ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шкнятино, урочище. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.


Шкнятино, урочище. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:приблизительно 1300 - 1600.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Новгородская область, Солецкий район, Шкнятино, урочище

Координаты: 58.099768, 30.262506 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Шкнятино, урочище, Солецкий район, Новгородская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Шкнятино, урочище, Солецкий район, Новгородская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Шкнятино, урочище, Солецкий район, Новгородская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото нач. XX в. из фондов рукописного архива ИИМК РАН<br>, Шкнятино, урочище, Солецкий район, Новгородская область
Фото нач. XX в. из фондов рукописного архива ИИМК РАН
Дмитрий Волохов
1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


На крутом косогоре правого берега Шелони, по её течению ниже железнодорожного моста, расположено одно из самых древних мест Солецкого района. Сейчас на косогоре обширнейшее кладбище, а почти тысячу лет назад здесь находился административный и духовный центр Псковско-Новгородской земли - Скнятинский (Шкнятинский) погост.

... Шла зима 947 года. Княгиня Ольга, посетив свой родной Плесков (Псков), ехала на Новгородчину. Она бывала в этих краях неоднократно, создавая погосты по берегам рек Шелонь, Мшага, Ловать, Пола и другим, а вот теперь намеревалась создать их и по реке Мста. Погосты создавались ею не только как административные центры определенных территорий, где располагались местные власти, производился подсчет населения и их податного имущества, сосредотачивались собранные налоги, но и как центры распространения христианства. В то, что христианство будет принято на Руси, она крепко верила. Верила, что сделают это её внуки, и прежде всего её любимец - князь Владимир. А сама она, отойдя от власти и мирских дел, примет постриг и станет на Руси не только первой христианкой, но и первой монахиней.

До Новгорода оставалось еще около 100 верст. Где остановиться на отдых и ночлег? В погосте Скнять или в Мусицком? Скнять! Название погосту дал глава её дружины на своей, южнославянской мове (речи), на которой слово "скнять" означает косогор, долину, речное русло, густо усеянное камнями, а их здесь великое множество.

Остановились в Скнятинском погосте. Княгиня любила это место, красивое в любое время года, а особенно весной. На, крутом, обрывистом берегу спрятались постройки погоста, молитвенный шатер. А внизу под обрывом негодует Солонь (так в древности называлась Шелонь). Здесь пороги перегородили путь её водам, и они бьются о камни, кипя и шумя. Береговая круча в зарослях малины, черемухи, сирени, а по верху косогора, как ратники в дозоре, стоят ели и сосны. Из-за них не заметно построек; даже высокой сторожевой башни, с которой видно далеко окрест...

Прошли годы, Русь приняла христианство. Жизнь народа оставалась беспокойной. С вожделением поглядывали на Русь литовцы и поляки, шведы и тевтоны, и даже датчане. Ссорились между собой князья. В начале XI века особенно досаждал Новгороду полоцкий (белорусский) князь Брячислав. Он трижды, в 1019, 1921 и 1030 годах, предпринимал попытки овладеть Новгородом, но каждый раз был бит. К себе в Полоцк его дружина уходила по Шелони, грабя и сжигая всё при отступлении. Трижды разграблялся и Скнятинский погост. Сын Брячислава Всеслав в 1065 г. всё-таки взял Новгород, пленил многих жителей, не пощадил церквей, у Софии новгородской снял паникадила и колокола. Но вынужден был покинуть Новгород, и уходил, как и его отец, с разбоем по Шелонской дороге.

Чувствуя, что угроза с Запада не ослабевает, псковичи и новгородцы стали не только в городах, но и погостах возводить каменные храмы, которые служили не только культовыми, но и оборонительными сооружениями. В таких храмах, в случае необходимости, укрывались жители округи, а в церковных подвалах и подземных ходах хранился запас продовольствия, оружия и воды. Княжеские и владычные (епископские) дружины обязаны были защищать церкви до самого последнего война.

