ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Льеж. Церковь Александра Невского и Серафима Саровского.

Église "Saint Alexandre Nevsky et Saint Séraphin de Sarov"


Льеж. Церковь Александра Невского и Серафима Саровского
Церковь. Действует.  
Престолы:Александра Невского, Серафима Саровского
Архитектурный стиль:Русский стиль
Год постройки:Между 1950 и 1953.
Архитектор:Н.И. Исцеленнов
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Бельгия, Валлонский регион, Провинция Льеж, г. Льеж, ул. Лавё, д. 80
Rue du Laveu 80, 4000 Liège, Province de Liège, Région wallonne, Belgique

Координаты: 50.629697, 5.553342



Церковь Александра Невского и Серафима Саровского, Источник: https://i2.wp.com/eglise-russe-liege.org/wp-content/uploads/2019/02/12.jpg<br>, Льеж, Бельгия, Прочие страны
Источник: https://i2.wp.com/eglise-russe-liege.org/wp-content/uploads/2019/02/12.jpg
Dmitry N.
??
Церковь Александра Невского и Серафима Саровского, Фото начала 1940-ых годов из собрания Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына<br>, Льеж, Бельгия, Прочие страны
Фото начала 1940-ых годов из собрания Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Александра Невского и Серафима Саровского, Фото начала 1950-ых годов из собрания Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына<br>, Льеж, Бельгия, Прочие страны
Фото начала 1950-ых годов из собрания Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  6 марта 2020

До революции Льежский университет, как и Брюссельский, пользовался в России большой популярностью и на его естественно-научных факультетах училось немало русских студентов. Однако эти студенты, бывшие в основном атеистами, особой необходимости в православном храме не ощущали. К ним лишь раз в месяц приезжал священник из Никольской церкви при российской миссии в Брюсселе.

Когда после революции в Западную Европу хлынули русские беженцы, несколько сотен их поселились в Льеже, чтобы работать на местных угольных шахтах. Но не они основали в городе первую русскую православную церковь. Она появилась в 1920 г. вместе с детским приютом Кузьминой-Караваевой, который переехал из Константинополя и разместился в помещении льежских иезуитов на ул. Вербуа, 13. Устроителем этой домовой церкви был прот. Владимир Федоров, «человек удивительного смирения и самоотвержения», окормлявший приют со дня его открытия.

21 января 1922 в Льеже была создана самостоятельная община, в которую в конце года из Брюсселя несколько раз приезжал о. Петр Извольский, чтобы служить литургию. Когда приют и настоятель перебрались в Брюссель, в Льеж из Берлина 21 декабря 1925 был назначен о. Димитрий Троицкий, которому дом для молитвы предоставили католики. Но вскоре с их стороны начались «придирки, утеснения» и попытки совращения в католичество. Православным пришлось снять частную квартиру, а затем пользоваться бывшей католической часовней, принадлежавшей музыкальному обществу. Это помещение было большим и неуютным. Иконостас верующие получили из Никольской церкви в Брюсселе. Каждый раз после службы иконы и утварь приходилось убирать «в чуланчик под лестницей».

Отец Димитрий так и не сумел найти подходящее помещение для храма, хотя в это время в городе жило более ста русских семей. Его сменил о. Сергий Синкевич, окончивший Одесскую семинарию. В России он долгие годы служил домашним учителем и потому утратил пастырские навыки, что сильно мешало сплочению прихода и созиданию церкви.

Проблема была решена только в 1931, когда из Парижа приехал молодой о. Валент Роменский, выпускник Свято-Сергиевского Богословского института. «Человек умный, толковый, пламенный… он ринулся самоотверженно в приходскую работу» и своим рвением воодушевил прихожан. Ему удалось получить в одном из городских музеев двусветное помещение, где 23 декабря 1934 митрополит западноевропейский Евлогий (Георгиевский) освятил довольно просторную (100 кв. м) церковь с хорами. Все убранство велось по эскизу Исцеленова. Небольшой одноярусный иконостас был написан членами парижского общества «Икона», в том числе П.А. Федоровым, Ю.Н. Рейтлингер, О.Б. Орловой-Денисовой («Архангел Михаил», «Сщмч. Валент»). Образ Божией Матери Толгской исполнила кнж. Е.С. Львова.

Этот иконостас чудесным образом сохранился при разрушении церкви 16 января 1944 во время американского авианалета. Он был перенесен в другое помещение, где верующие молились до освящения отдельного нового здания, пожертвования на который они стали собирать вскоре после окончания войны.

Во время войны на шахты вокруг Льежа немцы пригнали тысячи русских военнопленных и остарбайтеров, многие из которых не захотели возвращаться на свою Родину. Целых пять лет шахтеры по крохам собирали деньги на храм, запланированный в южной, холмистой части Льежа. Крупную сумму на него пожертвовала Королева Бельгии Елизавета.

