Крестовоздвиженская церковь представляет собой образец постройки классицистического стиля, распространившегося в Западной Европе в конце XVIII – начале XIX века. Вокруг центрального кубического объема с глухим «ложным» куполом с четырех сторон пристроены меньшие по размерам прямоугольные притворы. К западному притвору со стороны входа примыкала колокольня со сквозным деревянным верхним ярусом, увенчанным небольшим куполом со шпилевидным завершением.
Архитектура колокольни своими деталями в обрамлении арочного проема, формой шпиля имитирует в дереве характерные для классицизма каменные элементы храма. Предположительно, храм 1808 года постройки был возведен на месте более ранней церкви, построенной при архиепископе Я. Смогоржевском, так как он по-прежнему располагается посреди двора, окруженный оградой со встроенными часовнями, ставшими монастырскими кельями. Первоначальный храм, возведенный до 1788 года, возможно, пострадал при пожаре или был взят за первооснову и подвергся перестройке. На фотоснимке начала XX века виден грандиозный входной портал, расположенный по оси главного входа в монастырский двор, в виде разрушенного пилона, от которого сохранились две массивные башни в виде тосканских колонн на высоком (в уровень с каменным ограждением) цоколе. Из фотодокумента также следует, что встроенные кельи монахов в плане имеют круглую форму и симметрично выступают с двух сторон относительно связывающей их ограды. Перекрыты бывшие часовни куполами, покрытыми черепицей, скорее всего, «ложными». Эти купола своей формой подобны куполу основного объема храма. Каждая из этих небольших двенадцати центрических сооружений имеет четыре небольших круглых окна, расположенных симметрично по два с внутренней и внешней стороны ограды. Дверной проем в кельи находился с внутренней стороны территории монастыря.
Крестовоздвиженский мужской базилианский монастырь был закрыт в 1836 году, как и многие другие базилианские и католические монастыри, после восстания 1830 года. Комплекс долго пустовал и был определен под снос в 1896 году.
В начале XX века православная Крестовоздвиженская церковь, существующая исключительно на небольшие пожертвования прихожан, нуждалась в ремонте; 10 марта 1898 года была обследована епархиальным архитектором.
В Святейший Правительствующий Синод было подано прошение на выделение денег из средств специально созданного капитала, идущего на устройство церквей в губерниях Западного края. В документе отмечалось стратегически важное расположение храма, «стоящей при железной и почтовой дорогах и лагерном помещении Полоцкого Кадетского Корпуса». ТехникоСтроительный Комитет (ТСК) Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде по докладу гражданского инженера Косякова рассмотрел и утвердил в 1900 году проект и смету на перестройку и расширение каменной церкви в Струни с устройством при ней колокольни.
Проект был составлен епархиальным архитектором Коршиковым в «русском» стиле согласно представлениям Российского государства об облике православных храмов империи. Фасады получают новую пластическую систему декора, в которой ярко проявляются ключевые внешние формы древнерусской церкви: шатровая башняколокольня, луковичные формы в завершении куполов, килевидные завершения оконных проемов. Геометрический орнамент в виде равноконечных крестов украшает верхнюю часть храма. Но согласно прошению епископа Полоцкого и Витебского Никодима все чертежи на эту церковь были оставлены в прежнем виде лишь с некоторыми изменениями по ремонту и переустройству. Были разрешены следующие работы: «ремонт крыши в ея настоящем виде, перестилка полов, замена дверей и окон новыми, без изменения оконных проемов и без пробивки новых окон, побелка стен и сводов, устройство печей. При входе в церковь может быть устроен тамбур. Никакие другие изменения храма снаружи и внутри не могут быть допущены, так как церковь и ее иконостас весьма хорошего устройства. Точно также ограда церкви должна быть поддержана в ее настоящем виде весьма оригинальном и любопытном». По прежнему проекту каменный забор со встроенными кельями собирались переделывать в новый «с употреблением на сей предмет в добавление к новому материалу и пригодного материала от старой ограды...». Оставшуюся от ассигнования сумму епископ Никодим предложил отправить на устройство церкви в селе Ново-Замшанах Дриссенского уезда.
Перестройка Крестовоздвиженской церкви согласно чертежам епархиального архитектора Коршикова так и не была осуществлена. Церковь вместе с уникальной оградой в виде монастырских келий до наших дней не сохранилась.
По материалам статьи: "Стилистические особенности Крестовоздвиженской церкви мужского базилианского монастыря в Струнье в начале XIX века" (автор И.Н. Ожешковская, Белорусский национальный технический университет, Минск, 2012)
Источник: статья на сайте https://elib.psu.by/bitstream/123456789/17/5/8-13.pdf ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА