В 1722 году, тщанием местных жителей, была устроена деревянная церковь во имя Воскресения Христова в селе Матвеевском, Пошехонского уезда, в сорока верстах от села Пертомы, нынешнего города Пошехонья. Кто были строители храма, вновь ли его сооружали, или же строили храм вместо прежнего, обветшавшего, остается неизвестным; но безошибочно можно полагать, что это были помещики. Простым обывателям из крестьян на такое многотрудное дело не достало бы ни средств, ни уменья. Обилие лесов в той стороне и бывшее тогда крепостное право, дававшее дешевый, почти даровой, труд, тем более могли способствовать такому устроению храма Божия. Но для церкви, раз устроенной, необходим служащий причт. приходских людей при церкви села Матвеевского было немного. Средства к содержанию причта оказывались также недостаточными, и потому нельзя полагать, чтобы члены служащего причта при Воскресенской церкви жили подолгу.
В первых годах настоящего столетия, именно в 1807 г., всех приходских людей здесь было мужеска пола 54 души и женского 55, принадлежащих, по крепостному владению, четырем разным владельцам. Церковь Воскресения была тогда утварию достаточна, но с обветшавшею крышей, не охранявшей здания от течи. Причтовой земли имелось при церкви 36 десятин да еще писцовая пустошь Худобино, мерою 114 десятин, данная кем-либо из помещиков на содержание Матвеевского причта. Священником при церкви той был некто Никифор Иванов, имевший в семействе, кроме жены, пятерых детей: дочь Анну 21 г., сыновей Василия 19-ти и Григория 15-ти, обучавшимся в первом русском классе семинарии, и двоих малолетних, живших в доме своих родителей. В 1808 году в числе причта показан дьячок Иван Иванов холостой 20 лет, вновь определенный в означенном году. В 1809 году церковь эта уже оказалась приписною к соседней церкви села Тутанова. Из формуляров видно, что многосемейный священник Никифор перепросился в более состоятельный и многочисленный приход села Новленского. Желающих занять Матвеевское священническое место вновь не нашлось, что и вынудило епархиальное начальство приписать эту церковь к селу Тутанову. Туда же перечислены были церковная ризница, книги, церковное имущество, а также причтовая земля и пустошь Худобино.
Это невольное перечисление Матвеевского прихода тяготеет на нем до настоящего времени. Ближние ко храму Воскресения Христова жители конечно не могли сразу освоиться с понесенною утратою. Она тем более ими чувствовалась, когда наступал день воскресный, или приближались великие праздники, и местным жителям от своей церкви приходилось идти в не близко стоящую церковь села Тутанова. Время от времени являлась нужда ремонтировать храмовое здание; тогда еще более казалось тяжелым такое положение. По бедности своей местные жители не имели средств на церковные поправки; особенного старосты к сей церкви не избиралось, а потому не было и ответственного лица, которому можно было бы вменить в обязанность заняться поправкою ветхостей церковных. К настоящему 1891 году церковь эта имела полусгнившую крышу, покосившееся крыльцо и колокольню, наклонившуюся очень много и близкую к падению.
При таком положении дела, в конце февраля прошлого 1890 года в село Матвеевское явились из соседнего Вологодского уезда два лица, бывший в селе Домшине единоверческий священник Максим Горев и с ним начетник-крестьянин, и начали уговаривать жителей перейти в единоверие, при чем обещали, что Правительство поможет им возобновить их церковь с древними в оной иконами и даст содержание причту, а он Максим и его товарищ послужат им. Бумага была у них заготовлена, которая без дальных колебаний Матвеевскими крестьянами и была подписана. Товарищ Максима отправился с нею в деревню Николино, стоящую еще дальше от Тутановской церкви, и отобрал подписи тамошних крестьян.
В начале марта к Преосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, представлены были два прошения: одно от Максима Горева с заявлением его собственного желания быть единоверческим священником при церкви села Матвеевского, а другое – от Матвеевских и Николинских крестьян с заявлением их ходатайства, чтобы
1) ветхую Воскресенскую в селе Матвеевсом церковь (православную) обновить и обратить в единоверческую,
2) чтобы назначить при ней Горева священником, а товарища его псаломщиком; при этом
3) перечислить к той церкви прежнюю причтовую землю 36 десятин и пустошь Худобино 114 десятин;
4) назначить от казны новому единоверческому причту жалованье по примеру других единоверческих церквей и
5) на обновление ветхого Матвеевского храма выдать деньги по благоусмотрению Его, Архипастыря, и снабдить ту церковь священною церковною утварию и единоверческими книгами.
По резолюции Его Высокопреосвященства оба означенные прошения препровождены были к местному благочинному, которым и представлены следующие по оным сведения.
ЯЕВ № 30 от 23 июля 1891 г. Ч. неофиц. Столб. 471-480