ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кердём. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь в этнографическом музее "Самартай"


Кердём. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1892.
Адрес:
Россия, Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Кердём

Координаты: 61.42928, 129.203928
Проезд:От Якутска автобусом до Покровска, далее паром через р. Лену на правый берег, затем на попутке по пойме до села Кердём.



Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-востока<br>, Кердём, Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Вид с юго-востока
А. С. П.
30 июля 2016
Церковь Николая Чудотворца, Внутреннее убранство<br>, Кердём, Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Внутреннее убранство
А. С. П.
30 июля 2016
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-запада<br>, Кердём, Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Вид с северо-запада
А. С. П.
30 июля 2016
Церковь Николая Чудотворца, Фото советского периода из фондов Хангаласского улусного краеведческого музея им. Г.В. Ксенофонтова<br>, Кердём, Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Фото советского периода из фондов Хангаласского улусного краеведческого музея им. Г.В. Ксенофонтова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  3 сентября 2019

Этнографический музей «Самартай» действует с 1991 г. На территории музея расположены памятники истории и архитектуры: Качикатская Николаевская церковь 1890 г.; зерносушилка; шестигранный дом - бабаарына, строение 18 века; амбар бая Кирилла (Кирилэ баай ампаара), построенный для защиты от «разбойника» Манчаары, XIX века; летний балаган XVIII века. История создания Кердемского музея «Самартай» в с. Кердем Хангаласского улуса

В 1892 г. началось строительство Качикатской Николаевской церкви в с. Кердем Благочинный Якутских церквей священник Василий Бережнее дал рапорт Его Первосвященству Милентию - епископу Якутскому и Вилюйскому; «Честь имею благопокорнейше донести, что благословению Вашего первосвященства, закладка фундамент Качикатского Николаевского храма на речке Лютенгэ свершено мною 24 апреля 1892 года» (Рукопись Н.Д. Тордеева).

По сооружению Качикатской церкви, согласно по контракту, подрядчиком был некий Чагин, вероятно, из якутских купцов или предпринимателем. Из местных жителей мастерами работали Петр Тихонов по прозвищу Чемчок из Качикатского наслега и Николай Алексеевич Борисов, по прозвищу Бэриэскин из 2 Жемконского наслега – знатоки строительства русских домов. В 1906-1909 гг. старостой церкви был избран Гавриил Константинович Павлов – богач 2 Жемконского наслега, а с 1910 г. Семен Петрович Барашков – известный богач Качикатского наслега.

Из архива материалов известно, что Г.К. Павлов в пользу церкви пожертвовал 500 рублей от себя и 2500 рублей, собранных с населения. А С.П. Барашков от себя пожертвовал 700 рублей, от населения своего наслега – 300 рублей. За эту меценатскую деятельность в 1912 г. они были награждены серебряными медалями на Станиславской ленте для ношения на груди. Интересно, что в представлении к награде С.П. Барашкова стоит подпись старшины Качикатского наслега Алексея Елисеевича Кулаковского. При церкви с 1 сентября 1898 г. существовала церковно­приходская школа. Приход составляли якуты Качикатского и двух Жемконских наслегов, при этом численность прихожан в 1914 г. составляла 4175 человек.

Все церковники владели якутским языком, и слово Божье передавали местному населению на их родном языке. Церкви в Якутии по своей архитектуре не уступили церквям центральной областей России, только ни одна из них не имела позолоченного купола и такого богатого внутреннего убранства, как в России. Единственная из дошедших до наших дней Качикатская Николаевская церковь в с. Кердем за свой долгий век стала свидетелем многих событий, которые из человеческой памяти со сменой поколений постепенно выветриваются. Например, в 1929 г., в «год великого перелома», активистами Советской власти были сорваны кресты и колокола. А еще раньше, 12-13 февраля 1922 г., около церкви разыгралась вовсе трагическое событие, когда небольшой отряд во главе с пьяным командиром зарубил и расстрелял последнего попа и 16 мирных жителей. «Вина» последних состояла в том, что у кого-то из них повстанцы реквизировали сено, кого-то под страхом расстреляли, заставили собрать свечи у населения. Красные же усмотрели в поступках этих несчастных пособничество бандитам. Во времена советской власти здание церкви долгое время служила клубом, складом, затем и вовсе простаивала, осенью размещали студентов, прибывших на уборочную работу.

В феврале 1989 г. писатель Суорун Омоллоон, в то время работавший над организацией Соттинского музея, прибыл с указом Министерства культуры о передаче здания церкви в Соттинский музей. В тот же вечер был созван срочный сельский сход. Все прибывшие на сход, единодушно приняли решение об отказе. Постановлением этого схода было принято решение о реставрации здания и создать на базе церкви историко-этнографический музей. Ответственным был назначен Захаров Роберт Константинович. С того момента произведено много работы по улучшению и расширению музея. В 1990 г. директор совхоза «50 лет Октября» Н.Ф. Трофимов предоставил 4-х квартирный дом для музея. 1991 г. все экспонаты, собранные жителями наслега были перевезены в новый дом. Территория музейного комплекса занимает 1 га самого высокого холма села.

http://russianroutes.ru/m/etnograficheskiy-muzey-samartay/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.