Храмы Обоянского Знаменско-Богородицкого монастыря
В описании обители, составленном архимандритом Анатолием (Ключаревым), говорится: «нужно полагать, что построение Обоянского монастыря последовало в 1663–1664 г.г., когда и сам город из сторожевого преобразован был в уездный. По выписи из межевых книг писца Абрама Мантурова 1691–1697 г.г., выданной в 1752 г. по челобитью Обоянского монастыря наместника иеромонаха Августина “…в Обоянском городе на посаде построен монастырь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, а в приделе святых преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких, по реке Пслу, в вышнею сторону Обоянскаго города за большим врагом, что с леском, на старинном городище, дано к монастырю под монастырский двор, и под дворы, и под огороды всяких монастырских слуг и служебников земли 8 десятин…”».
По выписи из межевых книг 1691–1697 г.г. в новопостроенном Обоянском монастыре показана была одна церковь “во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом святых преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких”. Конечно, и эта единственная церковь была деревянная, … и ей суждено было сделаться жертвою пламени в 1700 г., истребившего тогда все без остатка. Но с 1730 г., как показывают нам документы сего монастыря, было здесь уже две церкви каменных, долгое время остававшихся с деревянною кровлею (по описи в монастыре в 1764 г. при архимандрите Наркиссе). Здесь уместно привести фрагмент метрики Обоянского Знаменского монастыря 1887 г., в которой архимандрит Вонифатий сообщает, что «обе церкви построены в 18-м столетии, позднее 1700 г., потому что по сказанию монастырских документов церковь со всеми постройками была истреблена пожаром 1700 года».
Вопрос о времени сооружения каменных храмов Знаменского монастыря актуален еще и потому, что на старой открытке с изображением обоянского Свято-Троицкого собора указано, что каменная Троицкая церковь постройки 1743 г. самая древняя в Обояни.
К сожалению, архимандритом Анатолием не названы документы, свидетельствующие о наличии двух каменных церквей в Знаменском монастыре, но он, видимо, ими располагал. В «Описании» архимандрит пишет, что по ведомости 1764 г., представленной Обоянским монастырем в Казенный приказ, «настоящая церковь Божия во Знамение Пресвятой Богородицы значилась каменною как внутри, так и крышкою состоит не ветхая, построена христолюбивым подаянием». Шатер колокольни Знаменской церкви до 1850 г. был увенчан не крестом, а короной с небольшим крестиком. По мнению архимандрита Анатолия, эта корона, возможно, «напоминала собою о ктиторах сей обители или, по крайней мере, о щедротах из царского дома при воссоздании или же при возобновлении оной». В 1850 г. сильная буря сорвала корону и она была заменена восьмиконечным крестом.
21 июня 1853 г. был утвержден «проект на перестройку и распространение церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы при монастыре в городе Обояни». Согласно этому проекту, церковь приобрела две пристройки и стала трехпрестольной: главный престол остался «в честь и славу иконы Знамения Пресвятые Богородицы Курския», с северной стороны появился престол во имя св. Николая Чудотворца, с южной — Зачатия св. Анны. Перестройка была осуществлена на средства обоянской помещицы Варвары Николаевны Крыловой.
В 1877 г. архимандрит Вонифатий писал курскому епископу Сергию о необходимости замены обветшавшего купола храма. По резолюции епископа переделка купола была поручена епархиальному архитектору А. Н. Еремееву. 14 марта того же года харьковский купец К. Е. Гринвальд по контракту обязался сделать новые полы и двери, заменить купол и возвести еще четыре главы, а также оштукатурить и покрасить стены водяными красками, что и было им сделано.
Колоколов было шесть, самый большой из них был установлен при архимандрите Тихоне и ризничем и иеромонахе Пимене в 1851 г. В северном приделе церкви находился список с чудотворной иконы Богоматери Толгской.
Точное время постройки Предтечиевской (Предтеченской) церкви, находившейся к северо-востоку от Знаменской, неизвестно. Есть только сведения о том, что она был возведена «иждивением помещика Харлампия Переверзева». До 1859 г. храм оставался однопрестольным. «Проект пристройки к существующей каменной церкви во имя Иоанна Крестителя при Знаменском монастыре в городе Обояни теплой церкви» был утвержден 10 февраля 1859 г. Предполагалось добавить к церкви два придела, а также пристроить с западной стороны галерею с входными крыльцами. Работа была возложена на орловского однодворца Я. А. Галактионова, который обязался пробить в здании восемь арок и устроить придел во имя Ильи Пророка на южной стороне церкви и придел в честь Трех вселенских святителей на северной.
Следующее обновление Предтеченской церкви состоялось в 1871 г.: были сделаны три иконостаса, написаны иконы, церковь изнутри покрашена, в куполе написан «Бог Отец с херувимами», в главном алтаре — «Святой Дух», арки и окна расписаны под мрамор.
В алтаре церкви находилась икона Ченстоховской Божьей Матери. На окладе ее имелась надпись: «Изображение чудотворныя Ченстоховския иконы Пресвятой Богородицы, обретенная царицею Еленою в Иерусалиме, перенесенная в 1382 г. из Красной Руси в Польшу, где и до днесь». Икона была пожертвована в Обоянский монастырь врачом, коллежским асессором Дмитрием Ивановичем Розовым, в 1855 г.
В 1869 г. в перестроенном жилом двухэтажном корпусе монастыря был открыт еще один храм: «В честь и славу Нерукотворенного образа Спасова».
http://old-kursk.ru/book/obojan/ra153.html