Проект здания в псковско-новгородском стиле, заложенного в 1950 прот. Валентом, разработал известный церковный архитектор русского Зарубежья Н.И. Исцеленов, автор храма-памятника в Брюсселе. Главный четверик возведен из кирпича, побелен, завершен профильным карнизом и увенчан пятью главками, которые покрыты медью и окрашены в голубой цвет. Кресты не позолочены. Еще одна главка украшает двухарочную звонницу над входным крыльцом. Барабан главного купола декорирован закомарами, портал - балясинами; углы и середина трапезной отмечены узкими лопатками; полуциркульные окна (по три на фасадах) не имеют наличников. Апсида, выходящая на узкую улицу, объемно не выделена, но в полуциркульной нише помещен большой образ Божией Матери «Знамение». Скупое наружное украшение церкви было продиктовано главным образом суровыми экономическими условиями послевоенных лет. Столь же аскетично выглядит и внутреннее убранство. Его главная часть - уцелевший иконостас в стиле XVII века прежней домовой церкви и два резных киота.

Освящение льежской церкви состоялось 12 сентября 1953, в день престольного праздника. Его совершили епископ Ницкий Сильвестр (Харунс) и епископ Кампанский Мефодий (Кульман) в присутствии городских властей и множества гостей из русских общин Бельгии, Франции и Германии, представителей католической и протестанской общин. Пел приходской хор под управлением Цыганкова.

В настоящее время в окрестностях Льежа, в шахтерских поселках: Склессене и Серенге действуют небольшие домовые церкви, окормляемые причтом Александро-Невского храма. Общины имеются также в Намюре и Флероне. Их паства, как и клир, состоит из ассимилированных русских или французов, обращенных в православие. Такое же положение - в русских церквах в Генте и Шарлеруа, которые существуют с 1925 года. С 1990-х община в Льеже растет, но гораздо медленнее, чем в Брюсселе или недалеком немецком Ахене. Ее окормляет о. Ги Фонтэн.

http://artrz.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  6 марта 2020

Недалеко от железнодорожного вокзала «Гиманс» (название вокзала происходит от располагавшегося здесь ранее монастыря ордена святого Гийома) у подножия холма «Квант», находится чудный тихий район «Лавё», на центральной одноимённой улице которого расположен наш храм, ставший, благодаря своим голубым куполам-луковицам, неотъемлемой частью местного ландшафта. Несомненно, наш храм известен не только в этом квартале, его также считают важной частью исторического наследия города, и свидетельством жизни и деятельности русской эмигрантской общины, многие поколения которой прочно осели здесь.

В конце девятнадцатого века, в Льеже уже жили некоторые русские. В основном это были студенты, которые учились в местном городском университете. В автобиографии Жоржа Сименона имеются упоминания о русских квартиросъёмщиках его матери, проживавших в домах на «Отромёз» («иной берег Мааса»). Но русской православной церкви в Льеже не было. Раз в месяц в город просто приезжал русский православный священник из посольской брюссельской церкви святителя Николая Чудотворца.

Первая русская церковь в Льеже была основана отцом Владимиром Фёдоровым. Она была открыта в детском доме, в зданиях, расположенных на улице «Вертбуа» (ныне принадлежащих Валлонской области). Детский приют был открыт благодаря усилиям известной русской благотворительницы госпожи Кузьминой-Караваевой, которая сама первоначально поселилась здесь в 1920-е годы после того, как ей пришлось покинуть Стамбул. Устроить приют тогда помог ей католический кардинал Мерсье, известный своей открытостью к другим христианским конфессиям. В 1926 году приют покидает наш город и переезжает на более выгодных условиях в Брюссель. Тогда же в Льежскую церковную общину был назначен новый священник о. Димитрий (Троицкий). Его первой задачей стала необходимость найти новое помещение для храма. Сначала храм некоторое время ютился на частной квартире, но потом он переходит в здание старой католической часовни, которую во время Первой мировой войны немцы использовали под конюшню. Учитывая то, что часовня была осквернена, католические иерархи решили отдать её под светское здание городу.

