ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.


Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:1675.
Год утраты:1949
Адрес:
Иркутская область, Нижнеилимский район, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища)

Координаты: 56.763986, 103.793812 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1930
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1913
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото 1913-1915 годов из фондов Государственного центрального музея современной истории России<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото 1913-1915 годов из фондов Государственного центрального музея современной истории России
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  5 июня 2016

Введенская церковь, по свидетельству клировых ведомостей, построена в 1693 году. Она представляет из себя два поставленные рядом сруба, из которых восточный является более высоким. Каждый из срубов в отдельности покрыт двухскатною крышею. На крыше восточнаго сруба поставлен небольшой четверик, покрытый бочкою, которая повернута поперек главной оси здания. На бочке помещены две обитыя чешуею луковичныя главки, символизирующия двухпрестольность храма. С западной стороны церкви, во всю ея ширину, устроена досчатая крытая галлерея, заменяющая паперть. Внутри церковь разделяется на три части: трапезу, собственно церковь и алтарь.

...Все три описанныя выше Илимския церкви относятся к типу так называемых клетских храмов, и в некоторых особенностях их построения и убранства, в тех же, например, бочечных перекрытиях, в форме глав, обиваемых чешуей («лемехом»), можно усмотреть влияние излюбленных мотивов стариннаго севернорусскаго церковнаго Зодчества.

Серебренников И.И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии. Иркутск, 1915.


Марина Зуйкова  5 июня 2016

"За две версты до Илимска, в так называемой «Слободе», Владыка осмотрел другой древний храм — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. Николая. Здание, построенное из здорового лиственничного леса, просмолело, сделалось черным и, кажется, простоит еще не один десяток лет. Здесь обращают внимание всякого посе­тителя два больших деревянных креста внутри храма пред алтарем; один из них, передают старожилы, сделан из де­рева на корне, по желанию строителя храма воеводы Анд­рея Змеева; крест — вышиной до потолка, действительно имеет свое основание под полом храма, — возможно, что предание передается правильно. Воевода же, строивший храм, видимо, был командирован Царем для устройства дел государственных в крае. На карнизе, под главою храма, сохранилась длинная доска с малоразборчивой надписью. Чрез увеличительное стекло можно прочесть: «лета 7181 (сла­вянским шрифтом) построена сия церковь при Царе Алек­сие Михайловиче, всея белыя и малыя России». По записям церковным храм значится построенным в 1696 году (вероят­нее в 1673). Лики Спасителя и Божией Матери на иконах в иконостасе очень отличаются от современной живописи и по письму, и по размеру, особенно по размеру (весьма крупные). Вместо подсвечников пред иконоста­сом висят какие-то древние светильни; в них вставляются восковые свечи. Храм этот стоит при повороте почтового тракта с Илима на Лену. Увенчанный двумя изящными гла­вами, искусно покрытыми драньем, он невольно обращает на себя внимание путника и красноречиво говорит ему о вере и глубокой религиозности наших предков — завоева­телей Сибири".

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г. Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.)

http://www.pribaikal.ru/standpoint/article/9300.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 ноября 2022

Точная дата строительства церкви не установлена. Клировые ведомости относят ее основание к 1696 году, но на карнизе имелась малоразборчивая надпись, свидетельствующая о построении церкви в 1673 г.: "лета 7181 (1673) построена сия церковь".

Это был клетский храм длиной 9 саженей 2 аршина, шириной 4 сажени 2,5 аршина. Стены ее были сложены из массивных бревен с рубкой углов с остатком. Необычно устройство храма и алтаря в одном объеме, сложенном едиными венцами, в то время как еще в 1660-е г.г. архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон строго предписал, что алтари у церквей должны быть только прирубленными, "а не в одной стопе с храмом". Высокий четвериковый сруб храма имел с западной стороны более низкий прируб трапезной. Над кровлей храма возвышался малый четверик, завершенный бочкой, с коньком и двумя одинаковыми главками. Двуглавие храма означало наличие двух приделов: один во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, другой - во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Храм отделялся от трапезной капитальной стеной с дверью и крупными проемами по сторонам. Введенская церковь первоначально отапливалась по-черному. Печь размещалась под полом, во время топки дым шел в трапезную, наглухо закрытую в это время от храма. В верхней части стены было прорублено окно, через которое дым выходил наружу. После топки печь "куталась", открывались двери и специальные проемы между трапезной и храмом - таким образом нагревалась вся церковь. К концу ХIХ в. черная печь была заменена на обычную.

Иконостасы обоих приделов простой столярной работы были в два яруса. У клиросов стояли массивные деревянные восьмиконечные кресты до двух саженей высотой. Согласно народному преданию, один из крестов был сделан "на корню" по желанию воеводы А. Змеева. Основание креста действительно было зарыто в землю и выходило в храм из-под пола. Летописи отмечают, что все иконы храма были древние, написанные на холсте и прочно наклеенные на доски.

Введенская церковь - уникальный памятник архитектуры второй половины ХVII в., была варварски разрушена в 1949 г., несмотря на то, что с 1925 г. согласно постановлению Иркутского губисполкома, а с 1948 г. - постановления СМ РСФСР, она охранялась государством.

Православие на Илиме. г. Железногорск-Илимский, http://www.pravilim.zachalo.ru



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.