Впервые название «Белая Слуда» упоминается в Писцовой книге города Устюга Великого и Устюжского уезда письма и меры писца Никиты Васильевича Вышеславцева и подьячего Аггея Федорова 1623-1626 годов. В то время Белослудский стан в составе Устюжского уезда включал в себя пять волостей [1]. Неизвестно, существовал ли тогда уже храм на правом берегу Северной Двины, на месте нынешней деревни, но можно предположить, что существовал, так как в церковной метрике было указано, что в 1642 году церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери возвели «на месте ветхой». Белослудский погост располагался на берегу Погостского озера в низовьях Уфтюги, впадающей в Северную Двину, так как с течением времени русло реки изменило свое направление [2]. Само название места очень любопытно. Термин «Слуда» или «Слудка», согласно словарю Даля, оно имеет два значения: слюда (вологодского наречие) или крутой берег реки (пермское наречие). Неизвестно, встречалась ли в этих местах слюда, а вот берег реки и в самом деле был крутым и поросшим белым мхом.
Устюжские земли в начале XVII столетия входили в состав ростовской епархии. По благословению ростовского архиепископа Варлаама II здесь построили множество храмов, в том числе и холодную Владимирскую церковь с приделами во имя пророка Илии и свв. Флора и Лавра (наверху) [3]. Скорее всего, немного позже рядом с ней возвели церковь во имя свт. Афанасия Александрийского и высокую деревянную колокольню. С 1788 года Великоустюжский уезд вошел в состав Вологодской епархии, а с 1796 года – Вологодской губернии. С 1937 года эта местность стала частью Архангельской области как деревня Большая Слуда Красноборского района.
В 1885 году колокольню разобрали, о чем с возмущением упоминал в своих записках Василий Верещагин [4]. В 1872-1885 годах на месте разобранной колокольни возвели каменную. Та же участь едва не постигла и самый храм, о чем даже подавалось в 1894 году отношение от Вологодской духовной консистории в Археологическое общество, как это следует из протоколов заседания комиссии по сохранению древних памятников. Комиссия постановила выделить нужную сумму для реставрации церкви [5].В 1753 году перестроили Афанасьевскую церковь (в 1904 году поновлялась), а в 1899 отреставрировали Владимирскую [2]. К этому времени храм имел уже другое посвящение: во имя свт. Николая с приделом во имя свв. Флора и Лавра. Произошло это потому, что в 1896 году в приходе освятили новый каменный храм с престолами во имя Владимирской иконы Божией Матери, пророка Илии и свт. Афанасия Александрийского [2]. До нашего времени сохранился только он. Афанасьевскую церковь разобрали в 1940-е годы, а Владимирскую планировалось перенести в музей «Малые Корелы», но в 1963 году она сгорела от удара молнии.
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери многие исследователи считали одним из самых красивейших храмов Русского Севера [6]. Высокая (более 40 м), величественная, она возвышалась над берегом озера. По своей архитектуре церковь весьма характерна для Северодвинских земель начала XVII века. Стройный восьмерик «от пошвы» (т.е. от земли) заканчивался повалом. Венчал его огромный (чуть меньше половины всей высоты) шатер, крытый лемехом. Его облик позволил назвать Владимирскую церковь «одним из возможных кульминационных моментов» в процессе увеличения высоты шатра в деревянном зодчестве данного региона [7]. Венцы восьмерика мастера срубили «с остатком» [8]. С востока и с запада к восьмерику примыкали прямоугольные прирубы: алтарь и трапезная, перекрытые бочками изящного рисунка. Главный вход в храм был устроен с юга. С запада восьмерик охватывала галерея на столбах, заходившая на северную и южную стороны. На чердаке имелись голосники [2,8,9].
Почти аналогичную композицию и соотнесение пропорций восьмерика и шатра имели еще несколько храмов начала XVII века Сольвычегодского уезда. Очень сходен с ней Ильинский храм Выйского погоста 1600 года. Его можно назвать непосредственным предшественником интересующей нас церкви, даже высота его почти такая же - около 40 метров. Храм уничтожили в 1930-е годы. Успенская церковь в Нижней Уфтюге (начала XVII века) стояла в том же ряду. Ее облик нам известен только по обмерам и рисункам В.В. Суслова, так как она была разобрана еще около 1885 года [2,8,10]. Примеры подобных деревянных церквей встречались в этой местности и в более позднее время. Как пример можно привести Георгиевскую церковь в селе Вершины (1672 год). Сейчас она находится в музее «Малые Корелы».
Библиография:
[1] РГАДА, ф. 1209. Устюжский уезд кн. 507 (илл. 1-582 об.). Цит. по Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII веке. Спб., 1909. Т. I. С.: 23
[2] ИИАК. Спб., 1916. Т.61. С.: 21-23; 31-33
[3] Савваитов П. Об учреждении Вологодской епархии // ВЕВ. 1865. №5. Прибавления. С.: 168.
[4] Верещагин В.В. На Северной Двине (По деревянным церквям). М., 1896. С.: 16, 18-19
[5] Древности. Труды московского археологического общества. Спб., 1900. Т. XVII. С.: 315
[6] Грабарь И.Э. ИРИ. М., 1910. Т.1. С.: 360-361; 363-363
[7] Савандер К.Ю. К вопросу о пропорционировании деревянных шатровых храмов Российского Севера. С.: 99-114 // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 102, 108
[8] Красовский М. История русской деревянной архитектуры. Пг., 1916. С.: 220
[9] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 92
[10] Суслов В.В. Памятники древнего русского зодчества. Спб., 1901. Вып. VII.