Городские власти передали это помещение местному музыкальному сообществу, которое давало в ней уроки музыки и проводило репетиции. По договорённости с муз.сообществом русская православная община имела право дважды в месяц совершать в часовне Литургию по воскресным дням. Часовня была довольно большой и без всякого церковного убранства внутри. Поэтому всякий раз, совершая службы, русской общине приходилось вешать православные иконы – потому что иконостаса, естественно, не было – а потом, после службы, вместе со священными сосудами, вновь прятать их на место, в маленькую кладовую под лестницей. Возникла необходимость найти новое помещение, что пришлось уже сделать другому священнику, отцу Валенту (Роменскому), который в 1931 году, по окончании Сергиевского Богословского Института в Париже, был назначен настоятелем льежского прихода. На то время в Льеже уже было более ста русских семей. По их усиленным просьбам городской муниципалитет предоставил для русской православной общины новое здание, принадлежавшее ранее одному из городских музеев. Уже через полтора года в этом здании была устроена «очаровательная маленькая церковь» (согласно выражению митр. Евлогия, посетившего её), посвящённая святым Александру Невскому и Серафиму Саровскому. Её иконостас и иконы были написаны членами парижского общества «Икона».

16 декабря 1944 года немецкая авиационная бомба упала на новоустроенную православную церковь и полностью разрушила её. Уцелел только один иконостас. Это происшествие связано с настоящим чудом. Как раз накануне церковного праздника священник прихода вдруг почувствовал себя плохо и отменил службу, которая должна была совершаться в то время, когда на храм упала немецкая ракета Фау-1.

Община была вынуждена начать поиски нового места для совершения церковных служб. В этот раз отец Валент решил построить что-то новое, но своё! На улице Лавё было выкуплено место, где в здании старого ремонтного сарая был временно обустроен храм, пока само здание церкви не было окончательно возведено. В 1948 году стали собирать средства на строительство. Среди жертвователей было много бельгийцев, католиков и протестантов, даже королева Бельгии Елизавета дала значительную сумму.

Хор под управлением прихожанина Николая Цыганкова (инженера по профессии) давал концерты (в том числе знаменитый концерт 1950-го года, прошедший в Льежской консерватории, с участием вокального квартета Ленинграда). «Платите, лучше, за купола нашей церкви», — однажды сказал отец Роменский, обращаясь к прихожанам. Дело в том, что храму крайне остро не хватало денег на возведение куполов, тогда как бельгийцы уже пожертвовали на них медь. «Неутомимый» отец Роменский считал, что лучше потратить деньги на купола, чем на кладбищенские памятники, потому что «памятники разрушаются быстро, а купола говорят о вечности». Первоначально о. Валент был вдохновлён идей проекта здания церкви архитектора Эвертца, но в иду разных причин, и прежде всего финансовых, церковь была построена по чертежам архитектора Изцеленова. Этот архитектор родился в Иркутске, в Сибири, затем учился в Школе изящных искусств в Санкт-Петербурге. В России он прославился тем, что в 1914 году, во время празднования 300-летия правления семьи Романовых, им была устроена плавучая церковь: её на буксире перемещали по северным рекам России, пришвартовывали к деревенским пристаням и совершали службы там, где не было или храма, или священника. В 1920 г. Изцеленов оказался в изгнании во Франции, в которой, между прочем, состоял в коллективе архитекторов парижской башни Монпарнас. Он также являлся членом общества «Икона», в котором принимали участие не только художники, но и архитекторы.

Церковь построена в новгородском стиле, которому характерна кубическая форма здания с пятью куполами, имеющих форму луковицы и окрашенных в синий цвет. Шестой купол расположен над главным входом. Он образует собою некий шпиль и со стороны улицы не виден. Церковь возводили сами прихожане, работавшие на то время в основном в местных шахтах. Вся община, не покладая рук, трудилась несколько месяцев подряд. Для большинства русских, депортированных из Германии и живших тогда в рабочих казармах возле шахт, церковь была единственным духовным утешением. Она также была для них местом встречи, своего рода русским культурным центром, где учили русской культуре, языку и прежде всего православию, и где имелась русская библиотека. Как и предыдущий разрушенный храм, новая церковь была также посвящена святым Александру Невскому и Серафиму Саровскому и освящена епископом Ниццы Сильвестром. Освящение состоялось 12 сентября 1953 года, в день памяти храмового святого Александра Невского. Таким образом, наша русская православная община, основанная волной первой эмиграции, людьми, изгнанными Октябрьской революцией, впитала в себя и последующие эмиграционные наплывы, прежде всего беженцев Второй мировой войны, а потом и иных поколений, вплоть до наших дней.

Приход, находясь в городе, открыт для всего окружающего мира. Его первые священнослужители были священниками русского происхождения, потом среди них появился дьякон из местного льежского региона. Последние десятилетия в нём служили только священники бельгийского происхождения. В 2012 г. в храм был назначен русскоговорящий священник, происходящий из Восточной Украины и окончивший своё богословское образование в Парижском Богословском Институте преп. Сергия. Приход является частью архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе, центр которой расположен в Париже на улице Дарю.

Игумен Ги (Фонтэн), перевод с французского: священник Александр Галака, http://eglise-russe-liege.org/ru/glavnaya/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.