ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лукачёво (Богородский погост). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне.


Лукачёво (Богородский погост). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Ярусные храмы
Год постройки:1793.
Год утраты:приблизительно 1963 (разобрана)
Адрес:
Вологодская область, Усть-Кубинский район, дер. Лукачево

Координаты: 59.759388, 39.525017



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне, Церковь слева. Фото 1960-х годов из фондов ЦГАКФФД СПб<br>, Лукачёво (Богородский погост), Усть-Кубинский район, Вологодская область
Церковь слева. Фото 1960-х годов из фондов ЦГАКФФД СПб
Михаил Мещанинов
22 июля 1962
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Лукачёво (Богородский погост), Усть-Кубинский район, Вологодская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Лукачёво (Богородский погост), Усть-Кубинский район, Вологодская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне, Фото Покрышкина П. П. 1905 г. из НА ИИММК РАН. (Негатив II 27756)<br>, Лукачёво (Богородский погост), Усть-Кубинский район, Вологодская область
Фото Покрышкина П. П. 1905 г. из НА ИИММК РАН. (Негатив II 27756)
Дмитрий Волохов
1 августа 1905
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне, Частная коллекция. Фото 1905 г.<br>, Лукачёво (Богородский погост), Усть-Кубинский район, Вологодская область
Частная коллекция. Фото 1905 г.
Михаил Мещанинов
11 июня 1905
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Лукачёво (Богородский погост), Усть-Кубинский район, Вологодская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  25 июня 2020

Церковь Пресвятой Богородицы на Корне, в Воскресенской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. Корневская Богородицерождественская церковь, 1793 года. Деревянная, холодная. Ярусная. Главный сруб с основания восьмигранный; вход в него устроен в особой обширной нише, вынутой в нижней части западного сруба - трапезы. Престол один. В 1908 году отремонтирована. Вторая - Корневская Ильинская церковь, 1895 года, каменная. Престол в честь пророка Илии.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?sort=2&id=850

На проявление локального архитектурного своеобразия деревянных церквей исследователи обратили внимание в конце 1930–х годов. С.Я.З абелло, В.Н. Иванов, П.Н. Максимов в своей известной монографии первыми назвали местные архитектурные «школы»: «прионежскоую» и «пинежско–мезенскую». Позднее С.Я. Забелло отметила локальную группу храмов с крещатой формой плана в Череповецком уезде (ныне Вологодская область). Ю.Г. Самойлов выделил особую разновидность ярусных церквей в селениях по реке Ветлуге и ее притоку Волу. Но все эти исследователи лишь констатировали обнаруженные ими явления и не углублялись в их изучение.

Отчетливо о существовании региональных особенностей в деревянной церковной архитектуре заявил В.П.Орфинский в монографии о деревянном зодчестве Карелии. Он же в ряде статей развил идею об этническом своеобразии карельской деревянной архитектуры.

Недавно так называемое кубоватое завершение церквей в качестве местной архитектурной формы подверглось разностороннему исследованию в работе А.Б.Боде. В частности, автор инвентаризировал и систематизировал известные кубоватые храмы, уточнил время, пути и границы их распространения, попытался установить источник их образования и пришел к выводу о существовании «поонежской архитектурной школы».

Типологически своеобразная группа из трех ярусных церквей, построенных в последние два десятилетия XVIII века, выявлена нами в Вологодской области. Все они были посвящены Рождеству Богоматери и стояли в селах: Каликине (Поповке) Вожегодского района, Корневе Устьянского района, Васильевском (Межурках) Харовского района. В прошлом эта территория составляла порубежье Вологодской и Новгородской губерний.

Долгое время исследователи деревянной архитектуры были знакомы только с церковью в Корневе, фотографию южного фасада которой опубликовали Ф.Ф.Горностаев и И.Э. Грабарь в «Истории русского искусства». Снимок сопровождается комментарием: «… встречаются и приемы, схожие с первичным плановым приемом шатровых храмов, как мы видим в интереснейшей церкви Рождества Богородицы в Корневе Кадниковского уезда… Она в своей нижней части, до сих пор еще не обшитой, производит впечатление какого–то крепостного сооружения и отличается замечательной живописностью. Ее главный сруб – с основания восьмигранный, причем вход в него устроен в особой обширной нише, вынутой в нижней части западного прируба–трапезы».

