ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.


Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:1675.
Год утраты:1949
Адрес:
Иркутская область, Нижнеилимский район, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища)

Координаты: 56.763986, 103.793812 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1 января 1930
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1 января 1913



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  5 июня 2016

Илимск, урочище. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь

Небольшая деревянная церковь, по надписи над карнизом датируемая 1675 годом. Прямоугольный сруб, крытый двускатной кровлей, увенчанный небольшой поперечно ориентированной бочкой с двумя небольшими главками, с запада и севера охваченный папертью. Главный престол - Введения во храм Пресвятой Богородицы. Второй престол Никольский. Закрыта не позже 1930-х годов, сломана в 1949 году.

http://iemp.ru/

Введенская церковь, по свидетельству клировых ведомостей, построена в 1693 году. Она представляет из себя два поставленные рядом сруба, из которых восточный является более высоким. Каждый из срубов в отдельности покрыт двухскатною крышею. На крыше восточнаго сруба поставлен небольшой четверик, покрытый бочкою, которая повернута поперек главной оси здания. На бочке помещены две обитыя чешуею луковичныя главки, символизирующия двухпрестольность храма. С западной стороны церкви, во всю ея ширину, устроена досчатая крытая галлерея, заменяющая паперть. Внутри церковь разделяется на три части: трапезу, собственно церковь и алтарь.

...Все три описанныя выше Илимския церкви относятся к типу так называемых клетских храмов, и в некоторых особенностях их построения и убранства, в тех же, например, бочечных перекрытиях, в форме глав, обиваемых чешуей («лемехом»), можно усмотреть влияние излюбленных мотивов стариннаго севернорусскаго церковнаго Зодчества.

Серебренников И.И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии. Иркутск, 1915.


Марина Зуйкова  5 июня 2016

"За две версты до Илимска, в так называемой «Слободе», Владыка осмотрел другой древний храм — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. Николая. Здание, построенное из здорового лиственничного леса, просмолело, сделалось черным и, кажется, простоит еще не один десяток лет. Здесь обращают внимание всякого посе­тителя два больших деревянных креста внутри храма пред алтарем; один из них, передают старожилы, сделан из де­рева на корне, по желанию строителя храма воеводы Анд­рея Змеева; крест — вышиной до потолка, действительно имеет свое основание под полом храма, — возможно, что предание передается правильно. Воевода же, строивший храм, видимо, был командирован Царем для устройства дел государственных в крае. На карнизе, под главою храма, сохранилась длинная доска с малоразборчивой надписью. Чрез увеличительное стекло можно прочесть: «лета 7181 (сла­вянским шрифтом) построена сия церковь при Царе Алек­сие Михайловиче, всея белыя и малыя России». По записям церковным храм значится построенным в 1696 году (вероят­нее в 1673). Лики Спасителя и Божией Матери на иконах в иконостасе очень отличаются от современной живописи и по письму, и по размеру, особенно по размеру (весьма крупные). Вместо подсвечников пред иконоста­сом висят какие-то древние светильни; в них вставляются восковые свечи. Храм этот стоит при повороте почтового тракта с Илима на Лену. Увенчанный двумя изящными гла­вами, искусно покрытыми драньем, он невольно обращает на себя внимание путника и красноречиво говорит ему о вере и глубокой религиозности наших предков — завоева­телей Сибири".

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г. Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.)

http://www.pribaikal.ru/standpoint/article/9300.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 ноября 2022

Точная дата строительства церкви не установлена. Клировые ведомости относят ее основание к 1696 году, но на карнизе имелась малоразборчивая надпись, свидетельствующая о построении церкви в 1673 г.: "лета 7181 (1673) построена сия церковь".

Это был клетский храм длиной 9 саженей 2 аршина, шириной 4 сажени 2,5 аршина. Стены ее были сложены из массивных бревен с рубкой углов с остатком. Необычно устройство храма и алтаря в одном объеме, сложенном едиными венцами, в то время как еще в 1660-е г.г. архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон строго предписал, что алтари у церквей должны быть только прирубленными, "а не в одной стопе с храмом". Высокий четвериковый сруб храма имел с западной стороны более низкий прируб трапезной. Над кровлей храма возвышался малый четверик, завершенный бочкой, с коньком и двумя одинаковыми главками. Двуглавие храма означало наличие двух приделов: один во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, другой - во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Храм отделялся от трапезной капитальной стеной с дверью и крупными проемами по сторонам. Введенская церковь первоначально отапливалась по-черному. Печь размещалась под полом, во время топки дым шел в трапезную, наглухо закрытую в это время от храма. В верхней части стены было прорублено окно, через которое дым выходил наружу. После топки печь "куталась", открывались двери и специальные проемы между трапезной и храмом - таким образом нагревалась вся церковь. К концу ХIХ в. черная печь была заменена на обычную.

Иконостасы обоих приделов простой столярной работы были в два яруса. У клиросов стояли массивные деревянные восьмиконечные кресты до двух саженей высотой. Согласно народному преданию, один из крестов был сделан "на корню" по желанию воеводы А. Змеева. Основание креста действительно было зарыто в землю и выходило в храм из-под пола. Летописи отмечают, что все иконы храма были древние, написанные на холсте и прочно наклеенные на доски.

Введенская церковь - уникальный памятник архитектуры второй половины ХVII в., была варварски разрушена в 1949 г., несмотря на то, что с 1925 г. согласно постановлению Иркутского губисполкома, а с 1948 г. - постановления СМ РСФСР, она охранялась государством.

Православие на Илиме. г. Железногорск-Илимский, http://www.pravilim.zachalo.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.