ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кердём. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь в этнографическом музее "Самартай"


Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1892.
Адрес:
Россия, Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Кердём

Координаты:61.42928, 129.203928
Проезд:От Якутска автобусом до Покровска, далее паром через р. Лену на правый берег, затем на попутке по пойме до села Кердём.


Добавить фотографию
Церковь Николая Чудотворца - Кердём - Хангаласский район - Республика Саха (Якутия)
Вид с юго-востока
А. С. П.
30 июля 2016
Церковь Николая Чудотворца - Кердём - Хангаласский район - Республика Саха (Якутия)
Внутреннее убранство
А. С. П.
30 июля 2016
Церковь Николая Чудотворца - Кердём - Хангаласский район - Республика Саха (Якутия)
Вид с северо-запада
А. С. П.
30 июля 2016




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Вадим кр,  3 сентября 2019

Этнографический музей «Самартай» действует с 1991 г. На территории музея расположены памятники истории и архитектуры: Качикатская Николаевская церковь 1890 г.; зерносушилка; шестигранный дом - бабаарына, строение 18 века; амбар бая Кирилла (Кирилэ баай ампаара), построенный для защиты от «разбойника» Манчаары, XIX века; летний балаган XVIII века. История создания Кердемского музея «Самартай» в с. Кердем Хангаласского улуса

В 1892 г. началось строительство Качикатской Николаевской церкви в с. Кердем Благочинный Якутских церквей священник Василий Бережнее дал рапорт Его Первосвященству Милентию - епископу Якутскому и Вилюйскому; «Честь имею благопокорнейше донести, что благословению Вашего первосвященства, закладка фундамент Качикатского Николаевского храма на речке Лютенгэ свершено мною 24 апреля 1892 года» (Рукопись Н.Д. Тордеева).

По сооружению Качикатской церкви, согласно по контракту, подрядчиком был некий Чагин, вероятно, из якутских купцов или предпринимателем. Из местных жителей мастерами работали Петр Тихонов по прозвищу Чемчок из Качикатского наслега и Николай Алексеевич Борисов, по прозвищу Бэриэскин из 2 Жемконского наслега – знатоки строительства русских домов. В 1906-1909 гг. старостой церкви был избран Гавриил Константинович Павлов – богач 2 Жемконского наслега, а с 1910 г. Семен Петрович Барашков – известный богач Качикатского наслега.

Из архива материалов известно, что Г.К. Павлов в пользу церкви пожертвовал 500 рублей от себя и 2500 рублей, собранных с населения. А С.П. Барашков от себя пожертвовал 700 рублей, от населения своего наслега – 300 рублей. За эту меценатскую деятельность в 1912 г. они были награждены серебряными медалями на Станиславской ленте для ношения на груди. Интересно, что в представлении к награде С.П. Барашкова стоит подпись старшины Качикатского наслега Алексея Елисеевича Кулаковского. При церкви с 1 сентября 1898 г. существовала церковно­приходская школа. Приход составляли якуты Качикатского и двух Жемконских наслегов, при этом численность прихожан в 1914 г. составляла 4175 человек.

Все церковники владели якутским языком, и слово Божье передавали местному населению на их родном языке. Церкви в Якутии по своей архитектуре не уступили церквям центральной областей России, только ни одна из них не имела позолоченного купола и такого богатого внутреннего убранства, как в России. Единственная из дошедших до наших дней Качикатская Николаевская церковь в с. Кердем за свой долгий век стала свидетелем многих событий, которые из человеческой памяти со сменой поколений постепенно выветриваются. Например, в 1929 г., в «год великого перелома», активистами Советской власти были сорваны кресты и колокола. А еще раньше, 12-13 февраля 1922 г., около церкви разыгралась вовсе трагическое событие, когда небольшой отряд во главе с пьяным командиром зарубил и расстрелял последнего попа и 16 мирных жителей. «Вина» последних состояла в том, что у кого-то из них повстанцы реквизировали сено, кого-то под страхом расстреляли, заставили собрать свечи у населения. Красные же усмотрели в поступках этих несчастных пособничество бандитам. Во времена советской власти здание церкви долгое время служила клубом, складом, затем и вовсе простаивала, осенью размещали студентов, прибывших на уборочную работу.

В феврале 1989 г. писатель Суорун Омоллоон, в то время работавший над организацией Соттинского музея, прибыл с указом Министерства культуры о передаче здания церкви в Соттинский музей. В тот же вечер был созван срочный сельский сход. Все прибывшие на сход, единодушно приняли решение об отказе. Постановлением этого схода было принято решение о реставрации здания и создать на базе церкви историко-этнографический музей. Ответственным был назначен Захаров Роберт Константинович. С того момента произведено много работы по улучшению и расширению музея. В 1990 г. директор совхоза «50 лет Октября» Н.Ф. Трофимов предоставил 4-х квартирный дом для музея. 1991 г. все экспонаты, собранные жителями наслега были перевезены в новый дом. Территория музейного комплекса занимает 1 га самого высокого холма села.

http://russianroutes.ru/m/etnograficheskiy-muzey-samartay/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.