И такая каменная церковь, из толстых известняковых плит, была построена в Скнятине на рубеже XI-XII веков (примерно 1090-1110 гг., точной даты, к сожалению, узнать не смог). По всему периметру территорию погоста, а это все нынешнее обширное по размерам Шкнятинское кладбище, обнесли каменной стеной. Эта стена-забор даже в 30-е годы XX века выглядела весьма внушительно: в высоту - 2, 5 метра, в толщину - 1,5 м. За время своего существования церковь значительно расширилась за счет пристроек, сложенных уже из кирпича, и в 1930-е гг. представляла собой целый архитектурный комплекс. Наиболее заметной её частью была высокая трехъярусная колокольня, построенная по типу пирамиды - широкая нижняя часть, служившая входом в храм, к верху заметно сужалась. Колокольня сразу же переходила в здание пристройки, примыкавшее, в свою очередь, к основному (старейшему) помещению церкви. На этом основном здании к старому центральному куполу добавилось ещё четыре, и по своим размерам церковь могла относиться к категории соборов. От главных ворот каменной ограды к церкви пролегала широкая дорога, длиной метров 200-250, выложенная известковыми плитами и обрамлённая мощными берёзами. Рядом с главными воротами (к западу от церкви в сторону нынешнего железнодорожного моста) раскинулась небольшая деревенька, которая только в последней четверти XIX века переселилась из-за каменной ограды, оставив на своём месте вишнёвый сад, и только в 1930 г. на ёё бывшей территории появились первые захоронения.

С возникновением при царе Иване Грозном слободы Сольцы, Скнятинский погост начинает терять свое административное значение и все больше становится духовным центром. Со временем и само название Скнять-Скнятино трансформировалось в Шкиятино, затем в Шкнятино.

До создания в России губерний погост Скнятино входил в состав Псковской провинции. 27 апреля 1727 г. была образована Новгородская губерния в составе Новгородской, Псковской, Великолукской, Белозерской и Тверской провинций, поделенных на уезды. В 1774 г. в составе Новгородской губернии выделился новый уезд - Порховский. В числе других к нему отошли погосты, расположенные на территории современного Солецкого района (даю их по существующим тогда названиям): Мусицкой, Илеменской, Шкиятенский, Дубровенский, Рютенский (Ретновский). По населению самый большой из погостов - Илеменский, в нем проживало 1299 душ мужского пола (женщины не учитывались), самый маленький - Шкнятинский, 309 душ. В деревнях Мусицкого погоста было 611 душ мужского пола. Слобода Сольцы входила в Мусицкий погост.

В 1777 г. образовалась Псковская губерния, в состав которой вошел и Порховский уезд. По Шелони граница между псковскими и новгородскими землями проходила в районе деревень Сомино, Свинорд (Невское) и Горки, относившихся в то время к Старорусскому уезду Новгородской губернии. Со временем погосты были заменены новыми административными образованиями - волостями, в большинстве своём с центрами в бывших погостах. Однако Скнятино (Шкнятино) не стало центром волости, хотя осталось духовным центром большой округи. В Шкнятинский приход входило население деревень Замостье, Куклино, Городок, Немецкая Лука и другие. Но вот уже 60 лет как нет ни Шкнятинской церкви, ни деревеньки Шкнятино. Что же произошло?

В 1938 г. в Сольцах началось строительство военного аэродрома. Под основу взлетно-посадочных полос требовалось много камня. И его решили взять, разобрав действующую Шкнятинскую церковь и внушительный каменный забор вокруг кладбища. Население деревень Каменка и Замостье, представители интеллигенции Сольцов (учителя, врачи, журналисты) писали в Ленинградский обком ВКП(б) А.А. Жданову, что церковь в Шкнятино древняя, ей 800 лет и ее надо сохранить как исторический памятник. Ответ всем был однотипен: церковь в Шкнятино не представляет исторической ценности, не возражает против ее сноса и руководство Новгородской епархии (хотя Шкнятинская церковь тогда относилась к Псковской епархии).

