ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Житное. Церковь Николая Чудотворца.


Житное. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1806.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, Роменский район, Житное

Координаты: 50.789145, 33.422123 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Николая Чудотворца, Вид с востока, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Вид с востока, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Вид с юго-запада, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Николая Чудотворца, Вид центрального верха с юго-востока, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Вид центрального верха с юго-востока, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Николая Чудотворца, Вид центрального верха, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Вид центрального верха, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Николая Чудотворца, Колокольня, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Колокольня, фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Николая Чудотворца, Фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Фотография С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер центрального верха, старинный рисунок<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер центрального верха, старинный рисунок
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер верха, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер верха, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Николая Чудотворца, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Николая Чудотворца, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Житное, Роменский район, Украина, Сумская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 ноября 2020

Церковь построена в 1806 году. Дубовая. В 1823 году подведен под неё кирпичный фундамент. Были ремонты, очевидно, и позже, но сведений о них не имеем. Пономарка и ризница связаны со срубом алтаря в замок и составляют часть первоначального облика церкви. Но ларьки, которые первоначальный вид строения значительно изменили, пристроены позже, вплотную. Церковь одноэтажная. В плане крещатая: центр - квадрат, к нему с запада, юга и севера примыкают три меньшие квадраты, а с востока - шестигранный алтарь (квадрат), подобный бабинца, только с отстраненными внешними углами.

Ознакомимся сначала с внешним видом строения. Срубы стен трех рукавов перекрыты каждой двускатной крышей, с фронтоном. Алтарь имеет крышу стожковой формы на 5 плоских граней. Грань сруба стен алтаря вместе со стожковым покрытием придают ему стройности. Четырехгранные же срубы стен рукавов с их двускатными крышами выглядят маловыразительно, хотя высота у них преобладает длину плана. Стройными их назвать нельзя и приземистыми – тоже. Стремительно засклепленные крыши рукавов закрывают значительную часть сруба стен центрального участка и затушевывают его действительно энергичную стройность (высота сруба стен центра чуть ли не вдвое превосходит длину плана участка и почти столь же преобладает высоту стен срубов рукавов).

Первый залом центрального участка перекрыт снаружи невысокой четырехскатной крышей с короткими плоскими гранями. На этом заломе поставлен восьмерик – невысокий, но раскидистый и приземистый. Крыша над вторым заломом-волнистая в профиле, но форма его тоже тяжелая. Тяжелая масса и глухого фонаря. Его ширина и длина, если исходить из распространенных у народных мастеров предписаний, недостаточно уменьшена по сравнению с массой восьмерика, и поэтому фонарь выглядит непропорционально тяжелым. Мастер понабивал на гранях фонаря «лутки» и нарисовал в них краской узкие высокие окна, трактуя, таким образом, фонарь как второй восьмерик. В интерьере Этот фонарь-глухой, перекрытый плоским потолком-плафоном; он и завершает участок. Снаружи восьмерик, оба заломы и особенно фонарь выглядели настолько тяжелыми, что мастер не только нарисовал на фонаре окна, но и надстроил над ними третий (фальшивый) залом, перекрыт уже легче предыдущих, волнистым в контурах крышей, который энергично сужает массу верха и переводит ее в глухой (тоже фальшивый) фонарик с грушевидною главкой и ажурным кованым крестом.

Значительная роль в оживлении внешнего вида церкви принадлежит окнам. Они облегчают архитектурные массы, образуя определенный ритмичный узор. Отмеченные нами характерные черты в оформлении внешнего вида церкви отразились в интерьере.

Сруб стен бабинца (и последних трех рукавов) – невысокий (6 м) как действительным размером, так и отношением его к площади плана (4,5 × 4,5 м). Однако мастер верхний венец сруба стен Бабинца на удалении 0,5 м от западной грани связывает сволоком. Такой же сволок заложен и поверх сруба стен северного рукава, а в южном рукаве и алтари зарублено по 2 поперечные балки: один у торцевой грани, второй – с противоположного края. Это свидетельствует, что мастер был не совсем уверен в надежности, устойчивости сруба, его замков. Покрыты в интерьере все рукава одинаково: стяжковыми заломами, состоящими из трех (в алтаре – пяти), наклонных к середине плоских граней, заломленных их под углом 36°-45°. Заломы - невысокие (около 1 м). Сверху пристелены плоским потолком со сволочком поперек его. Окна прорезаны в каждой наружной грани в верхней половине сруба стен.

Сруб стен центрального участка на границе со всеми 4-мя рукавами имеет заплечики, самые длинные от бабинца. Рукава соединяются с центром просветами 5-метровой высоты, завершенные полукругом. Каждый просвет имеет стяжку в один брус при пятке «арки». В алтаре просвет ниже, четырехгранный; верхний меньший просвет («голосник») имеет форму креста.

