ведомства» (Прошение терского областного правления по строительному отделу от 18 ноября 1896 г., № 26267 во Владикавказскую духовную консисторию. С. 27-27 об.).

3 декабря 1896 г. Владикавказская духовная консистория в связи с этим обращением отправила в строительный отдел Терского областного правления уведомление о том, что разрешение на строительство, согласно положению, утвержденному 12 июня 1890 г. , теперь зависит исключительно от Святейшего Синода. Там же говорилось и о том, что план постройки придела в церкви Хасав-Юрта для отправления в нем богослужений и треб военными священниками готов и отправлен в строительное отделение для рассмотрения в техническом отношении. Данный план был составлен по поручению Святейшего Синода от 23 декабря 1895 г., в котором также ставился вопрос: «Не представляется ли возможным соорудить при Хасав-Юртовской церкви особый придел для отправления в оном богослужений и треб военными священниками с потреблением на ее сооружение 6000 рублей ассигнациями слободским обществом на постройку новой церкви» (Уведомление об изготовлении плана придела Хасав-Юртовской церкви. С. 21 - 21 об.).

Из этой официальной переписки можно сделать вывод, что некогда военная церковь, согласно положению от 12 июня 1890 г., на время переписки состояла в подчинении епархиального ведомства. То есть была гражданской, в связи с чем возникла необходимость в строительстве придела для военных. Этому нашлось подтверждение. Указ императора от 23 декабря 1895 г. (№ 6540) относительно строительства Хасав-Юртовской церкви был отправлен Святейшим Синодом во Владикавказскую епархию. Копию этого указа на основании прошения 21 декабря 1896 г. Владикавказская духовная консистория

13 января 1897 г. отправила в строительный отдел Терского областного правления. Данный указ был следующего содержания: «Указ его императорского величества самодержца всероссийского, из Святейшего и правительствующего Синода, преосвященному Владимиру, епископу Владикавказскому и Моздокскому. По указу его императорского величества, Святейший правительствующий синод слушали: рапорт протопресвитера военного и морского духовенства от 22 августа 1895 г. за № 9498, с заключением по возбужденному вашим преосвященством делу о передаче церкви в слободе Хасав-Юртовской, Терской области, из ведения протопресвитера в земство владикавказского епархиального начальства. Приказали: рассмотрев обстоятельства настоящего дела и принимая во внимание, что существующая в слободе Хасав-Юрт церковь сооружена основателями слободы, предками нынешних жителей ее, и содержится преимущественно на средства слобожан, вследствие чего церковь эта, по справедливости должна быть почитаема больше приходской, нежели храмом временно расположенных в Хасав-Юрте и сменяющихся частей войск. А с другой стороны, имея в виду, что церковно-религиозные потребности частей войск, расположенных в Хасав-Юрте, могли быть удовлетворены в особо устроенном приделе, Святейший Синод определяет: поручить вашему преосвященству, поручение с коего следует, доставить сведения о том, не представляется ли возможным соорудить при Хасав-Юртовской церкви особый придел для отправления в оном богослужений и треб военными священниками для расположенных в Хасав-Юрте воинских частей, с употреблением на его сооружение 6000 рублей, собранных жителями слободы Хасав-Юрта на сооружение в той слободе храма и с тем, чтобы по сооружению придела сама церковь была передана в ведение Владикавказского епархиального начальства, о чем и послать вашему преосвященству указ» (Копия указа его Императорского величества, самодержца российского. С. 37-38)

14 октября 1896 г. Владикавказская духовная консистория отправила в строительное отделение Терского областного правления рапорт за № 5007 следующего содержания: «Вследствие отношения от 17-18 сентября 1896 г., консистория честь имеет возвратить в строительное отделение проект придела предполагаемого к пристройке к церкви слободы Хасав-Юртовской с присовокуплением, что проект-то сей одобрен его преосвященством...» (Рапорт Владикавказской духовной консистории в строительное отделение Терского областного правления. С. 41-41 об.).

После этого проект был отправлен в строительный отдел. А 21 января 1897 г. областной архитектор Грозин из строительного отдела возвратил во Владикавказскую духовную консисторию проект придела с уведомлением о том, что «наказной атаман не признает возможным утвердить этот проект, за неимением сведений, согласен ли на пристройку придела к Хасав-Юртовской церкви протопресвитер военного и морского духовенства» (Рапорт № 2400 от 21 января 1897 г. во Владикавказскую духовную консисторию. С. 40-41 об.).

В 1898 г., вследствие образовавшейся трещины полковая церковь была запечатана (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 247). И службы военного священника продолжились в специально оборудованной в казармах временной церкви. В 1899 г. был получен ответ Святейшего Синода, отклоняющий передачу военной церкви в епархиальное ведомство (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 247).

В описании осмотра епархии епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром, совершенного с 11 по 27 апреля 1901 г., читаем: «В Хасав-Юрте имеется военная церковь, в которой совершал службы и епархиальный священник. Ныне эта церковь рушится; поэтому военные устроили временную церковь в казарме, а население выстроило из тонких досок временную церковь» (О переменах по службе. С. 269). Предполагаю, что в церкви все-таки был проведен ремонт, так как во «Владикавказских епархиальных ведомостях» (№ 21 от 20 мая 1907 г.) в сообщении о визите епископа Гедеона 15 апреля 1907 г. в Хасав-Юрт на освящение Знаменской церкви говорится, что «по окончании освящения епископ посетил церковь расположенного в Хасав-Юрте Шир-ванского полка» (По приходам епархии. С. 315). Также, как упоминалось выше, в 1910 г., после ухода из Хасав-Юрта Ширванского полка, на его место пришел Лорийский полк, который продолжил использовать церковь в своих нуждах (Цитович Г. А., 1913. С. 444).

После революции церковное здание было приспособлено под клуб, о чем свидетельствует фотоснимок из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук «Кунсткамера», сделанный в 1928 г. этнографом В. В. Храмовой.

По статистическому описанию Владикавказской епархии за 1904 г., в слободе Хасав-Юрт значится часовня во имя Знамения Божьей Матери, освященная 12 марта 1898 г. Потребность в данной часовне возникла после того, как в 1898 г. вследствие образовавшейся трещины была закрыта полковая церковь. Тогда же для совершения богослужений в слободском бульваре из досок за две недели был сооружен временный молитвенный дом (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 247).

По материалам: А.Ю. Сергеев, ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ХАСАВЮРТА. КОНЕЦ ХIХ-ХХ вв.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.