Церковь закрыли, все, что в ней находилось, куда-то увезли, священники уехали. Работы по разборке шли в ударном темпе. Каменный забор разрушался вручную ломами, применяли, правда, в крайне редких случаях и взрывчатку. Камни сразу же грузились на автомашины и мобилизованный со всех колхозов района гужевой транспорт (лошади с телегами) и вывозились в Сольцы на аэродром. Затем началась разборка колокольни. Колокола спускали на талях. Но все же самый большой, так называемый набатный, сорвался с талей, упал на каменную плиту и долго глухо гудел, как бы говоря: "Люди, что вы делаете?". Вслед за колокольней быстро разобрали пристройку и взялись за первое, старинное здание церкви. И тут споткнулись: разбить стены и крышу, сложенные из толстых и крепко скрепленных известковых плит, не удалось. Так и осталось стоять это старинное основное здание с облупленными стенами и полуразрушенными куполами, на главном из которых в 1940 г. вместо креста росла березка. Разбили стены древней церкви уже немцы в годы оккупации, используя каменные плиты при возведении ДОТов, а окончательно "добили" церковь уже после Отечественной войны жители Замостья и Каменки. И еще десяток лет был заметен холм на месте старинной церкви, а сейчас и его не найдешь.

В 1940 г. перестала существовать и деревенька Шкнятино. В 1939-40 гг. в Ленинградской области проходила кампания по ликвидации хуторов. В постановлении об их ликвидации говорилось, что они расположены среди колхозных угодий и мешают внедрению севооборотов, передовой технологии, являются причиной потравки посевов. И хотя в Солецком районе, да и вообще на Новгородчине, хуторов насчитывались единицы, кампания получила широкий размах. Для статистики и доказательства ревностного исполнения вышестоящих решений, местные власти отнесли к хуторам небольшие деревеньки, в 6-8 домов, в т.ч. и Шкнятино, хотя оно никак не относилось к хуторам, располагаясь на косогоре берега Шелони и возле кладбища, которое не перенесешь и дорогу к нему не закроешь. Да и пахотных земель колхоза в Замостье здесь не было. Примыкающие к Шкнятино земли отличались скудностью плодородного слоя, были сильно засорены камнем и использовались под пастбища. Но к лету 1940 г. деревенька Шкнятино перестала существовать. Часть ее жителей переселилась в Замостье, остальные - в Сольцы. Государство дало им беспроцентные ссуды, и семьи, переехавшие в Замостье, уже осенью 1940 г. справили новоселье.

Такова далеко не полная история возникновения и гибели Шкнятинской церкви и деревеньки Шкнятино. С их историей связано и развитие на Шелони мельничного производства. Первая мельница на Шелони и запруда через реку (плотина из камня) были сооружены перед Шкнятинскими порогами. Затем мельницы получили на Шелони широкое развитие. В пределах современного Солецкого района, были возведены запруды близ деревень Немецкая Лука (теперешней Сосновки, вблизи интерната), Каменка, Блудово. Мельницы у этих запруд функционировали вплоть до Отечественной войны, а Блудовская еще с десяток лет после войны.

На левом берегу Шелони, напротив Шкнятино, была небольшая деревенька, где многие годы "спасались" староверы. Старообрядческая община в Сольцах до войны была довольно крупная и имела свой молитвенный дом на набережной Шелони. Эта молельня была закрыта в 1938 г., а каменное здание отдано под какое-то учреждение.

Е. Бундзен, заслуженный работник культуры России. Скнятинский (Шкнятинский) погост. "Солецкая газета" №№ 16 и 17 (2 и 5 марта 1999 г.). http://soltsy.orthodoxy.ru/our_land/soltsi_area_files/skniatino/skniatinsky_pogost.html



Комментарии и обсуждение


Священник из погоста Шкнятино в 1937 г. уехал недалеко - в Новгород. Его там 27 октября 1937 г. расстреляли. Арестован он был 4 сентября 1937 г., звали его Илья Алексеевич Успенский (Ленинградский мартиролог. Т. 5. С. 190).

8 марта 2023.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.