Елгомская пустынь располагалась на берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда (Няндомский район Архангельская область) при впадении речки Елгома в озеро. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относятся к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старецем Тарасием Москвитиным (1631-1642 гг.), что видно из надписи толкового Евангелия, пожертвованного им сей пустыне, и грамоты митрополита Серапиона Сарского и Подонского от 30 марта 1642 г. Кроме того, на 2 крестах, водруженных при основании ризы Богоматери, есть надпись: «при строителѣ, старцѣ Тарасіѣ Москвитинѣ» и на колоколе «радѣніемъ строителя старца Москвитина 1631 года».
Старца Тарасия и считают основателем монастыря. В грамоте митрополита Серапиона упоминается и уже имеющаяся братия новой обители, которая на Черном лесу решила со старцем основать новую пустынь. Грамота гласит: «Аз смиренный преосвященный Серапион митрополит Сарский и Подонский меж патриаршества строителя старца Тарасия с братиею благословил … в том лесу в Двинской десятине в Важском уезде на черном лесу в Елгомской пустыни на новом месте воздвигнуть новые храмы: во имя Живоначальной Троицы да в пределе святых мученик Бориса и Глеба, да другой храм во имя Богоявления Господня да в пределе Пречистыя Богородицы риз положения. А царския б двери в новые храмы и пределы были особно, не на одном брусу». Богоявленская церковь (возведена в 1644 г.) с двумя главами построена в стиле клетских церквей и считалась одной из древнейших храмов такого типа, сохранившихся до XX века.
В 1714 г. сооружен вместо обветшавшего Троицкий храм с бочкообразным покрытием. Была здесь и шатровая колокольня, построенная в ХVII веке и возобновленная в 1843 г. В книге "Русское деревянное зодчество”, изданной в 1942 г. Академией архитектуры СССР, о храмах написано следующее: "На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом”. К сожалению, комплекс храмов Елгомского погоста до наших дней не сохранился, остались только фотографии.
Уникальным памятником торговых международных связей являются два колокола обители. О них упоминалось в Олонецком сборнике в 1894 г. в статье А. Воронова. Древнии надписи на колоколах: «Въ Елгомской пустынѣ, селенiи, лежащемъ въ 170 верстахъ къ востоку отъ Каргополя, находятся на двухъ колоколахъ латинскiя надписи. Надписи эти были напечатаны въ Олонецк. Вѣдом. 1873 г. № 75, но не совсѣмъ точно, а именно: На 1-мъ (вѣсомъ въ 1 пудъ): AbbasmihinomenivdocideditR DCabargentear. 1641 года. На 2-мъ (вѣсомъ въ 3 пуда): Anno 1631. Henrick-Ter-Norst-me-fecit-baventriae 1) Было напечатано baventriae вмѣсто Daventriae, отчего 2-я надпись не могла быть удовлетворительно переведена, и Norstвмѣсто Horst. 2) Надписи были напечатаны буквами неодинаковой величины (это обстоятельство было бы неважно, если бы смыслъ той и другой надписи былъ понятенъ). Первую изъ этихъ надписей перевести трудно (быть можетъ, она не прочтена, какъ слѣдуетъ), а вторая переводится такъ: „Генрихъ-Теръ-Горстъ (очевидно, имя мастера) сдѣлалъ меня, т.е. колоколъ, въ Девентерѣ" (Девентеръ – городъ въ Голландiи, см. Реклю „Земля и люди" т. IV, стр. 358). И такъ въ Елгомскихъ колоколахъ мы имѣемъ рѣдкiй въ Олонецкой губернiи памятникъ торговыхъ сношенiй Россiи съ Голландцами въ 17-мъ столѣтiи».
Известны три настоятеля – строители Елгомской пустыни: Антоний - 1670-1677 гг. и монах Феодосий, на него дана грамота митрополита Новгородского Иова от 11 января 1711 г. о разрешении возведения нового, взамен ветхого от времени, Троицкого храма. К началу ХVIII века в пустоши было 20 монахов, которые вступали в конфликт с местными крестьянами, захватывая их земельные полосы. А старец Андроний развернул с черносошенными крестьянами судебную тяжбу по поводу работ на монастырь и принадлежности окрестных угодий, которая закончилась не в пользу мирян. Здесь фигурирует имя участника Северной войны мошанника (видимо, житель Моши) крестьянина Ивана Леонтьева сына.
Опись имущества пустоши на 20 тетрадных страницах в конце ХVIII века дает наглядное представление о хозяйстве монастыря и включает в себя всё - от церквей и книг до скотины и мелких хозяйственных вещей. В 1764 г. пустошь ввиду удаленности и как не приносящую большого дохода (населения мало, земля скудная, лес и реки не кормят) была закрыта. Утварь и монахов перевезли в Каргополь. Елгомская пустынь была упразднена в 1761 г. и преобразована в приход Елгомского погоста. Со второй половины XIX века на приходе действовала церковно-приходская школа. По переписи населения 1896 года, на территории Елгомы было 4 деревни, в которых проживали 140 мужчин, столько же женщин. В наличии было 92 двора.
В Елгомской пустыни почиталась чудотворная икона Положение ризы Божией Матери, по явлению и зову которой, по преданию, в каргопольские пределы из Москвы и пришел основатель – старец Тарасий. Богомольцы, особенно чающие исцеления, собирались сюда в субботу перед Троицей (престольным праздником одного из монастырских храмов). Явленным Тарасию и чудотворным считался и один из находившихся на колокольне колоколов с латинской надписью, края колокола были искусаны страдавшими зубной болью.
В начале ХХ века от пустоши оставалась одна деревянная церковь, которая упала в 1930-х годах. На месте монастыря располагалась деревня, исчезнувшая в 50-60-е годы ХХ столетия, в год укрупнения деревень население Елгомы свезли в Канакшу, затем там был сенокос одного из леспромхозов района, а сейчас о людях напоминают несколько рыбачьих изб.
По материалам: Олонецкий сборник. Выпуск 3. Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями. Н.И. Решетников. Русского Севера храмы. Каргополье. А. Воробьёв. Это нашей истории вехи. http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/elgomskaja_pustyn/0-38