ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кейзес. Церковь Николая Чудотворца.


Кейзес. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1892 и 1898.
Год утраты:приблизительно 1964
Адрес:
Россия, Омская область, Седельниковский район, с. Кейзес

Координаты: 56.935075, 75.734509 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Николая Чудотворца, Церковь Николая Чудотворца обезглавленная и без колокольни, снимок 1961 г. Источник: ГАОО <br>, Кейзес, Седельниковский район, Омская область
Церковь Николая Чудотворца обезглавленная и без колокольни, снимок 1961 г. Источник: ГАОО
Елена Григорьева
1 июня 1961
Церковь Николая Чудотворца, Фото с сайта https://pastvu.com/p/433243<br>, Кейзес, Седельниковский район, Омская область
Фото с сайта https://pastvu.com/p/433243
Андрей Агафонов
1 января 1950



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 ноября 2016

Село расположено невдалеке на реке Кейзес, приход занимает возвышенную площадь среди окружающих его болот. От епархиального города – в 350 верстах, от благочинного – в 210 верстах. Церковь однопрестольная, в честь св. и чудотворца Николая, построена на средства прихожан в 1892 г. Зданием деревянная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, обшита снаружи тесом и выкрашена. Прочна, вместительна и утварью достаточна.

Капиталов церкви на 1 января 1908 г. имелось 216 руб. 85 коп. В деревне Рагозиной построена церковь. Штат причта утвержден из священника и псаломщика с жалованием – первому 600 руб. и второму 200 руб. в год. Деревня эта вместе с другими: Рагозино, Елизарово, Ельничная, Николаевка, Верх. Тунгузы, Щелкановка, Неждановка, Саратовка, Соловьевка, Успенка, Чемеричная, Спасская, Кирпичная и Димитриевка выделяется в самостоятельный приход.

Население прихода – 2938 душ муж. пола и 2853 души жен. пола. Исключительно старожильских деревень две: Рагозина и Елизарова, в остальных поселках переселенцы из Вятской, Харьковской, Могилевской, Витебской, Виленской, Смоленской, Минской, Орловской и Саратовской губерний. Среднее число за год крещений – 450, браков – 85 и погребений – 250.

Церковно-приходское попечительство есть. Церковно-приходская школа существует с 1898 г., помещается в собственном здании. В дер. Рагозиной имеется министерское училище.

Пахотной и сенокосной земли при церкви имеется 99 дес., плана на нее нет. Для помещения причта имеются удобные причтовые дома с надворными постройками. Дровами причт пользуется из собственных лесных угодий и частью покупает у крестьян по цене от 1 руб. до 1 руб. 50 коп. за погонную саж.

Жалования от казны положено: священнику – 140 руб., диакону – 150 руб., псаломщику – 100 руб. в год. Кроме того, священник от прихожан получает 160 руб. в год. Братских доходов поступает до 900 руб. в год. Капиталов причта нет. К содержанию церкви прихожане относятся исправно, а от ремонта причтовых домов в большинстве случаев отказываются.

Пасхальное хождение со св. иконами бывает только по приглашению. Крестные ходы по полям бывают только в старожильских деревнях, а по окончании полевых молебнов служатся таковые и по домам. В переселенческих поселках крестных ходов не бывает. «Съезжие» праздники: в селе – 6 дек., в дер. Тимофеевой и Бакиной – 1 янв., в дер. Нелюбовой – 6 янв., в дер. Рагозиной – 25 дек.

Болотистая местность мешает развитию в приходе хлебопашества, молочное хозяйство развить слабо. В приходе имеется до 10 сепараторов и 1 маслодельный завод, принадлежащие частным лицам. Пчеловодством занимаются в малых размерах, побочным занятием населению служат охота на птицу и зверя, сбор и продажа кедровых орехов. В дер. Бакиной и частью в селе пилят тес и занимаются выгонкой смолы и дегтя. В селе имеются 4 торговых лавки, небольшой кожевенный завод, 2 кирпичных завода, принадлежащих частным лицам, несколько водяных мельниц, 1 завод для выделки семенного масла и 3 таковых же в деревнях.

Причта по штату положено и состоит налицо: священник, диакон и псаломщик.

Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 апреля 2020

Село Кейзес Тарского уезда основано в 1860-е гг. выходцами из Малороссии и Вятской губернии, расположено на реке Кейзес, невдалеке от р. Уй. Тара находится в 100 верстах, Омск - в 350 (совр. Седельниковский район). В 1892 г. на средства прихожан была построенна церковь. Церковь получилаась ладная: деревянная с колокольней, обшита тесом и выкрашена, прочна, вместительна, утварью достаточна. С 1894 по 1898 гг. к храму были пристроены колокольня, лестница и сторожка.

В январе 1915 г. в Духовной Консистории рассматривалось прошение прихожан церкви с просьбой разрешить увеличить церковь, пристроив два придела и приподняв среднюю часть храма. Проект был утвержден в Тобольске. Разрешение Консистории было получено. Внешний облик храма можно описать только по фотографии 1961 года, когда он уже был значительно искажен.

Храм имел традиционную для России композицию, к основному объему примыкала трехгранная апсида, по сторонам света - прямоугольные приделы, с запада трапезная и притвор. Храмовая часть имела высокое четырехгранное завершение, прорезанное прямоугольными окнами - по два с каждой стороны и с вальмовой крышей. Приделы - вход с прямоугольными окнами по обеим сторонам от него и фронтон с окном посередине. Трапезная и притвор также имели прямоугольные окна.

В приходе состояли деревни Рагозино, Елизарово, Ельничная, Николаевка, Верхние Тунгузы, Тунгузы, Щелкановка, Неждановка, Саратовка, Соловьева, Успенка, Чемеричная, Спасская, Кирпичная, Дмитриевка. Население прихода в начале 1910-х гг. 5791 человек, раскольников 195 человек в Елизаровой. Деревни старожильческие и переселенческие. За год бывало 450 крещений, 85 браков, 250 погребений. Церковно-приходская школа существовала с 1898 г. и помещалась в собственном здании. Земли у причта 99 десятин. Для причта имелись удобные дома. Братских доходов было 900 рублей в год. Бывали пасхальные хождения и Крестные Ходы по полям в старожильческих деревнях. В селах бывают «съезжие праздники».

В 1900 г. священником становится В.М. Арбузов. В это же время дьяконом служил И.П. Александров, псаломщиком (7 лет) - Ф.А. Попов.

В 1920 г. церковь подверглась национализации.

1 октября 1933 г. служитель религиозного культа с. Кейзес Седельниковского р-на Федор Владимирович Волков (1870-?) был осужден 19 февраля 1934 г. на 3 года ИТЛ условно. С 1 марта 1933 г. священником был Ион Федорович Челпанов (1879-1937), который подвергался арестам в 1930 и 1933 годах. Его осудили 2 сентября 1937 г. и расстреляли в Таре 7 сентября 1937 г. Закрытие храма последовало за расправой над священниками.

Н.И. Лебедева, Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск ученой степени кандидата исторических наук. - Омск, 2000; П.Т. Сигутов, Указ. соч.; И.С. Голошубин, Справочная книга Омской епархии. - Омск, 1914; К.Ф. Скальский, Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии; И.В. Черказьянова, Служители и активисты Церкви, репрессированные на территории Омской области в 1920-х - начале 1950-х гг. Известия Омского государственного историко-краеведческого музея.- Омск, 1997; http://www.omskmap.ru/point/keizes/lore/85



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.