ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Николо-Чудцы, урочище. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Параскевы Иконийской
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1808.
Адрес:
Россия, Костромская область, Буйский район, урочище Николо-Чудцы

Координаты:58.846951, 41.471651


Добавить фотографию
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Николо-Чудцы, урочище - Буйский район - Костромская область
Фото С.А.Орлова нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1912
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Николо-Чудцы, урочище - Буйский район - Костромская область
Фото С. А. Орлова начала XX в. Фотоархив ИИМК РАН
Елена Григорьева
1 июня 1909
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Николо-Чудцы, урочище - Буйский район - Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  26 января 2017

Николаевская в Чудце (Николо-Чудцы) каменная, с такою же колокольнею и оградой; построена в 1808 г. попечением гг. Ивана Антонова, Ирины и Агриппины Карповых. Кладбище при церкви. Престолов 3: в холодной а) в ч. Казанской иконы Божией Матери, в теплой б) правый во имя святит. Николая, в) левый во имя вмч. Параскевы.

Расстояние от Костромы 150 в., от Солигалича 70 в. Ближайшие церкви: Благовещенская на р. Монзе Буйского уезда в 12 в., Ильинская с. Тутки в 18 в. и Васильевская с. Демьянова в 20 в.

http://www.old-churches.ru/so_040.htm

Приход Николо-Чудца (или, по документам XIX в., Никола-Чудцы). Его центр – погост Николо-Чудца – расположен на высоком холме у впадения ручья Николка (Никольского) в р.Кострому. Каменный храм, освященный в честь свт. Николая Чудотворца, был построен в 1808 г. и закрыт властями в 1930-х гг., однако не был разрушен. Его колокольня, которую видно со всех трех концов обширного прихода, до сих пор служит главным ориентиром и объединяющим центром его территории. Оригинальный храм в стиле классицизма состоит из приземистого четверика, увенчанного высокой крупной двухсветной ротондой, перекрытой куполом. Основной объём соединен с трёхъярусной стройной колокольней широкой трапезной. Имела тёплые приделы Николая Чудотворца и мчц. Параскевы Пятницы. Церковь сохранилась, в настоящее время заброшена.

http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=2958


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  25 сентября 2020

Незаурядный памятник провинциальной архитектуры в стиле зрелого классицизма с довольно редкой для сельских приходских храмов костромских земель объемной композицией. Расположен на северной окраине не существующего в настоящее время села, на высоком месте, недалеко от берега реки Костромы. Церковь Николая Чудотворца с приделами Казанской Богоматери и Параскевы Пятницы построена около 1808 г. на средства дворянок Ирины и Агриппины Карповых (вероятно, помещиц – прихожанок храма). Первоначально трапезная была короче и, по-видимому, соединялась с колокольней притвором. В 3-й четв. 19 в. в 50 метрах к юго-западу от храма был выстроен дом причта. Вероятно, тогда же была возведена и кирпичная ограда вокруг церковной территории – от нее сохранились фрагменты двух массивных пилонов западных ворот (на северном пилоне уцелела одна из двух колонн). Предположительно в кон. 19 в. трапезная была удлинена в западном направлении, при этом были переложены своды в ее старой части. В советское время разобраны крыльцо перед северным входом в храм и каменная ограда вокруг церкви. В кон. 20 в. утрачен классицистический иконостас храма. Кирпичное здание побелено по кладке.

Трехсветная купольная ротонда храма, увенчанная восьмигранным световым барабаном и луковичной главкой, составляет ядро продольно-осевой композиции церкви. К храму примыкают апсида, в плане имеющая три четверти окружности, и более широкая прямоугольная в плане трапезная со скругленными и раскрепованными восточными углами. Трехъярусная колокольня состоит из четвериков почти одинаковых размеров, создающих стройную столпообразную вертикальную композицию, завершенную «вспученной» кровлей с восьмигранным барабаном и шпилем.