Сруб стен центрального участка – высокий (10 м) и выглядит умеренно стройным, не тесным. Ригелей в срубе стен центра (как и в срубах рукавов) нет. Три грани сруба стен, кроме восточной, прорезаны парой окон каждая. Итак, освещение-верхнее. Короткими клиньями в углах сруб стен переходит в первый залом – низенький, короткий. Узкие грани его очень мало сужаются кверху, тогда как более широкие, наоборот, сокращаются резко. Скошенные резко, они преломлены под углами 50°-55°. Восьмерик в интерьере выглядит просторным, умеренной высоты. Его освещают четверо окон (узких, высоких). Сруб восьмерика вверху обозначен 4-мя резными ригелями, размещенными со значительным отступом от стен; они связывают Южную и Северную грани с восточной и Западной. При восточной грани восьмерика над ригелями заложен сволочек с блоком в нем для цепи, чтобы подымать люстру.

Второй залом и на вид, и по обмеру стройнее, чем первый. Его грани преломлены под углами 62°-70°. Он переходит в глухой, непомерно просторный фонарь. Он - полутемный, и высота его невыразительна, скрадывается. Южная и северная грани фонаря сложены вертикально, а восточная и западная имеют незначительный наклон к середине (порядка 84°-87°). Сверху сруба фонаря врублен сволочок (положен по оси юг–север) и перекрыт плоским потолком-плафоном. Невольно возникает вопрос – не был ли сегодняшний глухой, непомерно просторный фонарь сначала верхним восьмериком, перекрыт еще одним – третьим заломом, а на нем уже стоял глухой узенький фонарик? То есть в интерьере церковь изначально имела такой же вид, как сейчас снаружи. Серьезные перестройки здесь были. Грани теперешнего глухого фонаря в интерьере окованы железом; кроме того, фонарь скреплен железными штабами, заложенными накрест через фонарь. Наше предположение тем более вероятно, что внутренняя высота центрального участка достигает лишь 17 м, тогда как мастер явно намеревался построить стремительную и высокую церковь. Одновременно приходится помнить и об определенной робости мастера, вспоминать о балках, которыми мастер «страховал» срубы стен рукавов.

Церковь в Житнем несколько напоминает церковь Николая в Лебедине. В обоих памятниках - крещатый план, с выделением очень высокого, в стенах центрального сруба с парой окон в каждой грани. Высота центрального сруба стен в обоих памятниках равна сумме длины плана центра и бабинца, а внутренняя высота каждого из четырех рукавов равна половине ширины плана строения. Но этим сходство этих строений и ограничивается. Той грациозности форм, динамичной композиции, такой характерной для Лебединского Николая, в Житнянском Николае нет. Мастер церкви в Житнем строил по доброму (хорошему) образцу, но сам был плотником-ремесленником, а не художником-архитектором.

Анализ обмерных чертежей церкви Николая в с. Житном. Исходный размер в построении плана - сторона центрального квадрата. Половина диагонали его дает длину бабинца, алтаря, северного рукава (южный рукав на толщину бруса короче). Бабинец-четырехугольник, ширина его равна длине. Южный и северный рукава в плане квадраты. Алтарь – шестигранник (четырехгранник с отстраненными внешними углами), деформирован; длина и ширина такие же, как и в притворе; южная грань равна половине длины плана центра, северная грань на толщину бруса длиннее, а восточная равняется 1/3 ширины плана центра.

Внутренняя высота центрального участка без фонаря равна длине плана церкви. Полная внутренняя высота строения равняется утроенной длине плана центра. Высота стен срубов бабинца и обоих рукавов равна диагонали четырехугольника, что составляет половину плана центра, а алтаря – на толщину одного бруса меньше. Высота сруба стен вместе с заломом бабинца и обоих рукавов равна ½ ширины плана строения, а алтаря на толщину бруса меньше.

Окна в южной и северной гранях бабинца и все аналогичные в последних трех рукавах заложены на высоте равной 1/3 длины плана центра и бабинца, вместе взятых. Квадратное окно в Западной грани бабинца и круглое окно в восточной грани алтаря прорезано на высоте равной полной длине плана бабинца. Расстояние от пола до низа окон в срубе стен центрального участка равно диагонали плана участка, а центр их обозначает половину внутренней высоты центрального участка. Окна в восьмерике заложены над верхним венцом сруба стен на высоте равной ¼ длины плана участка.

Описание церкви и анализ обмерных чертежей показали, что мастер отразил в строении некоторые (незначительные) формальные элементы классицистического стиля, господствовавшего тогда в каменной архитектуре. Трудно объяснить причину определенной суховатости архитектурного мышления, скованность и дряблость творческого воображения мастера. Это отразилось в однообразии скучных формальных средств, принятых мастером, как в построении плана, так и при компоновке центрального сруба верха.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1929 г., перевод с украинского



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.