Строительство храма в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца в городе Червене началось в 1993 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета. 28 декабря 2003 г. состоялось освящение храма Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом Патриаршим Экзархом всея Белоруссии.
Первое воспоминание о церкви в Игумене, как раньше назывался город, встречается в 1633 г. и связано с возвращением храма православным жителям места, у которых после заключения Брестской унии 1596 г. храм был принудительно отобран. В 1633 г., вступивши на польский трон, король Владислав 4 выдал универсал о возвращении «людям греческой веры» ряд церквей и монастырей, которые ранее были принудительно отобраны в унию. Среди них упоминается и церковь в Игумене. Универсал Владислава завершается следующими словами: «И во всех тех церквах, монастырях не униатам: митрополиту, владыкам и священникам иметь резиденции и выполнять богослужения без всяких перебоев.» Получается, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Червене существовала до унии.
Сохранились описания униатской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Игумене во второй половине 18 в. С него видно, что кроме этой церкви в местечке существовала также церковь святителя Николая. Оба храма находились под опекой виленских католических бискупов или имели «фундушавыя зямельныя наданни». Церковь Рождества Пресвятой Богородицы получила их в начале 70-х гг. 18 в. от бискупа Масальского, церковь святителя Николая – в 1761 г. от бискупа Зянковича. Документы свидетельствуют, что церковь, которая существовала в Игумене, имела несколько приписных храмов: Свято-Покровская церковь в Рудне Островитой, Свято-Иоанно-Богословская в д. Ельня, свято-Успенская в д. Колодежи и каплица святых Бориса и Глеба рядом с городом при дворе Натальевском.
Не исключено, что каплица принадлежала православному монастырю, который существовал в этих местах. Согласно сведениям исследователя А.П. Сапунова, в начале 20 в. у церкви Рождества Пресвятой Богородицы хранился старинный оловянный восьмиугольный крест и правая половина царских врат с древней резьбой и образом Божией Матери. Он считал, что эти вещи остались от Борисоглебского монастыря, который существовал здесь в 12 в. После присоединения к Российской Империи церковь Рождества Пресвятой Богородицы и приписная к ней Свято-Покровская церковь в д. Рудня-Островитая стали православными. Процесс присоединения к православию происходил с трудностями. Отец Максим Андриевский 4 апреля 1796 г. сообщил в Минскую консисторию, что «жители города Игумена и окружающих поселений… в церковь не только по будням, но и по воскресениям приходить не желают. В настоящий великопостный Святой период на исповеди и у святых Таин никого не было и быть не желает… Прихожан же во всём игуменском приходе едва найдётся 15 душ по чиноположению церковному «далучаных».
24 марта 1797 г. на имя архиепископа Виктора от отца Степана Прорвича, который занял место своего предшественника, пришло прошение дать благословение на благоустройство в церкви иконостаса и престола с униатского на православный. Благословение было получено. Как видно из рапорта в Священный Синод от 22 декабря 1798 г., подписанного новопоставленным архиепископом Иовом, в конце 18 в. у церкви Рождества Пресвятой Богородицы было 2 священника, один дьяк. 270 дворов и «ад зямливорыунай 20х валок и сенакоснай 9-ци маргоу».
К началу 19 в. строение Никольской церкви пришло в запустение, и с 1802 г. богослужения уже не велись.
Во время войны 1812 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы снова на полгода стала униатской. До изгнания оттуда французов в ней служил священник-униат отец Василий Сущинский. С 1829 г. из-за плохого состояния строения церковь Рождества Пресвятой Богородицы не действовала. Тогда же власти заключили договор с Людовиком Славинским о строительстве в Игумене новой деревянной церкви на каменном фундаменте со звонницей. До 1832 г. её строительство в основном было закончено. На возведение храма было израсходовано 16 146 рублей.
По состоянию на 1840 г., церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Игумене владела 6 десятинами земли и 5 волоками пахотной и сенокосной земли. Её священником и одновременно добросовестным пастырем округи был отец Михаил Иванов-Шпилевский. Согласно ведомости за 1845 г., Игуменская «добрапрыстойнасць» включала 107 церквей.
В первой половине 19 в. храм Рождества Пресвятой Богородицы стал соборным; в память о церквях, что существовали поблизости, в нём освятили два престола: в честь Николая и Бориса и Глеба. У 1854-1859 гг. на ремонт собора было израсходовано из казны 6023 руб. серебром, у 1887году – 4018 руб. Храм владел 66 десятинами земли, имел одну приписную церковь святого Георгия (построена на кладбище в 1875 г.) Священником был Николай Васильевич Перечепин. В 1923 г. церковь Рождества функционировала, дальнейшая её судьба теряется в гуще событий 1930-х гг.
http://cherven.blagochin.ru/xramy-blagochiniya/