Стены ротонды разделены на два яруса массивным антаблементом, продолжающимся также в завершении фасадов апсиды и трапезной. С юга и севера нижний ярус ротонды прорезан тремя прямоугольными проемами (в центре входным), над которыми подняты сандрики-полочки. Простенки расчленены парами трехчетвертных колонн (отдаленно напоминающих композитный ордер) с капителями, украшенными лепными волютами и растительными гирляндами. Опирающийся на них неполный антаблемент включает гладкий фриз и профилированный карниз с сухариками. Второй ярус ротонды расчленен сдвоенными пилястрами тосканского ордера на 12 прясел; четыре из них, расположенные по главным осям, шире остальных. В каждом прясле в два света размещено по одному прямоугольному и одному круглому окну. Над нижними проемами выложены сандрики-полочки. В завершении стены проходит полный антаблемент со ступенчатыми консолями в профилированном карнизе. Барабан по странам света прорезан прямоугольными окнами, а узкие диагональные грани обработаны сдвоенными пилястрами. Стены апсиды и трапезной равномерно расчленены тосканскими пилястрами, чередующимися с прямоугольными окнами (тремя в апсиде и шестью на южном и на северном фасадах трапезной, в том числе по одному ложному). Как и в ротонде, проемы здесь акцентированы сандриками-полочками.

Нижний ярус колокольни имеет на западном фасаде прямоугольный входной проем и полукруглое окно над ним, а выше расположена прямоугольная ниша, в которую вписано ложное полукруглое окно с трехчастным клинчатым замком. Выступающие по краям фасада трехчетвертные колонны, аналогичные ордеру нижнего яруса храма, несут треугольный фронтон с двухступенчатыми консолями в профилированном карнизе. Такой же композицией обладают северный и южный фасады первого яруса колокольни, но вместо входа там выложена ниша. Два верхних яруса со всех сторон прорезаны высокими арочными проемами. Во втором ярусе их фланкируют трехчетвертные колонны, несущие треугольный фронтон, в третьем – полуколонны, на которые опирается неполный антаблемент. В кровле с четырех сторон устроены круглые люкарны.

На стены ротонды опирается купольный свод с круглым отверстием светового барабана, внутри имеющего цилиндрическую форму и перекрытого маленьким куполом. Три узких арочных проема ведут из храма в апсиду, перекрытую конхой. Более широкий проем с лучковой перемычкой соединяет храм с четырехстолпной трапезной. Над этим проемом на западной стене выступает деревянный балкон хор. По сторонам прохода, между храмом и трапезной в толще стен расположены небольшая кладовая с металлической одностворчатой дверью (с севера) и кирпичная лестница на хоры (с юга). Пространство трапезной делится четырьмя крещатыми в плане столбами и опирающимися на них подпружными арками на девять компартиментов с парусным сводом над каждым из них. В первом ярусе колокольни выложен коробовый свод с двумя распалубками. Кирпичная внутристенная лестница, поднимающаяся на второй ярус, расположена в северо-восточном углу.

В церкви сохранились небольшие фрагменты масляной живописи, исполненной, судя по жесткому ленточному плетению в орнаментике, на рубеже 19 – 20 вв. На своде апсиды в тянутой круглой раме изображен Святой Дух в виде парящего голубя. В расходящихся от него радиально пяти секторах, также очерченных тянутыми рамами, представлена композиция пятичастного Деисуса в рост. По сторонам центрального окна помещены композиции: «Христос и Мария Магдалина» с севера, «Рождество Христово» с юга. В куполе основного объема храма, расчерченном на сектора, представлены Саваоф и Собор архангелов. В основании купола проходит тянутый карниз с мутулами и сухариками. Стены ротонды первоначально были обработаны штукатурными каннелированными пилястрами, позднее сбитыми (за исключением нижней части на высоту 1,5 м) и замененными живописными фигурами святых и орнаментом. До кон. 20 в. сохранялись композиции на стенах между круглыми окнами и под окнами второго света. В трапезной на своде алтаря северного придела изображено «Богоявление», на своде алтаря южного придела – «Рождество Христово».

В трапезной частично сохранились два придельных деревянных двухъярусных иконостаса, выполненных в формах эклектики.

Дом причта, 3-я четв. 19 в. Одноэтажное кирпичное и оштукатуренное здание, выстроенное в формах сдержанной эклектики. Прямоугольный в плане объем, вытянутый с востока на запад, до кон. 20 в. завершался двускатной кровлей (в настоящее время отсутствующей). Его углы акцентированы огибающими рустованными лопатками, стены завершены ступенчатым карнизом. Все фасады прорезаны равномерно расположенными прямоугольными окнами (частично ложными), заглубленными в высокие ниши такой же формы: по три на торцовых фасадах и по шесть на продольных. По осям окон снизу и сверху помещены горизонтальные прямоугольные филенки.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 273; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 255. № 672; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 302. Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 43; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 62; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 183-185.

http://svodokn.ru/object/111970988?open=true



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.