ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Оксочи. Церковь Спаса Преображения.


Оксочи. Церковь Спаса Преображения
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:не ранее 1898.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Новгородская область, Маловишерский район, д.Оксочи

Координаты: 58.655679, 32.795416



Церковь Спаса Преображения, Частная коллекция. Фото 1912 г.<br>, Оксочи, Маловишерский район, Новгородская область
Частная коллекция. Фото 1912 г.
Михаил Мещанинов
1 января 1912
Церковь Спаса Преображения, Фото с сайта http://nikolochrammv.cerkov.ru/cerkov-preobrazheniya-gospodnya-v-d-oksochi/<br>, Оксочи, Маловишерский район, Новгородская область
Фото с сайта http://nikolochrammv.cerkov.ru/cerkov-preobrazheniya-gospodnya-v-d-oksochi/
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 июля 2018

В 1898 году была построена новая каменная церковь Преображения Господня. Начало её постройки положено было пожертвованием одного из прихожан крестьянина деревни Радомли Семена Сергеева, оставившего перед смертью на это дело 12 тысяч рублей. Кроме того, с упразднением старого полотна николаевской железной дороги, пожертвованы были на постройку материалы остатков веребьинского железнодорожного моста и каменной трубы, гранит был использован на фундамент, а кирпич на стены церкви.

В торжестве освящения церкви участвовали: товарищ министра финансов тайный советник В.Н. Коковцов, уездный предводитель дворянства действительный статский советник барон В.П. Розенберг – оба прихожане Оксочской церкви, главный инженер Николаевской железной дороги О.А. Турцевич, санкт-петербургский купец М.М. Мартынов, самый щедрый благотворитель на новый храм.

Новый храм построен около самого полотна железной дороги, на возвышенном месте, так что далеко виден, особенно подъезжающим к селу по направлению от Москвы. По внешнему виду церковь была похоже больше на городскую, чем на сельскую и могла вместить до 500-600 человек. План церкви составлял архитектор Соболевский, работавший на строительстве железнодорожных объектов.

В годы Великой Отечественной войны церковь была взорвана, так как находилась рядом с железной дорогой и была хорошим ориентиром для вражеской авиации.

В 1999 году на её месте была построена новая деревянная церковь.

Шайдуров В.Н. Сельские усадьбы Оксочского прихода Пожарской волости Крестецкого уезда Новгородской губернии. История, культура, люди.


Марина Зуйкова  4 августа 2018

Само название «Оксочи» происходит от местоположения села около соч, т.е. около сочных (болотистых) мест. Село принадлежит к числу древнейших погостов бывшей Новгородской области. Основание его относится, вероятно, к первым векам утверждения христианства на севере Руси. В старину село, расположенное вдали от судоходных рек и больших дорог, среди дикого лесного края, было бедным и глухим уголком. С течением времени Оксочи изменили свой вид. Со второй половины 19 века с проведением Николаевской железной дороги, прошедшей недалеко от села, данная местность значительно оживилась и сделалась пригородной.

С 80-х годов 19 века, когда по упразднении небольшого участка старого полотна железной дороги, сделан был обход, и новая линия прошла близ самого села, оно и его приход благодаря своему здоровому климату сделались излюбленным местопребыванием для помещиков и дачников. В это время в приходе села Оксочи насчитывалось до 30 помещичьих усадеб, а летом каждый свободный уголок, даже в крестьянских избах отдавался под дачу. В связи с этими событиями в жизни местности стоит и постройка нового храма.

Старый деревянный храм Преображения Господня по клировым ведомостям существовал с 1762 года. По своим небольшим размерам и внешнему виду он не соответствовал росту прихода и села, возникла потребность в более обширном и благолепном храме. Начало его постройки положено было пожертвованием одного из прихожан крестьянина деревни Радомли Семена Сергеева, оставившего перед смертью на это дело капитал в 12 тысяч рублей. Кроме того, с упразднением старого полотна Николаевской дороги, 7 апреля 1889 года Высочайше пожертвованы были на постройку храма материалы, заключавшиеся в остатках веребьенского железнодорожного моста и каменной трубе, давшие гранит для фундамента и кирпич. Но этого было слишком мало для храма, стоившего не менее 70 тысяч рублей.

Трудное дело постройки храма осуществилось лишь благодаря заботам и неистощимой энергии местного настоятеля священника Петра Васильевича Ильинского, неутомимо ходатайствовавшего о нуждах своей церкви перед разными ведоствами и привлекавшего благотворителей. Нашлись благотворители, часто неизвестные, нередко из лиц, имевших самое отдаленное отношение к селу Оксочи, и вырос во всем великолепии обширный и красивый храм, которым мог полюбоваться каждый проезжающий по Николаевской железной дороге.

Новый храм был расположен около самого полотна железной дороги, на возвышенном месте, так что далеко виден, особенно подъезжающим к селу по направлению от Москвы. На высоком гранитном фундаменте возвышалась главная часть, пятиглавая, высотою с крестом 49 сажен, к линии железной дороги выходила колокольня высотою в 20 сажен. По внешнему виду храм похож скорее на городской, чем на сельский, и очень изящен, благодаря красивому расположению центральных окон и главного фонаря, легко взлетающего над всей каменной массой. Красива и колокольня, построенная в русском стиле 17 века. План храма составлен архитектором Николаевского вокзала в Петербурге Соболевским.

Внутри храм очень светел, раскрашен светлыми колерами, гармонирующими с золотым иконостасом. Средний алтарь был освящен в память Преображения Господня, так что древнейший главный храмовый праздник сохранился и при новом храме. Правый придел освятили в честь благоверного князя Владимира, левый – в честь святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славянских.

22 июня, канун освящения храма, было посвящено поминовению усопших, и после обедни торжественно перенесены в новый храм из старого деревянного и помещены в отдельных киотах две чтимые местно иконы: Тихвинской Божьей Матери и Преображения Господня. Еще к обедне в этот день собралось множество народа не только из Оксочского, но и из соседних и даже дальних приходов. Весь день со всех сторон подходил народ, так что к вечеру собрались тысячи. 23-го, рано утром совершена была утреня, а в 9 часов ударили в колокол к торжеству освящения храма. Новый храм торжественно освятил Высокопреосвященный Феогност. Умилительный обряд освящения и столь редкое для деревни архиерейское служение произвели на молящихся неизгладимое впечатление. Сиял во всем праздничном уборе и сам храм.

К торжеству освящения прибыли товарищ министра финансов тайный советник В.Н. Коковцов, уездный предводитель дворянства действительный статский советник барон В.П. Розенберг – оба прихожане Оксочской церкви, главный инженер Николаевской железной дороги О.А. Турцевич, санкт-петербургский купец М.М. Мартынов, самый щедрый благотворитель на новый храм.

Храм Преображения Господня простоял лишь до 1942 года, он был взорван в июле месяце, так как стоял у самой железной дороги и был хорошим ориентиром для обстрела вражеской артилерии. Старожилы рассказывают, что за первым приказом о подрыве храма пришел второй приказ, оставляющий святыню в целости, да не успел он - минеры сделали свое дело.

http://nikolochrammv.cerkov.ru/cerkov-preobrazheniya-gospodnya-v-d-oksochi/



Комментарии и обсуждение


На месте этой церкви построена новая деревянная Сретенская церковь.

1 марта 2016, Андрей Агафонов.