Не обошел вниманием корневскую церковь и М.В. Красовский, заметивший в ней: «…какой–то неуловимый характер севера… ее нижний ярус, срубленный восьмериком и этим резко отличающийся от остальных четырехъярусных церквей, имеет… суровый и величавый вид, как и все, что создано руками северян, строивших на самой грани XIX века почти так же, как и на два века раньше».

Две другие церкви группы не попали в поле зрения первых исследователей деревянной архитектуры. Только в 1983 г. они в качестве архитектурной аналогии храма Ильи Пророка (1755 г.) на погосте Цыпино были обследованы под руководством автора настоящей статьи. Некоторые из полученных при обследовании данных были опубликованы, в частности, был отмечен необычный прием устройства входа в храм: без крыльца и наружной лестницы, в боковых нишах.

Как Ф.Ф.Горгостаев с И.Э.Грабарем, так и М.В.Красовский реально не видели корневскую церковь, и писали о ней, вероятно, по единственной фотографии. Наверное, по этой же причине оба исследователя не смогли заметить большинства архитектурно–типологических особенностей, отличающих корневский храм от абсолютного большинства других, известных в то время. Выявленные нами фотографические и письменные архивные материалы о церкви Рождества Богородицы в Корневе позволили детальнее познакомиться с архитектурой этого памятника, определить его место в ряду аналогичных храмов. По архивным источникам также удалось установить некоторые подробности архитектурной истории церквей в Каликине (Поповке) и Межурках (Васильевском).

... Второй храм – Рождества Богородицы в Корневе или «на Корне», как писали в документах XVIII в.,был построен в 1793 г. Он обладал того же типа объемной композицией, что и каликинская церковь, но отличался большей стройностью и наличием еще одного, четвертого восьмерика. Ярусную башню накрывал небольшой граненый купол с главой округлой формы на относительно тонкой шее. Главу венчал металлический восьмиконечный крест. К началу XX в. глава, шея и купол были обиты железом. Три верхних восьмерика, срубленные «в лапу» и стесанные снаружи, были по углам обшиты и побелены. Однако основная, нижняя часть храма до 1906 года сохранялась без переделок, а именно: без обшивки, с первоначальными косящатыми окнами не только на уровне лестничных площадок, но и в стенах галереи–паперти и верхних восьмериков. Иначе, чем в каликинской церкви, был расположен и вход в здание. Здесь следует отметить неточность в процитированном выше замечании И.Э.Грабаря о корневской церкви. Дверь в юго–западной грани ее восьмерика, которая видна в нише на опубликованной фотографии, вела не в храм, а в одно из помещений подклета. В храм же можно было войти только с запада. Из притвора лестница, ступени которой врубались во внутренние стенки Т–образного прируба, вела на площадку перед двустворчатой дверью с нарисованными филенками. Проем обрамлял перспективный портал с килевидным завершением, с богатой резьбой и росписью. За дверью в противоположной, восточной стене прируба находился вход в кладовую, а по сторонам в перпендикулярном направлении к северной и южной стене были врублены ступени лестниц. После промежуточной площадки их направление менялось на 180°: ступени верхних маршей крепились во внутренний переруб и наружную западную стену, вдоль которой поднимались на паперть. Там три входа вели в собственно церковь: два боковых – в северо–западной и юго–западной гранях восьмерика и третий – в западной стене прируба. Вверху центральный вход выделялся столь же богатым оформлением, как и внизу, но рисунок резьбы и роспись были иными. Боковые же проемы, судя по чертежу П.П. Покрышкина, имели гладкие косяки.

По материалам: Шургин И.Н. Некоторые региональные особенности деревянных храмов Вологодчины второй половины XVIII века. Цит. по: http://kizhi.karelia.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.